Ирина Доможирова
Конспект занятия «Бумажки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать расширению представлений детей о бумаге, ее свойствах.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения бумаги, процессом её производства; способами исследования бумаги;
- побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой (мнется, рвется, впитывает воду) и делать выводы;
- содействовать развитию инициативы и самостоятельности на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в совместной образовательной деятельности;
Публикация «Конспект занятия „Бумажки“» размещена в разделах
- способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации;
- помочь детям в установлении дружеских взаимоотношений друг с другом.
Материалы и оборудование:
• коробка;
• разрезная картинка, набор с разными видами бумаги, карта для заполнения результатов исследования, фломастер, емкость с водой, поролоновая губка (на каждого ребёнка); спички (для педагога);
• презентация «История бумаги», ноутбук, проектор, экран;
• мультфильм «Бумажки. Таинственный остров».
Словарная работа: способствовать обогащению словаря по данной теме; упражнять в умении делать выводы и обобщения, в правильном согласовании слов в предложении.
Индивидуальная работа: выполнение поделок в технике оригами.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, рассматривание разных видов бумаги, изделий из бумаги, обучение умению фиксировать результаты исследования - заполнение карт «Свойства дерева».
Ход НОД (20 минут)
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Педагог показывает детям коробку.
- Ребята, что это за коробка? Здесь лежат разрезные картинки. Предлагаю собрать их и узнать, от кого эта посылка.
Дети собирают изображения лося Аристотеля и дятла Тюк-Тюка.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Аристотель и Тюк-Тюк живут в Бумажной стране, где абсолютно всё сделано из бумаги. Ребята, хотите узнать, из чего сделана бумага? Внимание на экран.
Презентация «История бумаги»
- Древние люди рисовали на камнях.
- Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Наши далёкие предки сушили их на солнце или обжигали в огне.
- Более лёгким и надёжным материалом для письма стало дерево. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты.
- Писали и на шкурах животных. Этот материал называли пергамент.
- Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски, смазывали клеем, сушили на солнце.
- Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из коры дерева. Изобретателем бумаги считается Цай Лунь.
Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения.
- А нам нужна бумага? Вспомните, что может быть из бумаги.
Игра: “Бывает, не бывает”
- Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. ( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Прошло много времени, пока все узнали, как делать это чудо - бумагу.
Презентация (продолжение)
1. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках.
2. Основным сырьем для производства бумаги является дерево, и самые подходящие деревья - сосны, ели, березы.
3. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.
4. Щепки сортируют по размеру и отправляют в варку.
5. После этого бумагу окрашивают.
6. Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину.
7. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков.
8. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.
Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Мы с вами узнали, какой длинный путь проходит бумага, пока попадет к нам. В изготовление каждого листочка бумаги вложен труд многих людей.
Физминутка «Изготавливаем бумагу»
Лесорубы дерево срубили, (Имитация движение топора)
На станке на части разделили, (руками разводят в разные стороны)
Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь)
И в растворе долго их варили, (имитация движений поварешки)
А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками)
Валиком утюжат, сушат, гладят. (имитация движений утюга)
Так выходит чистый лист бумаги (показ двух ладоней, поднятых вверх)
Для журнала, книги и тетради. («открывают» две сложенные ладони)
- А что еще лежит в коробке?
Дети достают бумагу и схемы опытов.
- Ребята, герои мультфильма просят вас изучить свойства бумаги и отправить результаты им. Хотите это сделать?
- Ну что ж, отправляемся в нашу лабораторию - место, где мы проведём исследования.
- Давайте вспомним правила: работать дружно, задания выполнять по порядку, быть осторожными и внимательными.
Дети садятся за столы.
- Ребята, давайте рассмотрим бумагу, которую передали нам Аристотель и Тюк-Тюк.
Дети рассматривают салфеточную, писчую, кальку и картон.
- Для чего эта бумага нужна?
- Что вы можете сказать о толщине бумаги? Какая самая тонкая? Самая толстая?
- Что вы можете сказать о цвете бумаги?
- Что вы можете сказать о поверхности бумаги?
- Сейчас мы будем проводить исследования и "записывать" результаты в карту. Круг рисуем, если задание выполняется легко, квадрат, если задание выполняется трудно, а треугольник, если задание не выполняется.
Опыт 1. Сминаемость бумаги. Сомните разные виды бумаги. Результаты запишите в карту.
- Какую бумагу труднее смять? Почему? Какую бумагу легче смять? Почему?
Вывод: Бумага мнется; чем толще бумага, тем она труднее мнется.
Опыт 2. Разглаживание бумаги. А теперь попробуйте разгладить салфеточную, писчую, кальку и картон. Результаты запишите в карту.
- Разглаживается бумага? Какую бумагу труднее разгладить? Какую бумагу легче разгладить?
Вывод: После смятия на бумаге остаются заломы и их нельзя разгладить. Поэтому нельзя мять изделия из бумаги.
Опыт 3. Разрывание бумаги. Разорвите бумагу на две части. Результаты запишите в карту.
- Какую бумагу легче разорвать? Какую труднее разорвать?
Вывод: Бумага рвется. Чем толще бумага, тем труднее ее разорвать.
Гимнастика для глаз.
- Предлагаю вам немного отдохнуть. Внимание на экран! Следите глазами за Тюк-тюком. Старайтесь не поворачивать голову.
Опыт 4. Впитываемость бумаги. Сейчас проверим, вся ли бумага впитывает воду. С помощью ложки намочите салфеточную, писчую, кальку и картон. Результаты запишите в карту.
- Какая бумага намокла быстрее? Почему? Какая бумага не намокла?
Вывод: Тонкая бумага намокает быстро и распадается, бумага потолще тоже намокает, но ей нужно больше времени. Бумага намокает, она не прочная, поэтому изделия из бумаги нужно беречь от воды.
Опыт 5. Горение бумаги.
- Ребята, кто будет проводить опыт с горением? Почему нельзя детям проводить этот опыт? Куда мы будем звонить в случае пожара? По какому номеру?
- Чтобы не случилось пожара, я буду проводить этот опыт над кастрюлей, в которую налью воду. Воспитатель поджигает разные виды бумаги, дети фиксируют результаты исследования.
Вывод: Бумага горит.
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Мы заполнили всю таблицу и теперь можем отправить всю информацию о бумаге героям мультфильма. Что мы узнали о бумаге?
Изготавливают бумагу из деревьев. А что случится, если на Земле не останется ни одного дерева? Вот поэтому нужно бережно относиться к предметам, сделанным из бумаги. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните больше деревьев.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, в котором Аристотель и Тюк-тюк сделают кита из бумаги. А после просмотра, вы можете самостоятельно сделать такую же поделку.
Презентация «История бумаги»
- Древние люди рисовали на камнях.
- Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Наши далёкие предки сушили их на солнце или обжигали в огне.
- Более лёгким и надёжным материалом для письма стало дерево. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты.
- Писали и на шкурах животных. Этот материал называли пергамент.
- Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски, смазывали клеем, сушили на солнце.
- Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из коры дерева. Изобретателем бумаги считается Цай Лунь.
Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения.
Прошло много времени, пока все узнали, как делать это чудо - бумагу.
Презентация (продолжение)
1. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках.
2. Основным сырьем для производства бумаги является дерево, и самые подходящие деревья - сосны, ели, березы.
3. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.
4. Щепки сортируют по размеру и отправляют в варку.
5. После этого бумагу окрашивают.
6. Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину.
7. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков.
8. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.
Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Мы с вами узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет к нам. В изготовление каждого листочка бумаги вложен труд многих людей.