Ирина Пирожкова
Конспект занятия «Беседы об искусстве» в подготовительной группе на тему «Наши родные и любимые. Семейный портрет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Беседы об искусстве» в подготовительной группе на тему «Наши родные и любимые (семейный портрет)» на основе произведения русского художника В. Маковского «В жаркий день»
Аннотация к конспекту :
Публикация «Конспект занятия „Беседы об искусстве“ в подготовительной группе на тему „Наши родные и любимые, Семейный портрет“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Материал будет полезен педагога - воспитателям старших групп, педагогам дополнительного образования.
Аннотация: занятие по «Изобразительному искусству» основана формировать художественной культуры детей как неотъемлемой частьи культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать и воспринимать живопись.
Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться, не только познать, но и изменить ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой. В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умение выражать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.
Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит.
Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком».
Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.
При реализации данного конспекта и организации образовательного процесса мы будем опираться на следующие положения полихудожественного подхода автора Б. П. Юсова (взаимодействие, интегрирование, комплексность используемых в образовательном процессе различных видов искусств и художественной деятельности с целью нравственного, художественного и эстетического развития и воспитания ребенка) :
использование нескольких видов искусств одновременно и в комплексе;
одновременное восприятие нескольких видов искусств;
воспитание в ребенке способности к сочувствию и сопереживанию.
Тема «Семья» – это главное и важное, что есть у каждого человека, семья переживает с нами самые тяжёлые моменты и радуется нашим успехам и гордиться нашими достижениями. В семье происходят и разные интересные истории. Что такое семья и как поговорить с ребенком на эту тему — в каждой семье решают по-своему. Но даже трехлетнему карапузу понятно, что семья - это не игрушка, а вполне реальное общество со своими законами, устоями, привычками, правилами и так далее.
Современные продвинутые дети намного упростили процесс пояснений и объяснений для своих родителей и порой многому могут научить даже их в таких понятиях, как построение чувств и правильное поведение в семье. И это несмотря на то, что каждый родитель великолепно знает, что отношение в семье подразумевает высокую степень доверия, уважения и, конечно, любви между всеми членами семьи. И что это гораздо более продуктивный и эффективный рассказ и пример детям правильной и благополучной семьи. Наши дети – это то, что мы в них вложим, и на каких примерах они будут воспитываться.
Про семью для детей сегодня написано огромное количество разнообразных книжек, статей, а для самых маленьких это ярчайшие и изобилующие добрыми примерами сказки. С этих самых, всеми любимых сказок и начинается ознакомление детей с правилами отношения в семье. Но ребенок тут же начинает сравнивать прочитанную мамой или папой сказку с реальной жизнью, и вот тут уж родителям не стоит падать в грязь лицом перед своим ребенком и давать ему повод усомниться в добрых человеческих отношениях.
А семья – это насыщающая и питающая среда, в которой произрастает высаженное зерно. И очень огромно взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Важно то, кого ваше чадо видит в матери, отце, старших сестрах и братьях каждодневно.
Все это имеет великое значение в воспитании личности вашего ребенка. Ведь никакая беседа с детьми о семье не принесет реального результата, если в семье хаос, недоверие, грубость, насилие и постоянные ругательства. Главное, на чем должен воспитываться ребенок, это понятие того, что семья помогает ежедневно и постоянно ощущать, что есть на свете кто-то, кого мы любим больше, чем себя.
Ребенок должен постоянно ощущать, что в семье все делится поровну – забота, труд, лакомства, внимание, огорчения, радость. Атмосфера взаимной ответственности и равенства должна быть своеобразной профилактикой лени, эгоизма, чувства исключительности, беспомощности.
Тема практического занятия : Беседа по искусству «Наши родные и любимые».
Ведущий вид деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, художественно – эстетическая, музыкальная, двигательная.
Интеграция образовательных областей:
художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель перспективная:
• Формировать основы общей и эстетической культуры, эстетических качеств и художественного вкуса.
Цель актуальная
• Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет);
Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки и действия, составлять описательный рассказ по картине;
Учить рассматривать произведения живописи, видеть выразительные средства создания образа;
Развивающие:
• Развивать у детей творческие способности, творческое и ассоциативное мышление, воображение;
• Развивать и активизировать словарный запас ребенка;
• Развивать интерес к рассматриванию картин;
• Создать радостный эмоциональный настрой на занятия изобразительной деятельностью, атмосферу радости;
• Развивать интерес к слушанию литературных произведений.
