Светлана Марунчак
Конспект занятия «Чудо-посуда. Каслинская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад находится в городе Челябинске. Большое внимание в образовательном процессе педагоги уделяют реализации задач регионального компонента. Я в своих занятиях знакомлю детей с декоративно-прикладным искусством Южного Урала. Предлагаю вашему вниманию авторский конспект "Чудо-посуда. Каслинская роспись"
Задачи: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве Урала-каслинской росписи (элементы, цвет).
Публикация «Конспект занятия „Чудо-посуда, Каслинская роспись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Продолжать формировать умение находить различия между каслинской и хохломской росписью, задумывать композицию своего узора, рисовать концом кисти травку, завитки, использовать штампы для рисования ягод. Закрепить умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом, развивать навыки связной речи. Способствовать развитию индивидуальных качеств и возможностей каждого ребёнка.
Предшествующая работа: экскурсия в Краеведческий музей, рассматривание фото материалов, беседа на тему: «Чем отличается каслинская роспись от хохломской», дидактическая игры «Уральские промыслы», «Найди отличие», заучивание стихов о каслинской и хохломской росписи.
Словарная работа: растительный орнамент, трилистник, крыжовник, брусника, колорит, композиция, Касли.
Материалы: образцы Каслинской посуды, технологические карты выполнения узора на предметах быта: ложки, миски, тарелки, подносы, досочки. Шаблоны, гуашь, стакан под воду, салфетки, штампы, кисти №4, №2, №6, ватные палочки.
Ход занятия:
Дети подходят к мини-музею в группе и рассматривают экспонаты.
Воспитатель:
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идёт. (И. Кадухина)
Посмотрите какая красивая посуда. Как вы думаете, зачем люди украшают посуду? Из какого материала сделана эта посуда? (из дерева). У нас в музее много разной посуды и изготовлена в разных городах. Предлагаю вам разделить посуду на две группы. Назовите в каком городе изготавливается посуда из группы №1? А 2 группа? (дети называют Хохлома и Касли) Как называется роспись посуды в этих городах? Где находится город Касли? (на Урале, недалеко от Озёрска). Рассмотрим узоры на посуде. Назовите основные элементы растительного узора? (стебель, травка, трилистник, цветы, ягоды). Какие ягоды рисуют Каслинские мастера на своих изделиях? (рябинку, смородину, крыжовник, малину, клубнику, яблочки). Кто знает стихотворение о Хохломе?
Ребёнок:
Хохломская роспись-
Алых ягод роспись,
Отголоски леса в зелени травы,
Рощи, перелески, шёлковые всплески
Солнечно-медовой, золотой листвы!
Воспитатель: Можно ли этим стихотворением сказать и про Каслинскую роспись и почему?
Кто знает стихотворение о Каслинской росписи?
Ребёнок:
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка, ягоды, цветы-
как часть Уральской красоты.
Воспитатель: Чем же отличается Каслинская роспись от Хохломской?
Каслинская роспись Хохломская роспись
1. Делают из берёзы 1. Делают из липы
2. Узор растительный 2. Помимо растительного узора есть
птицы и животные
3. Цветы белые и жёлтые 3. Нет белых цветов
4. Фон посуды – чёрный 4. Фон посуды золотой, красный,
чёрный
5. Изделия только посуда 5. Изделия посуда и мебель
Воспитатель: Сегодня, мы с вами превратимся в Каслинских мастеров. Выбирайте шаблоны посуды по душе и украшайте их узором.
Самостоятельная деятельность детей.
Дети выполняют работу, звучит аудиозапись русской народной мелодии. В ходе самостоятельной деятельности детей педагог напоминает, что травку, завиток нужно рисовать кисточкой №2 кончиком. Ягоды можно нарисовать с помощью штампа или ватной палочки, а яблочко поворотом кисти вокруг своей оси (кисть № 6). Трилистники лучше рисовать приёмом примакивания. В конце практической деятельности детей работы вывешиваются на выставку и дети выбирают самые удачные работы и делают их описание.
Воспитатель: Работы получились на славу все хороши.
Красивой Каслинской посудой
Украсим стол, как в сказке.
А расписать нам помогли
Ладошки, кисть и краски.