Инна Белоусова
Конспект занятия «Деревенский двор (домашние птицы и их детеныши)»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна
Возрастная категория: вторая младшая группа (3-4 года).
Время использования: при изучении лексической темы «Домашние птицы».
Цель: формирование представления детей о домашних птицах и их детенышей, их внешнем виде, повадках, месте обитания.
Образовательные задачи:
Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Формирование обобщающего понятия домашние птицы.
Публикация «Конспект занятия „Деревенский двор (домашние птицы и их детеныши)“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Уточнение и расширение словаря по теме (петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, кудахтать, крякать, гоготать, пищать, кукарекать, домашний, др.).
Воспитание умения слушать литературное произведение, следить за развитием действия, осмысливать характер персонажей.
Развивающие задачи:
Развитие звуковой культуры речи (фонетико-фонематической стороны): закрепление правильного произношения звука [К]; развитие слухового внимания (выделение звука [К] из текста); развитие интонационной выразительности речи, темпо-ритмической организации, речевых модуляций.
Совершенствование грамматического строя речи: обучение подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные; составлять простые предложения с опорой на картинку.
Развитие связной речи: обучение правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки по вопросам.
Развитие общей, мелкой и мимической моторики.
Воспитательные задачи:
Формирование доброжелательных отношений между детьми, чувства ответственности.
Воспитание бережного отношения к живой природе.
Воспитание интереса к художественному слову, развитие эстетических чувств радости от ознакомления с литературным творчеством.
Оборудование: предметные картинки домашних птиц, сказка К. Чуковского «Цыпленок», цветные иллюстрации к сказке, игрушка – цыпленок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 ЧАСТЬ. Вводная.
1.1. Сюрпризный момент.
Цель: создание положительного эмоционального фона; активизация внимания.
Воспитатель. Здравствуйте ребята. К нам сегодня пришел необычный гость, он здесь появится, если вы отгадаете загадку про него?
Из яйца появился.
Миру очень удивился.
Это - курочки ребёнок,
Жёлтый, маленький.
Дети (все вместе). Цыпленок.
Воспитатель. Правильно, молодцы. Давайте поздороваемся с цыпленком.
Дети (все вместе). Здравствуй цыпленок.
Воспитатель. А откуда к нам пришел цыпленок, где он живет, кто знает?
Дети (все вместе). В деревне, на ферме, на деревенском дворе.
Воспитатель. Правильно. А кто еще живет вместе с цыпленком на деревенском дворе?
Дети (все вместе). Курица, петух, утка, гусь.
Воспитатель. Давайте рассмотрим картинки с этими птицами.
2 ЧАСТЬ. Основная.
2.1. Рассмотрение предметных картинок с изображением домашних птиц (курица, петух, гусь, утка, их детеныши).
Цель: Тренировка в узнавании и назывании домашних птиц.
Воспитатель называет, дети повторяют названия диких птиц и их детенышей, изображенных на предметных картинках.
Воспитатель показывает, дети повторяют, какие звуки издают разные птицы.
Воспитатель кидает ребенку мяч, а ребенок ловит и отвечает на вопросы воспитателя:
- Кто это? (воспитатель показывает предметную картинку с изображением курицы, петуха, гуся, утки).
- Как кричит Петух (ку-ка-ре-ку) (др. : курица (ко-ко-ко, гусь (га-га-га, утка (кря-кря-кря)
- Как зовут детеныша курицы (др. : гусыни, утки).
- Как называются все эти птицы (домашние птицы).
2.2. Подвижная игра: «Покажи …»
Цель: развитие общей моторики, развитие подражательности; творческого воображения.
Воспитатель предлагает детям встать и изобразить, как двигаются птицы.
- Похлопайте руками по бокам, как петушок крыльями.
- Походите как гусь – вытянув шею.
- Походите как утка – вперевалочку.
- А теперь покажите нашего гостя цыпленка – клюющего зерныщки.
2.3. Чтение сказки.