Воспитательные:
• Воспитывать желание познавать что-то новое, уверенность в своих силах, умение высказывать свои мысли, слушать друг друга;
• Целенаправленно воспитывать эмоциональную отзывчивость, используя художественное слово и музыку;
• Воспитывать интерес к окружающим людям, формировать любовь к прекрасному, развивать творчество.
• Воспитывать у воспитанников уважение к родителям, чувства ответственности и сопереживания.
Оборудование к занятию : мультимедийная установка, компьютер для сопровождающей презентации.
Материалы и средства: картинки с изображением эмоций, мяч.
Зрительный ряд: репродукции картин русских художников: Славянский Ф. М. «Семейный портрет», Макаров И. К. «Две сестры», Колокольников - Воронин Я. М. «Автопортрет с женой и сыном», Пелевин И. «Первенец», Маковский В. «Крестьянские дети», «Свидание», «В жаркий день», Хруцкий И. Т. «Семейный портрет», Кошелев Н. «Утро в деревне», Брюллов К. Портрет «М. А. Бек с дочерью», Богданов-Бельский Н. «Ученицы», Мохов М. А. «Бабушка и внучка».
Литературный ряд: стихи, загадки.
Музыкальный ряд: Бетховен «Лунная соната для фортепиано».
Игровая ситуация: в начале занятия дети играют в игру «Настроение», и выполняют игровое упражнение «Сделай также».
Словарная работа: репродукция, художник, произведение искусства, портрет.
Предварительная работа: составление описательных рассказов о членах семьи, взаимоотношениях в семье; рассматривание семейных портретов, фотографий; чтение стихов, сказок; рассматривание иллюстраций и репродукций русских художников; проведение игр.
Взаимодействие с семьей: совместная организация выставки репродукций, беседа родителей с детьми о семье, братьях и сестрах ребенка, взаимоотношениях и в семье.
Организация образовательного пространства:
• орг. момент – групповая комната, дети стоят полукругом
• Актуал. знаний, изучение материала – игровая зона, дети садятся на стульчики перед проектором
• Физ. минутка –игровая зона; дети находятся на ковре пред стульями
• Практическая работа (беседа) – учебная зона, дети сидят на стульчиках
• Итог занятия – игровая зона, сидя на ковре, дети высказывают собственное мнение
Методическое обоснование занятия : Форма /занятие. Вводный этап, включающий этап изучения учебного материала, обобщения и закрепления знаний детей по теме. Методы и приемы обучения. Создание проблемной ситуации, побуждающий от проблемной ситуации диалог. Принципы обучения: деятельности; принцип психологической комфортности; принцип сотрудничества; принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей). Формы организации деятельности воспитанников: - фронтальная форма; индивидуальная (за столами, у интерактивной доски); - групповая (за столами).
Планируемые результаты
Интегративное качество Характеристика
Любознательность Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности; возрастание речевой активности.
Отзывчивость Ребенок воспринимает и эмоционально реагирует на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства.
Наличие первичных представлений о семье Ребенок имеет представление о семье. Имеет представление о произведениях искусства.
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту Организация рабочего места; проявление аккуратности и собранности, бережного отношения к материалам, инструментам.
Владение универсальными предпосылками учебной деятельности Умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Владение необходимыми умениями и навыками Сформированность изобразительных умений и навыков, необходимых для осуществления различных видов продуктивной детской деятельности.
Технологическая карта занятия
Этапы и время занятия Деятельность педагога Деятельность воспитанников
Орг. Момент
(1 минуты) Воспитатель организует детей, эмоционально включает их в действие.
Уточняет у детей, как они понимают слово «настроение».
Мы бываем: радостные, испуганные, внимательные и сосредоточенные, грустные, и все это отражается на лице. Сейчас я покажу карточки, на которых изображено настроение, а вы отгадайте его. Игровое задание «Сделай также». Активно играют,
отвечают на вопросы, выражают собственные мысли, собственные суждения, рассказывают, объясняют.
Отгадывают изображение, показывают.
Актуализация знаний
(2 мин) Загадывает загадку о семье.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. Слушают, отгадывают загадку, отвечают на вопросы, сосредотачивают внимание.
