Майя Долбикова
«Наши лучшие друзья — солнце, воздух и вода». Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наши лучшие друзья – солнце, воздух и вода».
Возраст детей/группа: подготовительная группа, 6-7 лет
Выполнил: воспитатель Долбикова Майя Валентиновна
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: физическое, речевое, социально-коммуникативное.
Виды деятельности: трудовая, игровая, физическая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Программное содержание:
Цель:Расширить представления о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле.
Образовательные задачи:
1. Расширять знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – бесценный дар природы;
2. Формировать представления об окружающем мире, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;
3. Обогатить речь детей, активизировать словарный запас.
4. Развитие умения путём экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие задачи:
1. Развитие произвольного внимания и творческого мышления, воображения.
2. Развивать у детей наблюдательность и любознательность.
3. Развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования.
4. Обеспечивать двигательную активность детей в процессе игр и индивидуальной работы.
5. Активизировать самостоятельную деятельность детей;
6. Развивать умение восстанавливать причинно-следственную связь, делать выводы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Предварительная работа:
По-беседы: «Что такое глобус?», «Витамины – помощники здоровья», разучивание пословиц и поговорок о здоровье, дыхательное упражнение, пальчиковая гимнастика;
- рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и чтение в них информации о ветре, солнце, воде;
- просмотр мультфильма «Фиксики» - серия «Воздушный шар»;
- заучивание стихотворения «Спор деревьев» Леонида Яхнина
Взаимодействие с родителями по изучаемой теме: создание в группе экспериментального уголка, выставки книг о здоровом питании.
Материально-техническое обеспечение:
Демонстрационный: мультимедийное устройство, макет глобуса, магнитная доска, картинки с изображением солнца, капель воды и неба
Музыкальное сопровождение: «Круглая песенка» из мультфильма «Смешарики»
№
п/п ЭТАПЫНОД Ход НОД: Технологии, методы, формы работы Психолого-педагогические условия Планируемые результаты (целевые ориентиры из образов. программы)
1
Мотивацион-
ный этап
Перед выходом на прогулку детям сообщается тема прогулки.
Воспитатель:Здравствуйте, ребята. За окном погожий, осенний денёк. Правда, осень простилась со своим красивым нарядом. И только листочки в нашей группе напоминают нам о ее красоте. Я приглашаю вас в гости к нашим друзьям. Кто они, вы скоро сами ответите, а организует нам эту встречу
Круглый мячик, словно карта, только с ним нельзя играть.
Лучше вам на нем, ребята страны мира показать.
Что это? (глобус)
Возьмитесь за руки, встаньте вокруг стола. Глобус перед нами.
- А что такое глобус? (макет Земли)
Звучит песня «На круглой планете есть место всем на свете, хотя она не велика».
Дети двигались под музыку. Закрепленные на подвесах листочки зашевелились
беседа
вопросы
Создание эмоционально благополучной обстановки. Концентрируют внимание, проявляют интерес, высказываются.
2 Ориентировочный этап Воспитатель:
- Ребята, обратите внимание на наши листочки колышутся, двигаются, вращаются. Как вы думаете, почему?.
(Дети отвечают:Движения наших рук создают движение воздуха, появляется ветер.)
- Воздух окружает и нашу планету, теплые потоки воздуха и холодные встречаются, сталкиваются и появляется ветер. Фронтальная форма работы
Проблемная жизненная ситуация
Беседа
Побуждаю-
щий диалог.
Использование ИКТ Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми Вступают в диалог, выдвигают собственные версии. Формулируют ответы на вопросы
3
Исполнительский этап Эксперимент 1:
Вот воздушный шарик, мы надули его воздухом. Проверим, умеет ли воздух двигаться?
Ника берет воздушный шар и отпускает его, воздух с силой вырывается из шара Дети делают выводы о том почему такое произошло.
Воспитатель:
- Воздух вокруг нас. А увидеть его можно? А потрогать его можно?
(Дети отвечают, что воздух прозрачный)
Воспитатель:
Воздух может быть теплый и холодный. Как вы думаете, почему воздушный шар поднимается вверх? (Дети рассуждают, отвечают)
Воспитатель:
Воздух это смесь газов. Вы уже знаете есть газ кислород, и мы дышим, есть углекислый газ. Воздух дает нам возможность дышать, потому что содержит кислород. Воздух и есть наш первый друг.
Эксперимент 2:
Дети рассматривают на столе свечу, накрытую стеклянной банкой. Воспитатель приподнимает банку
Воспитатель:
Что внутри банки? (Воздух, а значит и кислород)
Воспитатель зажигает свечу, накрывает её банкой. Долго ли будет гореть свеча?
