Анна Татьянич
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Царевна-лягушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей об образе жизни лягушки, внешнем виде и строении лягушки как отражение её приспособленности к условиям окружающей среды. Объяснить, насколько полезны и нужны лягушки в природе. Познакомить с циклом развития лягушки от икринки до взрослой особи. Изменить у детей традиционное неприязненное отношение к лягушкам.
Словарная работа: земноводная.
Материалы: Иллюстрации травяной и болотной лягушек; схема цикла развития лягушки; игрушка лягушки; материалы для опыта: камешки, искусственный водоём, трубочки.
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Царевна-лягушка“» размещена в разделах
Ход занятия : Воспитатель ведёт детей в зимний сад.
Воспитатель: Дети, куда мы с вами пришли?
Дети: В зимний сад.
Воспитатель: А почему он так называется? (ответы детей) Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
Дети: О природе.
Воспитатель: Послушайте загадку и угадайте, с каким обитателем природы мы сегодня познакомимся
У болотной мягкой кочки под зелёненьким листочком притаилась попрыгушка – пучеглазая…
Дети: Лягушка.
Воспитатель выставляет иллюстрацию лягушки.
Воспитатель: Дети, лягушка - земноводное животное. А как вы думаете, откуда пошло это название - «земноводное»?
(Ответы детей. Если затрудняются с ответом, спросить их, где живёт лягушка.)
Воспитатель: Правильно, лягушка живёт на земле и в воде, поэтому она называется земноводной.
(Размещает рядом с лягушкой иллюстрацию цапли). Ребята, посмотрите всё ли здесь правильно?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Цапля и лягушка не могут быть рядом, потому что цапля питается лягушками.
Воспитатель: Как вы думаете, человеку легко заметить лягушку в воде?
Дети: нет.
Воспитатель: Почему лягушка незаметна?
Дети: Она маскируется.
Воспитатель: Для чего она маскируется?
Дети: Чтобы её не заметили и не съели хищники.
Воспитатель: А ещё она незаметна и для тех, кем питается сама. Как вы думаете, чем питается лягушка?
Дети: Насекомыми
Воспитатель: Отгадайте загадки, и узнаете, чем питаются лягушки.
Растёт трава густая в тени густых берёз. На скрипке там играет…
(Кузнечик-виртуоз)
Без всякого усилья скольжу я над водой, сверкают мои крылья прозрачною слюдой. (Стрекоза)
Я накрылась одеялом и тихонько задремала. Вдруг услышала сквозь сон тонкий, тонкий, тонкий звон (Комар)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ещё в народе лягушку называют квакушкой и нередко она героиня сказок. Какие вы знаете сказки, где героиня лягушка? (ответы детей). Некоторые люди считают лягушек вредными, неприятными. Так ли это?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это неправильно?
Дети: Лягушки безобидные и беззащитные, их не следует ловить и обижать.
Воспитатель: Давайте рассмотрим лягушку. Сколько у лягушки лап? (ответы детей). Одинаковые ли у неё лапки?
Дети: Нет передние лапки короче, а задние – длиннее.
Воспитатель: А как вы думаете, почему задние лапки длиннее?
Дети: Потому что с их помощью она передвигается скачками. Так ей удобнее прыгать.
Воспитатель: Какая форма туловища у лягушки?
Дети: Овальная.
Воспитатель: Сейчас мы с вами составим описательный рассказ о лягушке. Но сначала давайте ответим на вопросы.
Вопросы по схеме:
Кто это? Какие части тела есть у лягушки? Где живёт лягушка? Чем питается лягушка? Как называют детёнышей лягушки? (Дети отвечают на вопросы по схеме)
Дети: составляют описательный рассказ о лягушке.
Воспитатель: Где живут лягушки?
Дети: На суше и в воде.
Воспитатель: Как называется лягушка, которая живёт на суше и в траве?
Дети: Травяная.
Воспитатель: Как называется лягушка, живущая в воде?
Дети: Водяная, озёрная.
Воспитатель: Какого цвета травяная лягушка?
Дети: Бурая. (Показ иллюстрации лягушки)
Воспитатель: Какого цвета водяная лягушка?
Дети: Зелёная (показ иллюстрации).
Физкультминутка.
Раньше были мы икрою, а теперь мы все герои. (шаги на месте)
Головастиками были, дружно хвостиками били, (показывают хвостик)
А теперь мы – лягушата, прыгай с берега ребята. (приседают с лапками)
И с хвостом и без хвоста жить на свете красота! (прыжки с продвижением)
Воспитатель: Зимой жизненные процессы у лягушки затормаживаются. Почему вы так думаете?
Дети: Потому что вода холодная.
Воспитатель: Правильно. Весной вода становится теплее, и лягушка начинает откладывать икру. Давайте с вами рассмотрим схему жизненного цикла лягушки (рассматривают схему). Посмотрите внимательно и скажите, что находится в воде для того чтобы в ней жила лягушка?
Дети: Кислород.
Воспитатель: Посмотрите, на схеме изображена не только вода, но и пузырьки воздуха. Почему?
Дети: Лягушка дышит воздухом.
Воспитатель: Давайте это проверим опытным путём (совместно с воспитателем дети проводят опыт с водой и камушками). Так есть ли воздух в воде?
Дети: Да.
Воспитатель: В реке, в озере, в любом водоёме тоже есть воздух. Им дышат водные животные, в том числе и лягушки. Во многих странах лягушка считается священным животным и ей ставят памятники и делают украшения в виде лягушек. У нас есть красивая лягушка-игрушка. Давайте сейчас каждый из вас загадает желание и погладит эту лягушку, и оно обязательно сбудется.