Хеликова Татьяна
Конспект занятия «День рождения огнетушителя» для детей 12–17 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «День рождения огнетушителя» для детей 12 – 17 лет с ОВЗ.
Цель:
Расширение и систематизация знаний об огнетушителе.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с историей дня рождения огнетушителя, из которой дети узнают, кто его изобрел, как выглядел первый огнетушитель и для чего он нужен;
-Расширять представления детей об устройстве и классификации огнетушителей;
Публикация «Конспект занятия „День рождения огнетушителя“ для детей 12–17 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Огнетушитель
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
- Закрепить и систематизировать знание правил пожарной безопасности.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, любознательность, воображение, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Предварительная работа с детьми:
Чтение художественной литературы
К. И. Чуковский «Путаница», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки».
Оборудование и материалы: Плакат «Устройство огнетушителя», огнетушитель, ноутбук. Для ознакомления в холле и коридорах центра - противопожарный щит; пожарный гидрант; огнетушитель; стенд по пожарной безопасности.
Ход занятия:
Ребята, сегодня я предлагаю начать наше занятие с загадки: Кто стоит и строг, и важен,
В ярко-красный фрак наряжен,
Как на службе, часовой –
Охраняет наш покой?
Ну а если вдруг случится –
Что-то, где-то задымится,
Или вдруг огонь - злодей. Разгорится у дверей,
Он всегда помочь успеет,
И злодея одолеет.
И ребенок, и родитель
Знают, – он – (огнетушитель)
Оказывается, день рождения бывает не только у девочек и мальчиков, но и у огнетушителя! Каждый год 7 февраля во всём мире отмечается день рождения огнетушителя. Да, да, оказывается, 7 февраля является днем рождения этого полезного изобретения! На первый взгляд забавное название - День рождения огнетушителя. Вместе с тем, это важный праздник, потому, что именно такой, незатейливый инвентарь, сохранил не одну человеческую жизнь.
С давних времен люди смогли приручить огонь. Огонь помогает людям: согревает, кормит, освещает дома и улицы. Но иногда люди забывают об осторожности, и огонь может стать опасным: случиться пожар.
- Как вы думаете, почему огонь может быть нашим врагом? (Из-за него случаются пожары)
- Правильно. И пожары могут быть очень опасными. В них иногда даже гибнут люди и животные.
- Ребята, давайте вспомним, где может случиться пожар? (Пожар может случиться в лесу, дома, в магазине и т. д.)
- А почему случается пожар? (Если кто – то будет играть спичками, или не затушит огонь в лесу и т. д.)
- Правильно ребята. А как вы думаете, у нас в группе может случиться пожар? (Да)
- А как может случиться в группе пожар? (Пожар может появиться от лампы (закоротит, от розеток и т. д.)
- Конечно же, ребята, возгорание, пожар может случиться в любом месте, в любое время. И наша группа не исключение. Если вдруг случится такая беда, что мы будем делать? (Спасаться, вызывать пожарных и т. д.)
Конечно же, ребята, если случится пожар, то надо вызывать пожарную службу по телефону 101, 112. И быстро покинуть группу, центр.
Чтобы взрослые и дети не забывали о правилах пожарной безопасности, оформляются специальные плакаты, стенды с правилами пожарной безопасности. Давайте посмотрим, какой стенд есть у нас в группе.
(Дети рассматривают стенд по пожарной безопасности.)
Давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать.
Правило первое:
Касается каждого, правило первое самое важное!
На улице, и в комнате о нем ребята помните:
Спички не тронь в спичках огонь!
Правило второе:
Легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны,
С утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
Правило третье:
Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
Правило четвертое:
Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
Правило пятое:
Приятно в лесу посидеть у костра,
Когда же домой возвращаться пора,
Перед уходом не жалей костер,
Землей забросай и водой залей.
Слово «огнетушитель» нам понятно: он помогает тушить пожар. Но, как люди догадались изобрести такое устройство? И всегда ли он выглядел так, каким мы его привыкли видеть? Чтобы все это выяснить, я предлагаю отправиться в прошлое огнетушителя.
Сначала люди выяснили, что для возникновения пожара необходимо 3 компонента: температура, кислород и горючий материал. Что может служить горючим материалом? (ответы детей)
Это может быть бумага, ткань, дерево, сухая трава. Кислород содержится в воздухе, а высокая температура отвечает за возникновение возгорания. Итак, если убрать какой-либо компонент, то возгорание прекратиться.
Например, если возгорание залить водой, мы понизим температуру, и огонь прекратится. Закроем газ, и горение прекратится (горючий материал). Опираясь на эти правила, люди изобретали средства для тушения пожаров.
Около трехсот лет назад появился первый огнетушитель: деревянную бочку с водой и зарядом пороха закатывали в огонь. Порох под воздействие высокой температуры взрывался, и вода разлеталась в разные стороны и помогала тушить возгорание.
А двести лет назад в Англии появился первый автоматический огнетушитель. Он представлял собой металлический сосуд цилиндрической формы, заполненный водой. В нем содержалось 24 литра воды, и она вылетала при нажатии на курок из специального раструба.
В начале 19 века английский капитан изобрел огнетушитель в том виде, в котором мы с ним знакомы в настоящее время. Устройство перевозилось на тележке и состояло из металлического сосуда, содержащего химикат, который использовали в пожаротушении в то время. Жидкость находилась в сосуде под давлением воздуха и выпускалась при открытии крана.
«Уничтожитель огня» был запатентован в 1844 году англичанином Уильямом Генри Филипсом. Когда он был в Италии, Филипс стал свидетелем вулканических извержений, и это его подтолкнуло на мысль о тушение огня с помощью водяного пара в смеси с другими газами. К сожалению, мистеру Филипсу не удалось доказать эффективность своего устройства, два испытания в США прошли неудачно, а фабрика Филипса была уничтожена пожаром.