Рассказы детей о горящем костре на даче. Он горит долго.
Свеча гаснет. Почему так быстро?
Ответы детей: В банке кончился воздух.
Воспитатель: А точнее кислород, банка наполнилась углекислым газом.
Воздух поддерживает горение. Как потушить пожар? Прекратить доступ воздуха
Ответы детей: Засыпать песком, водой огонь, накрыть толстым одеялом.
Воспитатель: Откуда берется кислород на нашей планете?
Дети: Его выделяют листья деревьев
Воспитатель: А осенью деревья сбрасывают свою листву. Кто окрашивает листья в разные цвета? Этот наш друг меняет и цвет нашей кожи летом. Догадались?
Дети: Солнце
Воспитатель: На солнце у нас вырабатывается витамин D. Он делает кости крепкими, работу сердца ритмичной, ранки наши заживают быстро. А осенью и зимой солнца гораздо меньше. Где же нам взять витамин D? Один из самых богатых витамином D продуктов – рыба селёдка.
Дети выходят к столу, чтобы взглянуть на нарисованных ими вчера человечков.
Кому не хватает витамина D? У кого сутулая спина и опущенные плечи? Следите за своей осанкой.
Физкультминутка под песню «Точка, точка,запятая»
Воспитатель: Давайте покажем нашим человечкам красоту осенних листьев. Сядьте за столы и нарисуйте листочки. А сначала поиграем в слова.
Лист берёзы (берёзовый, лист дуба (дубовый, лист осины (осиновый, лист клёна (кленовый, лист рябины (рябиновый)
Эксперимент 3:
Детям предлагаются баночки с гуашевой краской, листы бумаги.
Дети: рисунок не получится, не хватает воды
Воспитатель: Теперь вы знаете еще одного нашего друга. Кто это?
Дети: Вода
Дети рисуют, потом идут, смывать краски с пальцев.
Эксперимент 4: Воспитатель: Смоет ли вода всю краску с ваших пальцев? Оказывается нет. Что нужно сделать?
Дети: Намылить руки.
Воспитатель: Мыльные пузырьки соберут грязь, а вода все смоет
Дети вновь собираются у глобуса.
Беседа
Рассматривание
Опытно-экспериментальная деятельность
Самостоятельная деятельность
Фронтальная форма работы
Опытно-экспериментальная деятельность
Использование ИКТ
Беседа
Подводящие
Вопросы.
Опора на личный опыт
Демонстрция наглядного материала
Физкультминутка
Дидактичкская игра
Опора на личный опыт
Демонстрация наглядного материала
Физкультминутка
Дидактичкская игра
Беседа
Предоставление выбора
Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка (дифференциация)
Непосредственное общение с каждым ребенком
Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка (дифференциация)
Непосредственное общение с каждым ребенком
Концентрируют внимание.
Вступают в диалог.
Фантазируют.
4 Рефлексивный этап Воспитатель: Кто же наши друзья на планете? Была бы возможной жизнь без них? Ответы детей: жизнь без воздуха, воды и солнца на нашей планете была бы невозможно.
Под музыку «Круглой песенки» воспитатель заканчивает занятие и желает детям беречь нашу планету.
- Какая красивая наша планета!
- В ходе нашего занятия мы узнали много интересного о воздухе, о пользе солнца и нужности воды. Мы нашли ответ на этот вопрос? (Да.)
А что именно вам запомнилось и понравилось больше всего? (ответы детей, выслушать каждого). А что вызвало затруднение в работе? (ответы детей)
Что делали, что понравилось, что узнали нового, что хотели бы узнать еще? (ответы детей) Фронтальная форма работы
Поощрение
Рефлексия
Самоанализ
Поддержка положительного отношения детей друг к другу.
Создание условий для выражения детьми своих чувств и мыслей -Делятся впечатлениями
-Оценивают свою деятельность.
5 Перспектив-
ный этап
Воспитатель:С кем же мы можешь поделиться нашими знаниями? (Дети отвечают – родителям, детям соседней группы).
- Всем большое спасибо за работу. И самое главное, я надеюсь, что наше время не прошло даром.
Желаю вам дальнейших успехов и новых открытий! Подведение к тому, чтобы использовать полученные умения в самост. деятельности
Индивидуальный подход Поддержка инициативы детей
Организация взаимодействия с семьями в процессе образ. деятельности Рассуждают. Выражают готовность к дальнейшей самостоятельной деятельности