Светлана Андриевская
Конспект занятия «Чудо-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
Закрепить знания об агрегатном состоянии воды;
Развивать анализирующее восприятие предметов живой природы;
Развивать творческое воображение, умение проводить сложные эксперименты;
Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
Задачи:
Развивать внимание и наглядно-действенное мышление;
Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;
Развивать любознательность, речь;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа:
Публикация «Конспект занятия „Чудо-вода“» размещена в разделах
Знакомые слова: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Новые слова: глобус, лаборатория, исследователь, опыт.
Оборудование и материалы : глобус, сок, вода, молоко, трубочки, пластиковые стаканчики, тарелочки, ложки, клеёнки.
Xод занятия
Воспитатель. Давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Для того чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, слушать друг друга.
Сегодня наша встреча необычная. А для того чтобы узнать о чём мы будем говорить, послушайте загадку:
1. Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит.
Она и в речке бежит, журчит.
2. Дома может течь из крана,
С неба дождиком пролить,
А зимою белым снегом
Землю всю собой закрыть.
Воспитатель. О чём мы будем говорить? (О воде.) Сегодня мы с вами будем говорить о воде.
Я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию и превратиться в настоящих учёных – исследователей. Надевайте халаты.
Теперь мы с вами исследователи. Уважаемые коллеги, а кто же такие учёные - исследователи? (Предположения детей)
Воспитатель. Одно из любимых занятий всех учёных - это проведение опытов и экспериментов. Опыты и эксперименты словно фокусы, помогают узнавать учёным больше обо всех вещах, которые нас окружают. Сегодня нам предстоит трудная задача: узнать о том, что такое вода, о её свойстваx.
Послушайте стихотворение о воде.
Вы слышали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Н. Рыжова
Воспитатель. Посмотрите на глобус и скажите, какого цвета на глобусе больше?
Дети. Голубого, синего.
Воспитатель. Что означает этот цвет?
Дети. Воду.
Воспитатель. Подумайте и скажите, где в природе можно встретить воду?
Дети. В морях, океанах, реках, озёрах, лужах и т. д.
Воспитатель. А как называется река, которая протекает у нас в городе?
Нужна ли вода растениям, животным? Зачем?
Нужна ли вода человеку? Что он с ней делает?
Какая вода пригодна человеку для питья?
Подумайте и ответьте на вопрос: Откуда берется вода в кранах? (Предположения детей.)
Мы каждый день пользуемся водой, а она всё течёт и течёт, не кончается. В кране вода поступает из реки, залива, озера. Те капельки, которые вытекают из крана, проделали большой путь. Сначала они плавали в водоёме, потом человек направил их в трубы, по которым вода попала к нам в дом.
Вот какой длинный путь проделывает вода!
С водой мы хорошо знакомы, но давайте получше познакомимся с её свойствами.
Воспитатель. Вы готовы, мои маленькие учёные? Приступим! И наш первый опыт.
Опыт № 1: «Вода - жидкость»
Воспитатель. Подойдём к нашему первому столику. Что вы на нём видите?
Дети. Стаканчики с водой и без неё. Вам задание: перелейте воду из одного стаканчика в другой. (Дети переливают.)
Воспитатель. Что происходит с водой?
Дети. Она льётся.
Воспитатель. Почему она льётся? (Предположения детей.) Вода льётся, потому что она жидкая. (На доске появляется первая модель.)
Уважаемые исследователи, подумайте, как в жидкости расположены частички и как они держатся друг за друга? Найдите нужную модель и объясните. (Дети показывают.) Между частичками воды большое расстояние, и они держатся друг за друга свободно. Итак, какая вода? (Жидкая.)
Опыт № 2: «У воды нет запаха»
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель. Дети, чем пахнет вода? Правильно, вода совсем не пахнет. Как вы думаете, вода может иметь запах? (Ответы детей.) Чистая вода не имеет запаха. (На доске появляется 2-я модель)
Опыт № 3: «У воды нет вкуса»
Воспитатель. Переходим к следующему столику и вот новый опыт для вас. Возьмите стаканчики с водой и отпейте немного. Какая вода на вкус? (Предположения детей.) Правильно, у чистой воды нет вкуса. Hо человек, когда сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!» Теперь возьмите стаканчик с соком и попробуйте. Сок имеет вкус? (Да.) Какой вывод можно сделать?
Вывод: Вода не имеет вкуса. (На доске появляется 3-я модель)
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам отдонуть.
Физминутка «Дождик»
Дождик песенку поё т: кап, кап, кап (Дети свободно встряхивают кистями.)
Только кто её поймёт - кап, кап, кап? (Недоумённо разводят руки в стороны.)
Не поймём ни я, ни ты, (Показывают на себя, на соседа.)
Да зато поймут цветы, (Изображают пальцами, как распускаются цветы.)
И весенняя листва, (Удерживают руки перед собой.)
И зелёная трава (Сидя на корточках, разводят в стороны руки, словно гладят траву.)
Лучше всех поймё т зерно: (Показывают, как держат в руках зерно.)
Прорастать начнёт оно. (Совершают змеевидные движения руками снизу вверх.)
Воспитатель. Молодцы! Мы немного отдохнули и теперь можем продолжать дальше наши исследования.
Опыт № 4: «Вода прозрачная»
Воспитатель. Переходим к следующему столику. Посмотрите перед вами стоят два стакана. Что в них налито? (Вода и молоко.) Что лежит в стакане с водой? (Игрушка.) А в стакане с молоком? (Не видно.)
Вместе с воспитателем дети делают вывод: вода прозрачная, поэтому игрушка видна, а молоко непрозрачное- игрушку не видно. (На доске появляется 4-я модель)
Воспитатель. Уважаемые мои исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была прозрачной? Как в сказке: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети. Нет.
Воспитатель. Как вы думаете? Почему? (Предположения детей.)
Прозрачная вода пропускает солнечные лучи, а без этого в реках и озёрах не могут жить растения. А если не будет растений - не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями.
Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это значит, что водоёмы загрязнять нельзя.
Опыт № 5: «Вода - растворитель»
Воспитатель. Ребята, у меня на столе стоят 2 блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Белый камень в воде тает.
(Сахар)
В воде родится,
А воды боится.
(Соль)
Воспитатель. Возьмите в один стакан добавьте сахар, а в другой - соль. Размешайте. Что произошло? (Они растворились.) Попробуйте воду в своих стаканчиках. Какая вода? (Солёная, сладкая.) Теперь давайте капнем в один из стаканов несколько капель масла, размешайте. Что произошло? (Масло плавает на поверхности.) Делаем вывод - вода одни вещества растворяет, а другие - нет.)
(На доске появляется 5-я модель)
Ещё одно свойство воды - она растворитель.
Воспитатель. Уважаемые исследователи, проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода, её свойствах. Какая бывает вода? (Дети повторяют по моделям.)
Правильно, вода жидкая, не имеет запаха и вкуса, может быть прозрачной, может растворять некоторые вещества.
Но нам пора возвращаться в детский сад. Мы обязательно ещё не один раз вернёмся в эту лабораторию за новыми открытиями. Благодарю всех за отличную работу!