В 1871 году в США Генри Харденом была запатентована «Граната Хардена № 1». Это была стеклянная бутылка, заполненная раствором солей, которую бросали в очаг возгорания. Их производство продолжалось до 50-х годов 20 века в Европе, Англии и США.
В 1906 году российский изобретатель Александр Лоран запатентовал способ получения воздушно-механической пены и изобрел небольшой огнетушитель. Объем огнетушителя был разделен на две части, которые соединялись через ударник. При пожаре, ударник удалялся, огнетушитель переворачивался, и две жидкости смешивались. Но, к сожалению, огнетушитель не зарегистрировали в России, и идея была продана в Германию.
Александр Лаврентьев также создал пенный огнетушитель, которым можно было тушить не только простые пожары, но и горючие жидкости. Это изобретение получило распространение по всей России.
Современные огнетушители прошли длинный путь развития с момента их изобретения. Большинство некрупных огнетушителей, которые производятся в настоящее время, порошковые.
Их конструкция остается неизменной с 1950-х годов, но все компоненты улучшены для достижения надежности. Все чаще используются огнетушители на основе воды. При этом в воду добавляют дополнительные компоненты (смачиватели, которые помогают при тушении пожара. В настоящее время существует и несколько типов пенных огнетушителей. Принцип работы этих огнетушителей был одинаковый – это препятствие доступа кислорода к огню и его локализации. Сложно представить сегодняшний день без огнетушителей, ведь они являются помощниками и помогают не допустить беду.
Кто из вас может рассказать, зачем нужен огнетушитель? (ответы детей). Огнетушитель – специальное переносное (передвижное) устройство для, тушения пожаров. Вода не всегда эффективно помогает бороться с огнем, зато используя впервые секунды и минуты возгорания огнетушитель, можно предотвратить серьезный пожар, человеческие жертвы и материальные потери.
В течение целого века для противопожарной защиты различных объектов применялись химически пенные огнетушители, которые до сих пор можно встретить некоторых из них. В нашей группе имеется порошковый огнетушитель. Из названия понятно, что внутри такой колбы не вода, а специальный порошок, и им можно тушить не только деревянные предметы, но и электрические.
Порядок работы огнетушителя был простым. Необходимо было открыть клапан, перевернуть огнетушитель, а когда из раструба пойдет пена его можно применять. У огнетушителя есть (показываю): - корпус металлический; - заряд порошка внутри корпуса; - чека (кольцо); - шланг; - рычаг запорно-пускового устройства - ручка для переноски огнетушителя - техническая информация. Дети рассматривают огнетушитель.
Ребята, вы познакомились с огнетушителем, как же им пользоваться? Если вдруг надо немедленно потушить возгорание, то сначала надо выдернуть чеку, направить насадку (шланг) на очаг возгорания, затем нажать на рычаг.
Огнетушителем играть нельзя. Запомните это, друзья! В каждом помещении есть место, где хранится огнетушитель и отмечается специальным знаком.
Поскольку сегодня День рождения. Давайте поиграем в игру: «Найди предметы, от которых случается пожар».
Среди игрушек лежат запрещенные для игры предметы. Найдите их.
(дети находят спички, зажигалки, свечи)
Ребята, а почему с этими предметами нужно быть осторожными, нельзя с ними играть?
(дети отвечают, делают вывод).
Физкультминутка
Пламя высоко взлетает!
Дыма черного клубы!
Искры в воздухе сверкают!
Все за дело! Шланг тяни!
Шланг мы дружно размотали.
Ну, огонь, теперь держись!
Бьет струи вода тугая…
Пламя гаснет, потухает…
Без подмоги обошлись!
Даже детям стало ясно,
Что с огнем шутить опасно!
Поднять руки вверх.
Круги в воздухе руками.
«Выброс звездочек» пальцами.
Имитировать вытягивание шланга.
«Моталочка»
Приседают.
Молодцы, ребята! Вы сильные, ловкие, смелые.
А теперь отгадайте загадки.
1. Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай (пожарные)
2. Спички весело горят. Буду с ними я играть! (топают)
3. Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет (пожар)
4. При пожаре не сидим, набираем … (101, 112)
Дидактическая игра:
Я буду говорить фразы, а вы их должны закончить.
Раз, два, три, четыре – у кого пожар в? (квартире)
Дыма столб поднялся вдруг. Кто не выключил? (утюг)
Красный отблеск побежал. Кто со спичками? (играл)
Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белья над? (газом)
Столб огня чердак объял. Кто там спички? (зажигал)
Побежал пожар во двор. Это кто там жег? (костёр)
Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жег? (траву)
Кто бросал в огонь при этом незнакомые? (предметы)
Помни каждый гражданин, этот номер? (101)
Дым увидел – не зевай и пожарных? (вызывай)
Давайте представим, что звучит сигнал пожарной тревоги.
(Разыгрывается спасательная ситуация по сигналу).
Итог:
- о чем мы сегодня говорили? (об огне, пожаре, дне рождения огнетушителя);
- из-за чего может случиться пожар? (неаккуратное обращение с электроприборами, игры с огнем, короткое замыкание и др.);
- что мы должны делать, если случился пожар? (вызвать пожарных, воспользоваться огнетушителем и др.);
- какой предмет обязательно должен быть в помещении? (огнетушитель).
Молодцы, ребята, вы все сегодня поработали очень хорошо! Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, что не растерялись. Теперь я знаю, что вы будете очень осторожны с огнем. И сделаем вывод, что «День рождения огнетушителя» – еще один повод напомнить детям о возможных последствиях пожаров, правилах и принципах борьбы с огнем – бедствием огромной разрушительной силы.