Марина Ширяева
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Сюрприз от Петрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с использованием музыкально – дидактических игр
для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание.
Уточнить и закрепить восприятие таких средств музыкальной выразительности, как ритм, регистр, тембр, мажорный и минорный лад. Учить детей петь выразительно, передавая ладовый характер музыки, передавать ладовое изменение музыки в движение, точно воспроизводить ритм музыки, определять жанр произведения, играть согласованно в оркестре.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Сюрприз от Петрушки“» размещена в разделах
Развивать слуховое внимание, воображение, творческую фантазию, коммуникативные навыки. Расширить словарный запас детей новыми понятиями: мажор, минор, стоккато, легато.
Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к музыке.
Музыкально – литературный материал.
Л. Бетховен, «Весело – грустно»
И. Штраус, «Венская полька»
А. Петров, «Вальс с шарфами»
С. Железнов, Е. Железнова, «Карнавал»
Сл. и муз. Л. А. Старченко, «Звёздочка моя». Журнал «Колокольчик» № 20, 2001г.
Оборудование.
• Музыкальный центр
• Дидактические игры: «Сладкий колпачок», «Музыкальная поляна», «Кубик – оркестр», «Шахматное королевство», «Весёлые шляпки», «Петушиная семейка»
• Детские музыкально-шумовые инструменты
Дети входят в зал, приветствуют друг друга.
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, в нашем зале появился новый житель. Кто это? (Паук.) И не успел он сплести свою паутину, как в неё уже что-то появилось. Давайте посмотрим. Да это же письмо. Прочитаем?
«Здравствуйте, ребята! Я приготовил для вас сюрприз, и спрятал его под один из своих колпачков, но под какой забыл. Когда я готовил для вас сюрприз, то рисовал рисунок. Может он поможет вам его найти. Не могу помочь вам в поисках, мне нужно спешить. До свидания!»
Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, а что нарисовано на рисунке у Петрушки? (Радуга.) А как вы думаете, почему Петрушка нарисовал радугу? Наверное потому, что помогут нам найти сюрприз цвета радуги и музыкальные краски. Ведь музыка звучит по - разному и имеет свои краски. А называются они средства музыкальной выразительности. Ну что, ребята, готовы искать сюрприз? Тогда смотрим, какой колпачок мы открываем первым? (Красный.)
Дети по очереди открывают колпачки, под которыми находятся атрибуты к играм или рисунки, изображающие игру. Под одним из колпачков лежит рисунок для песенки. Дети играют в игры, исполняют песню, и под последним из колпачков находят сюрприз от Петрушки.
Красный колпачок.
Музыкальная поляна
Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков. Составление простой попевки
Игровой материал: зелёное поле, на нём ёлочки и фигурка девочки, большие и маленькие цветы.
Музыкальный руководитель. Как весело летом! Мы бегали по мягкой травке, загорали, купались и прибежали на поляну. А там девочка Танечка собрала цветочки, да не простые, а музыкальные. И получилась песенка.
Василек, василек, мой любимый цветок.
Все дети отхлопывают ее ладошками и пропевают. Затем выкладывают цветочками попевку.
Оранжевый колпачок.
Кубик-оркестр
Дидактическая игра на развитие чувства ритма.
Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать,
На чем тебе теперь играть!
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».
Жёлтый колпачок.
Шахматное королевство
Дидактическая игра на развитие чувства ритма и музыкальной памяти.
Игровой материал: плоскостной дворец, шахматное поле, фигурки Короля и Королевы (сделанные из пластмасса или дерева, фигурки придворных.
Фигурки Короля и Королевы стоят в центре у края шахматного поля, фигурки придворных в руках у детей по бокам шахматного поля.
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня в шахматном королевстве объявлен бал. И Королева с Королём решили научить придворных танцевать свои любимые танцы.
Музыкальный руководитель берет фигурку Королевы и выстукивает ритмический рисунок. Дети повторяют ритм фигурками придворных. Затем показывается ритм фигуркой короля. Ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
Зелёный колпачок.
Весёлые шляпки
Дидактическая игра на развитие музыкальной памяти и творчества.
Игровой материал. Палочки от флажков, шляпки.
Ход игры.
Смысл игры – в постоянной передаче шляп друг другу.
Не разрешается убегать со шляпой или поднимать ее слишком высоко вверх, не давая подошедшему ребенку снять ее с палочки. На спокойную часть музыки тот, у кого в данный момент шляпа, надевает ее себе на голову. Все с палочками в руках ходят и кланяются друг другу.
Голубой колпачок.
Петушиная семейка
Дидактическая игра на определение высоты звуков и движения мелодии.
Игровой материал: куклы петуха и курицы, поле с нотным станом, фигурки цыплят.
Музыкальный руководитель. Жили – были петушок и курочка, и были у них детки – цыплятки, весёлые ребятки. Петушок с курочкой очень беспокоились о своих детках, очень они любили побегать, поиграть на нотном стане. Никогда не поймёшь, куда побегут: то вверх, то вниз, то прыгают на одном месте, того глядишь свалятся. И тогда они решили тоже поиграть вместе со своими детками: они стали играть на музыкальных инструментах, а цыплятки слушали и если песенка звучала на низком одном звуке – прыгали внизу, на высоком – вверху, мелодия двигалась вверх – бежали вверх, если вниз – бежали вниз. Давайте и мы с вами послушаем, какие мелодии будут играть курочка и петушок, и покажем, куда побегут цыплята.
Цыплята любят поиграть,
Любят бегать и скакать.
И на холмике играть,
То вверху, а то внизу.
Синий колпачок.
Под шестым колпачком дети находят рисунок, со словом мама и нарисованную звёздочку.
Исполняю песню «Звёздочка моя».
Фиолетовый колпачок.
Под последним колпачком дети находят сюрприз.
Музыкальный руководитель. Вот мы и нашли сюрприз от Петрушки. Петрушка разукрасил радугу. А мы познакомились с музыкальными красками, это знакомство мы будем продолжать при каждой встречи с музыкой.
Есть у радуги семь красок,
А у музыки семь нот.
Н земле для нашей радости
Вечно музыка живёт!