Цель: Ознакомление с новым литературным произведением К. Чуковского «Цыпленок»
Воспитатель. Хотите послушать сказку о нашем госте – цыпленке?
Воспитатель. Садитесь удобнее, слушайте историю про цыпленка.
Воспитатель выразительно рассказывает сказку К. Чуковского «Цыпленок», показывая детям красочные иллюстрации.
2.4. Беседа по содержанию сказки.
Цель: Беседа проводится с целью уточнения понимания содержания произведения, системы персонажей, дидактической идеи произведения. Формирование умения характеризовать персонаж, ориентируясь на описание и иллюстрацию. Развитие диалогической речи. Развитие мимики, общей и мелкой моторики.
Воспитатель. Про кого рассказывается в этой сказке?
Дети (все вместе). Про цыплёнка.
Воспитатель. Какой был цыпленок? Давайте расскажем. Какого цвета? Какого размера?
Дети (индивидуальные ответы). Цыпленок желтенький, маленький, хорошенький (слова дополняются мимикой и жестами с подачи воспитателя).
Воспитатель. Что есть у цыпленка? Я буду показывать, а вы рассказывайте.
Дети (индивидуальные ответы).
У цыпленка есть крылья. Сколько крыльев? Два крыла.
У цыпленка есть лапки. Сколько лапок? Две лапки.
У цыпленка есть маленький клюв.
(жестами показать крылья, лапки, клюв, с подачи воспитателя)
Воспитатель. Какая была мама-курица? Давайте расскажем. Какого цвета? Какого размера?
Дети (индивидуальные ответы). Курочка большая, рябая, добрая, ласковая, хорошая, заботилась о сыночке – значит заботливая (слова дополняются мимикой и жестами с подачи воспитателя).
Воспитатель. У курочки, так же как у цыпленка есть крылья, лапки, клюв. Только цыпленок маленький, а курочка?
Дети (все вместе). Большая (показывают жестами).
Воспитатель. Крылья, лапки, клюв у цыпленка маленькие, а у курочки?
Дети (все вместе). Большие (показывают жестами).
Воспитатель. Чем мама – курица кормила своего цыпленка в сказке? Посмотрите на картинку.
Дети (все вместе). Червяками.
Воспитатель. А чем еще питаются курица и цыплята?
Дети (все вместе). Зернышками, пьют воду.
Воспитатель. Давайте покажем, как курочка с цыпленком клюет зернышки.
Дети показывают (все пальцы соединены подушечками (в клюв, постучать по столу (курочка клюет зернышки).
Воспитатель. Давайте покажем, как курочка с цыпленком пьет водичку.
Дети показывают (локоть опирается на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмично наклонять и поднимать руку).
Воспитатель. Повторяйте за мной (пальчиковая гимнастика).
Как на нашем на дворе,
Зерна курочка клюет,
(все пальцы соединены подушечками (в клюв, постучать по столу (курочка клюет зернышки)
Чистую водичку пьет,
(локоть опирается на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмично наклонять и поднимать руку)
За собой цыплят ведет.
(пошагать по столу указательным и среднем пальцем двумя руками)
Воспитатель. Мама-курица гуляла с цыпленком во дворе, что случилось дальше? Кто прогнал маму курицу со двора?
Дети (все вместе). Кот.
Воспитатель. Покажите, как кот прогнал курочку. Повторяйте за мной.
Дети показывают коготки руками.
Воспитатель. Кот был какой?
Дети (индивидуальные ответы). Кот большой, черный, злой, страшный, пушистый, усатый, с большим хвостом (слова дополняются мимикой и жестами с подачи воспитателя).
Воспитатель. Кого увидел цыпленок на заборе?
Дети (все вместе). Петуха.
Воспитатель. Петух был какой? Давайте расскажем. Какого цвета? Какого размера?
Дети (индивидуальные ответы). Петух большой, красивый, разноцветный, важный, громко пел – голосистый (слова дополняются мимикой и жестами с подачи воспитателя).
Воспитатель. Как закричал петушок, а как цыпленок?
