Лучший педагог года

Конспект занятия «Родословная — старинная русская традиция» (старшая группа)

марина аносова
Конспект занятия «Родословная — старинная русская традиция» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

«Родословная-старинная

русская традиция»

(старшая группа)

Занятие «Родословная- старинная русская традиция»

Задачи: Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным, родственникам, предкам.

Публикация «Конспект занятия „Родословная — старинная русская традиция“ (старшая группа)» размещена в разделах

Закреплять представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий; о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательные интересы, логическое мышление.

Материал: Иллюстрации «Славянская семья», «Кузнец»; макет русской печки; старинная бытовая утварь.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но теперь о людях, которые жили в старину. Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке? Чем эта иллюстрация отличается от тех, что вы видели раньше? Этот рисунок отражает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (Рассказывает о прошлом). Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (Одежда у людей необычная, старинная) .Какую одежду носили в старину люди (Мужчины носили длинные рубахи с поясами, женщины надевали рубахи, сарафаны, повязывали платочками). Как вы думаете, люди изображённые на рисунке, живут в современной квартире? (Нет, они живут в избе). Что подсказывает нам, что они живут в избе? (В избе деревянные стены, ест печь). В каждой крестьянской избе есть печь. Она согревала избу. В ней готовили еду, на лежанках отдыхали. Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (Деревянные ложки и кубки, ухват с глиняным горшком в руках у девушки, прялка). Прялка- удивительный предмет. Он нужен для того, чтобы прясть пряжу- нитки. Кудель, например, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную ниточку, наматывали её на веретено. Итак, благодаря рисунку и предметам утвари, которые у нас есть в группе, мы можем представить, что попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображённые на рисунке, чужие или родные друг другу? (Родные). Как можно назвать их одним словом? (Это- семья). Сегодня мы побеседуем с вами об этой семье. Мы знаем, что эта семья жила давно. Мы видим, что эта семья большая. Подумайте, кто кем кому приходится в этой семье?

Посмотрите внимательно, постарайтесь найти на рисунке самых старших членов этой большой семьи. На рисунке есть надписи, которые помогут вам в этом. Кто же старше всех в этой семье? (Дедушка и бабушка). Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (Он их сын). Кто сидит возле отца? (Его сыновья, внуки бабушки и дедушки). Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают своё уважение старшим членам семьи).

В старину в семьях почитали, уважали старших, слушали их, не смели им перечить, не перебивали их и не капризничали. Родители, дедушки бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно сыновья слушают отца- он рассказывает им что- то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «ВЫ», с почтением, уважительно, ласково. Отца величали батюшкой, мать- матушкой. Дети помогали родителям. Художник изобразил, как дочь помогает своей матушке готовить еду. Воспитывали в детях привычку к труду, трудолюбие. А чем в это время занята матушка? (Она прядёт пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей). Что означает слово «племянница», «племянник»? Какие родственные отношения они объясняют? (Племянники – это дети братьев или сестёр родителей). Чья дочь, эта маленькая девочка, изображена на рисунке? (Маленькая девочка – дочь брата отца, дяди). Для отца и матери этой семьи маленькая девочка – племянница. А сыновьям и дочери кем она приходится? (Для сыновей и дочерей – она двоюродная сестра). Кем приходится маленькая девочка бабушке и дедушке? (Она – внучка бабушке и дедушке). Как вы думаете, у этой девочки есть родители? (Да, у неё есть мать и отец).Кто нибудь из её родителей изображён на этом рисунке? (Да, её отец, он входит в избу). Отец этой девочки приходится братом отцу большой дружной семьи, изображённой на рисунке, дядей его детям. Семьи в старину были дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца с женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были отзывчивыми и гостеприимными, как говорили раньше – хлебосольными. Гостей встречали в старину обычаи, традиции.

Физкультминутка (подвижная или хороводная игра)

Воспитатель: Обычаи – это то, что принято делать обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями. Ребята, давайте повторим, какие были обычаи в старину? (Дети уважали старших, люди были хлебосольными, трудолюбивыми, помогали друг другу). Как обращались друг к другу в семье. (Матушка, батюшка, братец, сестрица, тётушка, дядюшка). Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы стараемся им следовать, поддерживать традиции. В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки- это наши родные, которые жили до нас, вперёд нас, перед, перед нами. Мы – их потомки, мы живём потом, после них. Дедушка и бабушка рассказывали внукам о своих родителях, дедушка и бабушка, о предках. Этой традиции тоже обязательно нужно следовать, стараться, как можно больше узнать о своих предках, сохранять память о них.

Что нужно знать, чтобы рассказать другим о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках? (Их имена, отчества, фамилии). Действительно, прежде всего, нужно хорошо знать имена, отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже недостаточно. Хорошо если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли. Как вы думаете, у людей, изображённых на рисунке, есть имена? (Конечно, у них есть имена). Мы знаем, как их звали, но мы можем придумать каждому из членов этой семьи имена, красивые, старинные, как в сказках.

Воспитатель: «Не имя красит человека, а человек имя. От этого, каков человек, зависит отношение к нему окружающих. Если постоянно делать добрые дела, вас станут уважать, запомнят по добрым делам и поступкам. Давным – давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идёт речь, люди использовали отчества, прозвища. Например, Иван Петрович, Петров старший сын, кузнецов внук».

Воспитатель обращает внимание детей на рисунок, изображающий кузнеца за работой: «Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнецкого мастерства, но от его ремесла, его профессии произошла и фамилия – Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых. Род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию.

С давних времён существовал обычай вести родословную. Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи. Сегодня мы с вами попробуем составить родословную семьи Кузнецовых, изображённой на рисунке. Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную? (С дедушки и бабушки). Почему нужно начать с дедушки и бабушки?» (Потому что они самые старшие в семье).

Ребята прикрепляют листочки с именами, которые они придумали для членов семьи Кузнецовых, к доске или мольберту в следующем порядке:дедушка, бабушка, отец, мать, брат, отец, сыновья, дочь, племянница. В результате получается схема родственных отношений.

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Семья — опора счастья»Исследовательский проект «Семья — опора счастья» Пояснительная записка. Семья – это социальный институт, в котором осуществляется семейное воспитание ребенка. Проект направлен на оказание.

Круглый стол «Хорошо, что есть семья» — был проведён к Дню семьи с родителями группы. Цель круглого стола: Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми (например, по изготовлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Родословная — старинная русская традиция» (старшая группа)
Опубликовано: 8 апреля 2015 в 06:18
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Родословная — старинная русская традиция» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем марина аносова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД