Кристина Буклова
Конспект занятия в средней группе «Быт казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Быт казаков» в средней группе.
Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей жилища казаков.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Быт казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
2. Расширить представления о внутреннем убранстве казачьей хаты и предметами быта казаков.
Словарная работа: курень, красный угол, чугунок, ухват, коромысло.
Наглядность: казак Степан и казачка Соня (куклы, иллюстрации внешнего и внутреннего убранства куреня. иллюстрация коромысла.
Пояснение: по желанию педагога НОД можно провести в костюме казачки или в музее, если такой имеется в ДОУ. Если нет инвентаря, то используются красочные иллюстрации.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость.
Ребята сегодня мы с вами отправимся в гости к казаку Степану и казачке Соне. Казачья хата, в которой они живут называется курень.
Курени строили из материалов, которые были под рукой: хворост, камни, глина, солома. (дети рассматривают рисунок).
Чтобы курени были еще красивей, казаки около них сажали сады, яркие цветы. Так и жили казаки : сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли границы от врагов.
В хате была одна комната, которая называлась горница. Ребята, давайте все вместе проговорим – горница.
А теперь мы вас с казаками приглашаем пройти в горницу. Присаживайтесь на лавки. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель: Ребята, в каждой горнице был «Красный угол». Как вы думаете, почему его так называли?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Красный – значит главный, красивый! В этом углу висела святая икона, накрытая вышитым рушником. В трудные минуты казаки обращались к святой иконе за помощью и благословением.
Воспитатель: Послушайте, да отгадайте мою загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Правильно ребята, это печь. Посреди горницы ставили печь. Печь - это сердце курени. Печь была неотделимой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть хаты.
Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь – печник. Давайте подумаем, почему печь в хате самая главная?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи!
Чем хату обогреть? Когда на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: А в старину батарей не было. Что тогда грело?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Что бы на печи готовить нужно ее растопить. Без чего печь не растопить?
Дети:(ответы детей).
Физминутка.
Пилим, пилим, пилим
Вместе мы бревно осилим
Рубим, рубим мы дрова
Закатали рукава
Хорошо мы потрудились
На лошадке прокатились
Привезли дрова домой
Будет нам тепло зимой!
Воспитатель: Дрова принесли, печь растопили и в очаг печи ставили чугунок. Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна. Чугун — это особый вид металла, который выдерживал огонь и никогда не бился. (предложить детям потрогать).
Воспитатель: Но чугунок в печи горячий, да еще и тяжелый. Что бы его из печи достать, нужен ухват. Когда еда была готова, казачка брала ухват и ставила на стол.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (самовар)
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: Правильно самовар. Самовар – это символ семейного уюта и дружеского общения.
Воспитатель: В самоваре готовили чай. Что бы приготовить чай, нужна ключевая водица. В старину казачки по воду ходили с коромыслом. (рассматривание иллюстраций).
Воспитатель: С помощью коромысла хозяйке было легче донести ведра с водой до хаты.
Воспитатель: Каши в чугунке сварили, чай в самоваре заварили. Гостей за стол пригласили. Но худой обед, коли хлеба на столе нет. Будет хлеб, будет сытный обед. Казаки люди гостеприимные. Гостеприимство было правилом жизни казаков, обычаем, который казаки соблюдают до сих пор.
Садились за стол большой дружной семьей. В семье всегда было много детей. По середине стоял чугунок с кашей, щами, похлебкой. Ели ложками не железными, а деревянными. У каждого члена семьи была своя ложка.
Ребята, казаки в старину не только славно трудились, но и знатно веселились – пели, плясали и в игры играли. Давайте и мы с вами поиграем старинную казачью игру, которая называется «Папаха».
Подвижная игра «Папаха».
Ты ляти, ляти папаха
Ты ляти, ляти вперед.
У кого папаха будет
Вокруг круга пусть идет.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня посетили хату казаков. Давайте вспомним, как назывался дом казака?
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: Как назывался угол, в котором весела святая икона?
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: Где готовили еду и чем обогревали дом?
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в гостях у казака Степана и казачки Сони?
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: Ну что ж, мои дорогие, сегодня мы свами славно посидели рядком и поговорили ладком, много нового узнали. А теперь пора прощаться. До новых встреч!