Просмотр виртуальной выставки
(7 мин)
Представляете, многие великие художники изображали мам, пап братьев и сестер в различных ситуациях. Я предлагаю вам отправиться со мной на виртуальную выставку и посмотреть на эти картины
Включает презентацию.
Слушают
Смотрят на слайды, отвечают на вопросы воспитателя, выражают собственные чувства
Физкультминутка
(1 мин) Организовывает игру.
Встаньте все в круг, мы будем передавать мяч и говорить друг другу ласковые слова. Я начну «дорогой» и т. д. Передают по кругу мяч, называют слова, активно играют.
Беседа по теме
(10 – 12 мин)
Предлагает рассмотреть репродукцию, вовлекает в совместную деятельность, задает вопросы.
Рассказ воспитателя Слушают, отвечают, поднимаю руки, выражают собственные мысли, рассказывают о картине, выстраивают полный ответ, предложение, делятся впечатлениями.
Подведение итогов НОД
(2 мин) Спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что нового узнали и т. д. Отвечают на вопросы воспитателя, делятся впечатлениями
Сценарий занятия
1. Орг. момент.
(групповая комната, дети стоят полукругом)
Воспитатель уточняет у детей, как они понимают слово «настроение».
Ответы детей.
В. : Мы бываем: радостные, испуганные, внимательные и сосредоточенные, грустные, и все это отражается на лице. Сейчас я покажу карточки, на которых изображено настроение, а вы отгадайте его.
Игровое задание «Сделай также».
Дети активно играют, отвечают на вопросы.
В. : Улыбнитесь друг другу. Настроение у нас стало лучше. Сегодня я хочу вас пригласить в картинную галерею.
Колокольчик, позвони!
В мир искусства позови!
Звучит музыка, дети подходят к мольберту.
( На доске 3 картины: пейзаж, натюрморт, портрет).
В. : Давайте посмотрим на картины:
Как можно назвать картину, в которой рассказывается о природе? (Пейзаж)
А почему ты так думаешь?
А другие что об этом думают?
Скажите, что изображено на этой картине (Натюрморт, подсказка в стихах).
Все согласны?
Как называется картина, на которой изображен человек? (Портрет, подсказка в стихах).
Ребята, а кто из вас знает, как называется человек, который пишет картины?
Художник в своих картинах отражается не только внешнее сходство (для этого он должен быть очень внимательным, но и характер, и настроение героев.
В. : отгадайте загадку, о ком она?
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
Ответы детей.
В. Ребята, а что такое семья? Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Очень много художников написали картин о семье, о своих детях, любимых и родных и близких. Я предлагаю вам отправиться со мной на виртуальную выставку и посмотреть на картины других русских художников.
Включает презентацию (просмотр презентации).
Вам интересно было смотреть?
Что вы почувствовали, что подумали, когда увидели картины? Каким бы звуком, репликой или восклицанием отразили, эту «встречу» : О-о! Вот это да! Не - е! Мне это не нравится! Я ничего не понял! Неинтересно!
Сегодня я вам предлагаю рассмотреть картину Константина Маковского «В жаркий день».
Дети рассматривают картину.
В. :
Что вы видите на картине?
Кто изображен, сколько?
Как вы думаете, эти люди знают друг друга, связаны между собой, что их объединяет?
Где происходит действие?
Какой момент изображен на картине?
Какое время года изобразил художник? Как вы догадались?
Как вы думаете, кто главный картины?
Что делает мама?
Опишите старшего сына
Опишите младшего сына
Опишите младшую сестру, какая она?
О чем они думают? Почему вы так решили?
Напоминает ли вам сюжет картины, события из вашей жизни?
А если бы художник сделал картину темной или наоборот, светлой, изменилось ли что-нибудь?
Что вы почувствовали, что подумали, когда увидели картину?
Вам интересно рассматривать эту картину?
А что первое вы увидели?
На что обратили внимание, что вам сразу бросилось в глаза?
Как вы думаете, художник хотел, чтобы зритель радовался или задумался или загрустил глядя на эту картину?
Как бы вы назвали произведение, обоснуйте свой ответ?
В. : Мы с вами здорово потрудились, что вам понравилось больше всего, когда вы рассматривали картину?
