Наталья Кравцова
Конспект занятия «С кем дружит ель зимой?»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад№2»
Конспект занятия по познавательному развитию
подготовительная группа
«С кем дружит ель зимой?»
Подготовила: Кравцова Н. В.
Цель занятия : Расширить и уточнить представления детей о жизни зверей зимой
Задачи:
1. Обучающие:
•Закрепить знания о том, что животные могут выжить в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.
•Закрепить умение устанавливать связь между особенностями поведения и условиями среды обитания.
2. Развивающие:
•Развивать интерес к жизни животных.
Публикация «Конспект занятия „С кем дружит ель зимой?“» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Дружба. Учимся дружить
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
•Развивать речь детей, память, мышление, внимание.
3. Воспитательные:
•Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование и материал:
Картинки с изображением: ель в зимнем лесу, белка, гнездо, зайчик, дятел, птицы для сравнения, мышка, схемы по количеству детей, муз. сопровождение.
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Животные зимой»;
- беседы: «Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»?», «Что помогает животным выжить зимой?»;
- разучивание стихов о зиме;
- составление описательных рассказов о диких животных;
- чтение природоведческой литературы;
- проведение дидактических и подвижных игр.
1. Организационный момент
(дети стоят полукругом)
Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в царство зимней природы…
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Подарим улыбки друг другу.
(присаживайтесь на стульчики)
Ребята, я хочу начать наше с вами занятие со стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит….
2. Основная часть
Ребята, скажите пожалуйста, какое время года описано в стихотворении? (Зима)
А, какое дерево упоминалось? (Ель)
(выставляю картинку с изображением ели в зимнем лесу)
А вы когда-нибудь были в зимнем лесу?
Давайте отправимся сегодня с вами в путешествие в зимний лес, но сначала нам нужно одеть теплую одежду, согласны?
Что же нам необходимо надеть? (ответы детей).
Звучит фонограмма «Вьюга»
Дети слушают.
Ветер дует, вьюга поднимается. Холодно зимой в лесу
Ребятки, посмотрите, какие сугробы намело в лесу.
А вы знаете, как спасаются звери от морозов? Снять одежду и надеть другую они не могут, но у всех зверей зимой шерсть становится более пушистой и теплой.
А деревья, ведь не все деревья спят зимой.
Зимой спят лиственные деревья, вы знаете названия лиственных деревьев, Давайте вспомним их вместе (дети перечисляют деревья)
Но, есть ещё и хвойные деревья
Отгадайте загадку
Зимой и летом одним цветом (ель)
Ель зимой дружит со многими лесными жителями, ей совсем не скучно зимой, хотите узнать почему?
Но для начала нам нужно отгадать загадки, чтобы узнать, с каким животным дружит ель.
Живет в лесу и в парке городском,
Легко взбирается по дереву к макушке
Малышка шустрая с пушистеньким хвостом,
Глаза как бусинки и с кисточками ушки.
Орешки любит грызть, в дупле живет.
Ну, кто скорей её нам назовет? (Белка)
В. : Чем питается белка? Где берет еду? Почему белка легко находит шишку под снегом? Куда белка прячется в сильные морозы? Чем утепляет свое гнездо, дупло?
Воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание на правильные ответы)
- Да, гнездо у белки получается очень теплое, а я вам сейчас расскажу, как она его строит:
Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Иногда белка живет в старом гнезде вороны или сороки, часто зимует в глубоком дупле старого дерева.
(Давайте усадим белочку на ель, это первый житель нашего дерева)
Следующая загадка
Ушки вечно на макушке,
Притаился на опушке.
Чуть передохну с дороги,
Подустали мои ноги.
Волка нет, лисы не видно,
Трусом все зовут, обидно,
Ведь прыгуч я, словно мячик,
Знамо дело, я ведь —
Скажите, как заяц готовится к зиме? Почему заяц меняет окраску на зиму? Как заяц спасается от врагов? А что же заяц кушает в лесу зимой? (ответы детей)
Да, еды для зайчика в лесу маловато. А под ель белка роняет шишки. Зайка белочку не боится, с удовольствием грызет обломки шишек – подарок белочки. А ещё пушистые, зелёные ветки ели прячут зайчика от хищников, которых он очень боится. А вы знаете от кого прячется зайчик? (ответы детей)
Вот ещё один лесной друг нашей ели, посадим зайчика под дерево.
Физкультминутка.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как маленькая мышка.
Ребята, чтобы разгадать эту загадку, нужно подойти к столу и посмотреть внимательно:
Вокруг ствола большой сосны
Шишки по снегу видны.
Здесь на кузнице затратил
Много сил проворный (Дятел)
Как же выглядит эта птица?
(Дети находят картинку)
- правильно так выглядит эта птица, а чем он отличается от других птиц?
(Присаживайтесь на свои места)
Послушайте, что я вам расскажу про эту птицу: дятлы истинные строители, Выдолбленные ими дупла, в которых дятлы выводят птенцов, впоследствии служат убежищами и местом гнездования для многих птиц, не способных самостоятельно построить себе дом. Дятлы еще и музыканты т. е. они находят сухой сук, по которому бойко выстукивают свою песню.
Зимой дятел, как правило, питается семенами сосны и ели, он приносит шишки к специально оборудованному месту, где их удобно расклёвывать, а то что падает на снег, подбирает зайка.
(давайте посадим его на дерево)
«Обведи по точкам»
Для выполнения следующего задания нам понадобится карандаш и бумага.
(Рассаживаю детей за столы, обращаю внимание на осанку, на материал для работы)
Но вначале мы с вами разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Считалка»
(Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.)
Сколько пальчиков у нас?
(Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх)
Посчитаем?
- Это – раз!
Загибаем?
- Это – два!
Продолжаем?
- Три, четыре…
Где же пятый?
- Вот, смотрите!
(Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет)
Продолжаем на другой:
Вот шестой, седьмой, восьмой…
Пиф-паф-ой-ой-ой!
Да, девятый он такой!
(Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны)
Сколько пальчиков всего?
- Ровно десять! О-го-го!
Этого лесного жителя, я вам не скажу, вы сами узнаете его когда выполните правильно задание.
Нужно карандашом соединить цифры по порядку, и вы узнаете что же там нарисовано.
После выполнения задания показываю картинку зверька- мышку.
(посадим мышку под нашу ель)
Послушайте что я расскажу про мышку:
Мышки полевки живут под снегом, в слабые морозы они выходят на поверхность и подбирают семена шишек ели, чтобы полакомиться ими в своей норке.
Ребята, а кто роняет семена шишек?
3. Итог занятия :
Предлагаю вам игру «Закончи предложение». Я буду читать предложение, а вы его заканчивать:
Заяц зимой белый, а летом… .
У зайца хвост короткий, а уши….
У белки задние лапы длинные, а передние… .
Белка живет в дупле, а медведь… .
Дятел живёт в дупле, а мышка в …
-Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили?
- А о каком дереве?
- Назовите, с кем дружит ель зимой?
- Кто из них вам понравился больше и почему?