Карина Солнышкова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с понятиями «устная речь», «предложение»
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с понятиями «устная речь», «предложение»
- учить составлять предложения
Развивающие:
- развивать логическое мышление
- развивать внимание и память
- развивать фонематический слух
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Что такое речь“» размещена в разделах
- воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки
Оборудование:
Телевизор, видеоплеер, фильм «Как появилась речь», карточки с изображением знаков (точка, вопросительный и восклицательный знаки, стрелы с присосками, корзинки, предметные картинки (мамонт, грибы).
Педагогическая технология: коммуникативно-развивающая, игровая.
Методы, используемые на занятии :
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся:
- эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений;
- социальные методы: создание эмоционально-нравственных ситуаций.
Методы осуществления учебных действий:
- словесные методы: рассказ, прослушивание;
- наглядные методы: использование наглядных материалов, использование видеоматериалов;
- практические методы: включение в коллективную деятельность.
Методы педагогического мониторинга и контроля:
- анализ деятельности детей на занятии.
Форма занятия : групповая.
План занятия :
1. Организационный момент.
- проверка готовности к занятию
- озвучивание цели и задач занятия
2. Теоретическая часть.
- знакомство детей с понятиями «устная речь», «предложение»
- просмотр фильма "Как появилась человеческая речь"
3. Физкультминутка.
4. Практическая часть.
- подвижная игра: «Занятия древних людей», фонетическая игра: «Определи по интонации»
5. Подведение итогов занятия (рефлексия).
Ход занятия
Педагог:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Владимировна.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Занятие можно начинать?
Учащиеся:
- да!
Педагог:
- Ребята, вы пришли на занятие, которое называется «Развитие речи».
А что же такое речь? Может кто-то знает?
Учащиеся:
- то, что говорит человек.
Педагог:
- Речь – это всё, что мы с вами говорим.
Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, как появилась «устная речь».
-А почему такая речь называется устной?
Учащиеся:
- не знаем.
Педагог:
- Потому что, когда мы разговариваем, работают наш язычок и наши губы, а когда-то давно губы называли «уста». Отсюда и появилось название «устная речь».
-А вы знаете, что древние люди не умели говорить и общались мимикой ( выражением лица: улыбались, хмурили брови.) и жестами, то есть показывали руками, что они хотят. Например: хотел древний человек, чтоб к нему подошёл друг. Что он делал?
Учащиеся:
- махал рукой.
Педагог:
- Правильно, махал рукой, подзывая к себе друга. Если древний человек радовался, он хлопал в ладоши; если сердился – грозил кулаком; когда здоровался – пожимал руку своему другу. А к жестам древние люди добавляли звуки: рычание, крики…
- Потом стали появляться короткие словечки: ай, ой, ах, ух, эй, фу, ого…
- Затем слова становились длиннее: бах, стой, иди, куда, смотри, молчи, сюда, туда…
- Эти словечки стали складываться в предложения. Так и появилась речь.
- А теперь, ребята, давайте представим себя древними людьми, которые не могли говорить и общались как?
Учащиеся:
- жестами, мимикой, звуками
Игра «Занятия древних людей»
Мальчикам педагог даёт стрелы с присосками предлагает «пойти на охоту». На доске висят картинки с изображением мамонта. Мальчики соревнуются в ловкости, кидая стрелы в изображение.
Девочкам педагог даёт корзинки и предлагает «собрать» грибы. На доске - картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Девочки должны взять только съедобные грибы.
Педагог:
- Молодцы, ребята! Справились с заданиями. А теперь давайте посмотрим фильм, про то, как же появилась речь.
Просмотр фильма «Как появилась устная речь»
Педагог:
- Ребята, а сейчас я вам расскажу, из чего же состоит наша речь?
Речь состоит из предложений. Предложение – это наши мысли, которые мы говорим и все нас понимают.
Предложения различают по интонации. Интонация – это сила голоса.
• повествовательные предложения (произносят их спокойным голосом). В них о чём-то рассказывают (повествуют). В конце таких предложений ставят точку (показать карточку с изображением точки). Например: Мама купила хлеб. (Попросить одного ребёнка придумать повествовательное предложение)
• восклицательные предложения (произносят их громким голосом, который «идёт» немного вверх). В конце таких предложений ставят восклицательный знак (показать карточку с изображением восклицательного знака). Например: Какой чудесный день! (Попросить ребёнка придумать восклицательное предложение)
• вопросительные предложения (произносят их с вопросительной интонацией, которая «идёт» немного вниз). В конце таких предложений ставят вопросительный знак (показать карточку с изображением вопросительного знака). Например: Мама, можно я пойду гулять? (Попросить ребёнка придумать вопросительное предложение)
Физкультминутка
Вправо, влево повернитесь,
Вверх повыше потянитесь,
Вниз пониже наклонитесь,
Вверх опять все потянитесь.
А теперь мы пошагаем,
Вверх прыжок – и отдыхаем.
Педагог:
- Ребята, посмотрите, у вас в корзинках лежат разные знаки. Давайте, поиграем. Я буду говорить предложение, а вы будете определять, какое это предложение.
Игра «Определи по интонации»
Педагог называет одно и то же предложение (Наступила осень) с разной интонацией, а дети определяют её и поднимают карточку с нужным знаком (точка, восклицательный или вопросительный знак)
Педагог:
- Вам понравилось наше занятие?
Учащиеся:
- Да!
Педагог:
- Что понравилось больше всего?
Учащиеся: (ответы детей)
Педагог:
- Что нового вы узнали?
Учащиеся: (ответы детей)
Педагог:
- Что такое устная речь?
Учащиеся: (ответы детей)
Педагог:
- Из чего она состоит?
Учащиеся: (ответы детей)
Педагог:
- Какими бывают предложения?
Учащиеся: (ответы детей)
Педагог:
- Молодцы! Ребята, наше занятие закончилось. Всем спасибо. До скорой встречи!