Ответы детей.
Физминутка.
Рассказ воспитателя.
Владимир Маковский был мастер жанровой живописи. Полотно «В жаркий день» написано в 1881году, техника исполнения масло, материал холст, размер 24*32см. Картина находится в Серпуховском художественно-историческом музеи.
На переднем плане картины мы видим роскошную зелень, в прекрасном, старом парке, на берегу пруда, заросшего, водорослями сидит семья с мамой, воспитательницей, или гувернанткой и детьми. Мы видим богато одетую семью, которая вышла в парк, чтобы провести там день. Мальчики, одетые в полувоенную форму, в куртках с поясом, в сапогах, удят рыбу.
Видимо не очень у них клюет, судя по выражению лица старшего из мальчиков. Он сидит, откинувшись на спинку скамейки, а гувернантка ободряет его, положив руку на плечо. Рядом стоит ведро для возможной добычи. Меньший брат ещё не растерял энтузиазма и держит своё удилище уверенно и внимательно следит за поплавком своей удочки. Вода в пруду чистая — там растут кувшинки и им должно повести. Мама, прикрывшись, от солнца зонтиком следит за успехами дочери в чтении книги. Хорошо выписаны платья мамы и дочери, шляпка на голове дочки сбилась на затылок.
Гувернантка стоит сзади старшего из мальчиков, ободряет его. Она одета в синее с голубое платье, пеструю юбку, а на спинку скамейки брошен красный плащ, или накидка.
Вокруг семьи летний полдень во всей своей красе.
Берег пруда обступили деревья, среди которых выделяется одно, под сенью которого все и расположились. Оно широко раскинуло свои ветви над берегом пруда. Дальше изображены молодые деревья, кустарники, среди которых мы видим ещё одно могучее дерево.
При взгляде на картину нас охватывает чувство покоя и радости. Прекрасный летний день, яркое солнце. Пруд дышит свежестью, семья отдыхает. Хотелось бы побывать на этом берегу и важно ли, что рыба ушла на дно и не хочет клевать наживку?
В. : Ребята, кто желает рассказать о картине? (2-3 ребенка).
Что нового вы узнали?
Что вам понравилось больше всего?
Вы хотели бы еще посмотреть картины?
Вы, молодцы, хорошо поработали, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Жанры живописи».
После занятия репродукция остается в группе, дети подходят к ней, чтобы отметить детали, которые сразу не заметили. Они все глубже проникаются настроением картины. Через неделю, на следующем занятии воспитатель предлагает детям высказать свое мнение о картине, высказывать о ней оценочное суждение. Детям предлагается вспомнить автора, название, объяснить, почему художник так назвал картину.
Приложение
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина
Называется ___ (ПОРТРЕТ)
Если видим на картине
Фрукты и цветы в корзине
Или вкусный-вкусный торт.
Значит это - НАТЮРМОРТ!
Если видим на картине
Речку, поле, берег в тине,
Лес, дорогу, домик наш.
Перед нами сам - ПЕЙЗАЖ!
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
***
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это?
СЕМЬЯ.
***
Раз, два, три, четыре,
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка
Мой сверчок, щенок и я
Вот и вся моя семья.
Загадки про семью
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша.
( Ответ: бабушка)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший.
( Ответ: брат)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый.
( Ответ: дед)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
Здравствуй! — говорит мне.
( Ответ: дядя)
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша.
( Ответ: мама)
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша.
( Ответ: мама)
В школе сложная программа,
Но всегда поможет.
( Ответ: мама)
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? Моя.
( Ответ: мама)
Фотография стоит
В золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой.
( Ответ: мамочки)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно.
( Ответ: папа)
Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без.
( Ответ: папы)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная.
( Ответ: семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
( Ответ: семья)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая.
( Ответ: сестренка)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: Как живете?
Кто в гости к нам приехал?
( Ответ: тётя)
Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже в игры без тебя я не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна мужская.
( Ответ: дружба)
Литература:
1) Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. – Скрипторий, 2003г.
2) Немешаева Е. А. Художества без кисточки. – Феникс, 2014г.
3) Никитина А. В. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. – КАРО, 2008г.
4) Интернет-ресурсы.
5) Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить и создавать красоту. – СПб: Детство-Пресс, 2003. – 250 с.