Дети (индивидуальные ответы). Петушок закричал «Кукареку!»
Воспитатель. «Я ли не удалец? Я ли не молодец!»
Дети (индивидуальные ответы). Цыпленок закричал «Пи-пи-пи!»
Воспитатель (начинает, дети подхватывают). «Я тоже удалец! Я тоже молодец». Сказал и потом споткнулся и шлепнулся в лужу.
Воспитатель. Кто смеялся над цыпленком, когда он споткнулся и шлепнулся в лужу?
Дети (все вместе). Лягушка.
Воспитатель. Что сделала мама курочка?
Дети (индивидуальные ответы). Пожалела, приласкала, приголубила.
Воспитатель. Что бы ты сделал: когда цыпленок упал в лужу: стал бы над ним смеяться или пожалел бы его?
Дети (индивидуальные ответы). Пожалел.
Воспитатель. Какие вы молодцы, какие вы добрые, такие же, как взрослая мама курочка.
2.5. Подвижное упражнение «Цыплята» (физкультминутка).
Цель: развитие общей моторики, координации речи с движением, развитие подражательности; совершенствование темпо-ритмической организации речи и движений (упражнение проводится в качестве физкультминутки (как элемент двигательной активности) для смены деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением, активизации дальнейшего внимания).
Воспитатель. Давайте все вместе на минутку превратимся в героя нашей сказки, в цыпленк,а изобразим нашего героя. Вставайте и повторяйте за мной.
Ходят желтые цыплята. – Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи!
(Идут на месте. Руки заложены за спину. Ритмично кивают головой. Произносят только звукоподражания.)
Хоть они и маловаты. – Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи!
(Приседают на корточки. Произносят только звукоподражания.)
Могут зернышки искать. – Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи!
(Встают. Кивают головой влево-вправо. Произносят только звукоподражания.)
Землю лапкой разгребать. – Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи!
(Шаркают то левой, то правой ногой перед собой.)
Воспитатель. Молодцы, садитесь.
2.6. Упражнение на фонематическое восприятие звука.
Цель: развитие слухового внимания, фонематическое восприятие - различение звука [к].
Воспитатель (утрированно произносит звук [к]).
Послушайте стихотворение про курицу и цыплят:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
Воспитатель. Какой звук все время повторяется.
Дети (все вместе). [к].
2.7. Упражнение на автоматизацию звука [к].
Цель: закрепление правильного произношения звука [к] через упражнение детей в звукоподражании; развитие речевых модуляций, интонационной выразительности речи; развитие внимания, памяти, мышления
Воспитатель. Как курочка громко звала цыплят?
Дети (все вместе). Ко-ко-ко
Воспитатель. Как цыплята тихо отзываются своим тоненьким голосом?
Дети (все вместе). Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!
Воспитатель. Как петух громко будет цыплят по утру?
Дети (все вместе). Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель распределяет роли домашних птиц между детьми, затем читает текст повторно. Воспитатель начинает строчку, дети продолжают голосом птиц.
Наши курочки в окно — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
И цыплята вслед за ней – Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи!
А как Петя-петушок Рано-рано поутру
Нам споет: ку-ка-ре-ку!
3 ЧАСТЬ. Подведение итогов.
Цель: актуализация услышанной сказки; вопросы для выражения личного отношения; поощрение за работу; связь со следующим занятием.
Воспитатель. Про каких птиц мы сегодня с вами узнали?
Дети (все вместе). Про курицу, петушка, утку, гуся.
Воспитатель. Про кого я рассказала вам сказку?
Дети (все вместе). Про цыпленка.
Воспитатель. Понравился Вам цыпленок?
Дети (все вместе). Да.
Воспитатель. За то, что вы так хорошо играли с цыпленком, он приготовил для вас подарки. Воспитатель раздает детям картинки с цыплятами для разукрашивания.
Воспитатель. А сейчас давайте попрощаемся с цыпленком.
Дети (все вместе). До свидания. Приходи к нам в гости еще.