Лукаш Ирина Алексеевна
Конспект занятия для детей подготовительной группы по познавательному развитию «Что было раньше»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей подготовительной группы
по познавательному развитию на тему :
«Что было раньше». «История появления куклы»
Форма ООД: Познавательно-исследовательская деятельность путешествие в прошлое.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) : групповая
АКТУАЛЬНОСТЬ: в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок:
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы по познавательному развитию „Что было раньше“» размещена в разделах
- расширяет свои представления о мире;
-овладевает основополагающими временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира;
- развивает и обогащает словарный запас;
- происходит формирование диалогической речи;
- происходит воспитание культуры речевого общения.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
- социально-коммуникативная деятельность;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
Цель: познакомить детей с историей возникновения куклы.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
• Познакомить с историей и видами древних и старинных кукол.
• Дать представление о прошлом и настоящем.
• Рассмотреть изменения куклы за время существования;
• Формировать познавательные навыки (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени).
• 2. Развивающие задачи :
• Развивать познавательные способности детей умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
• Развивать активную речь и наблюдательность детей.
2. Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.
• Воспитывать интерес и любовь к народной культуре.
Оборудование: картинка «Древность», древние (камешки, полешки, шишки, веточки, старинные, современные куклы; музыкальный инструмент, сундук.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
- сундук с куклой;
- современные куклы;
- куколы разных времен;
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- куколы разных времен;
СТРУКТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
1. организационный момент: 1-2 минуты
- приветствие детей
- организация внимания детей
2. мотивационный этап: 1-2 минуты
- загадывание и отгадывание загадки;
- сюрпризный момент (демонстрация куклы современного мира)
- озвучивание темы занятия.
3. основной этап:20 минут
- путешествие в прошлое по станциям «древность», «старина», «современность»;
- беседа;
- демонстрация иллюстрации и обсуждение;
4. заключительный этап: 2-3 минуты
- проверка и оценивание проделанной работы.
- сюрпризный момент (Подарок каждому ребенку куклы-оберега из ткани).
Оборудование: древние (камешки, шишки, веточки, старинные, современные куклы.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
- современная кукла;
- иллюстрации кукол разных времен;
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Куколы разных времен;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- беседа о кукле, роль куклы в жизни ребенка.
- беседа о том, что такое прошлое, настоящее и будущее с привидением примеров из окружающего мира.
Ход:
Вот звоночек звенит, заливается,
А ребята вокруг собираются.
Собрались все дети вкруг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель.
Мне подарили волшебный сундучок. А что в нем отгадайте.
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу.
Причешу и, если надо,
Бант красивый повяжу.
Как вы думаете, что в сундучке? (КУКЛА)
- Правильно ребята, это кукла. (показывает куклу). Посмотрите, какая нарядная и красивая кукла пожаловала сегодня к нам в гости.
-А как вы думаете, ребята, всегда ли куклы выглядели так, как эта (ответы детей)
-А вы хотите узнать, какими были куклы много - много лет назад? (ответы детей)
-Тогда я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие, и мы постараемся разобраться, как же появилась кукла и какой она была много лет назад.
- Сегодня наше путешествие будет по реке времени, и путешествовать мы будем с вами на пароходе. Становитесь за мной (слышен звук парохода и шум реки).
Ребята, вот мы и прибыли. Наша первая остановка называется «Древность».
Кого вы видите? (показ картинки - древние первобытные люди)
- где жили Древние люди (жили в пещерах)
- детям в древности также как и нам, иногда было скучно, и они хотели играть в куклы. Но кукол тогда ещё не было. Дети находили камушки, шишки и деревяшки необычной формы и играли с ними.
Ребята слышите, нас уже зовет следующая станция. Давайте, прежде чем мы уйдем со станции «древность» проговорим еще раз, какие куклы были в древности! (куклами служили полешки, деревяшки, шишки и камушки, береста)
Молодцы ребята, а теперь следуем на следующую станцию под названием «Старина». Поплыли! (слышен звук воды и гудок парохода)
Вот мы прибыли на следующую станцию под названием - «Старина». Это станция наших предков - прабабушек и прадедушек. И они тоже играли в куклы.
-Посмотрите внимательно, какие они? Из чего сделаны? (из ткани, ниток, мочала, соломы) (дети отвечают, рассуждают).
Для изготовления кукол использовались подручные материалы (кусочки ткани, нитки, солома, мочало, трава, ветки и др.). Я предлагаю поиграть в игру «Узнай на ощупь?».
Куклу делали без лица, считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Она была оберегом. Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми.
(слышен гудок парохода)
- Ребята слышите, нас уже зовет следующая станция под названием «Современность». Вы готовы? Поплыли!
(звук моря и парохода)
Мы прибыли с вами на станцию «современность».
-Посмотрите, ребятки, какие красивые куклы живут на станции «Современность». Это те самые куклы, в которые играете сейчас вы. (Показ кукол)
Из какого материала сделана современная кукла? (резина, пластмасс)
-Как вы думаете, современные куклы стали красивее, наряднее и интереснее в наше время?
- Скажите ребята, что появилось у современной куклы, чего не было в старину? (голова, волосы, части лица- глаза, нос, рот, ушки, руки, ноги, разнообразная красива одежда.)
Наше путешествие подошло к концу. И мы вернулись в детский сад.
- Ребята, сегодня из нашего с вами путешествия по берегу реки вы очень много узнали об истории появления куклы. Давайте еще раз проговорим с вами, какие куклы были в древности, в старину и какие сейчас, в современности? (полешки, шишки, камешки,- тряпичные, без лица, из ниток, мочала, веточек,- красивые куклы, из пластика, которые выполняют различные функции.)
- Посмотрите ребята, какой длинный путь проделали наши куклы и как они изменились.
А теперь ребята, если вам было интересно, то выберите улыбающийся подсолнух,
если вам было не очень интересно, то выберите грустный и приклейте его на мольберт.
И в благодарность за активную работу, я хочу сделать вам небольшой сюрприз. И подарить вам куклу-оберег, которой играли ваши прабабушки.
Спасибо за активную работу, занятие окончено.