Вера Олеговна Мохан
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Подготовка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
по экспериментально-исследовательской деятельности
в подготовительной группе
Возрастная группа : подготовительная
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Публикация «Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Подготовка к школе“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель:Уточнение знаний детей о школе, названий и назначения школьных принадлежностей
Тип занятия: интегрированное
Задачи:
1. Образовательная:
Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.
Определить наиболее эффективные способы растворения веществ в воде;
Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагога
2. Развивающая:
Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
Развивать интерес к исследованию и экспериментированию;
Развивать умение делать выводы из результатов исследований и чётко излагать свои мысли;
Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
3. Воспитательная:
Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательное отношение друг кдругу, инициативность;
Воспитывать простейшие эмоции: грусть, удивление, радость и злость;
Воспитыватьинтерес к школе и желание учиться.
4. Оздоровительная:
Использование элементов здоровьесберегающих технологий
Методы и приемы: ИКТ, игровой, создание проблемной ситуации. практический, наглядный, слуховой, словесный, групповая коллективная работа, беседа
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка
Форма организации деятельности : подгрупповая
Средства обучения:
• Оборудование:Аудиозапись школьного звонка,аудиозапись песни «учат в школе»,аудиозапись «Физ. минутки»
Учебники «окружающий мир», «математика», «физкультура», «букварь».
• Слайды с тренажерами по чтению, слайд школа, учебные принадлежности
По два стаканчика с водой на каждого ребенка, шпатели, пипетки, емкости,кусочки пенопласта, бумага, монетки железные, сахар, мел, растительное масло, карточки с цифрами.
Словарная работа:школа, школьные принадлежности, ученик, школьник, учитель, урок, перемена, звонок, класс, парта, портфель.
Содержание организованной деятельности детей :
I.Мотивационная (вводная) часть:
Организационный момент.
На слайде расположены картинки: ранец, пенал, ручка, карандаш, ластик, учебники, дневник, тетради, линейки, краски, кисточки, цветная бумага, клей, цветные карандаши, альбомы для рисования. Педагог обращает внимание детей на картинки.
- Как называются все эти предметы? (школьные принадлежности)
- Кому нужны школьные принадлежности? (ученику, школьнику)
- Для чего они нужны? (чтобы учиться, писать, читать, считать и т. д.)
- Кто учит детей в школе? (учитель)
- А вы хотите в школу?
- Я предлагаю вам отправиться вшколу. А сейчас мы с вами перенесё мся в будущее: представьте, что вы уже школьники, учитесь в школе и изучаете много интересных школьных предметов. Дети закрывают глаза, звучит произведение В. Шаинского «Учат в школе».
Основная часть.
- Вот мы и в школе. Где проводятся уроки? (в классе)
- Скажите, как ученики узнают, что начинается урок? (звенит звонок, он дает сигнал о начале урока)
- А если звонок звенит в конце урока? (это значит, что урок окончен и начинается перемена)
(Звенит звонок).
Он звенит, звенит, звенит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
(Звенит звонок).
- Звонок зовет нас на урок окружающего мира.
Окружающий мир - это природа живая и неживая,это мир вокруг нас. Это всё что нас окружает, это труд человека, природы, различные насекомые,это всё что находится вокруг нас.
На уроке окружающегомира мы с вами проведем эксперименты с водой (Подходят к столам)
Урок окружающий мир - «Тайны воды»
Если вы не боитесь трудностей, то я вас приглашаю в научно-исследовательскую лабораторию «Тайны воды».
-Тот, кто оставляет пустые банки, бутылки, целлофановые пакеты на берегу водоема, или бросает их в воду, думает, что это можно скрыть. Но тайное всегда становится явным. И мы с вами это докажем. Мы будем работать с настоящим химическим оборудованием: колба, стакан, палочка. Эти предметы стеклянные и легко разбиваются. Поэтому будьте осторожны при работе с ними, не толкайте друг друга. В случае,если у вас что-то разбилось, поднимите руку.
Вы будете работать в группах. Перед вами стакан с водой и три предмета: пенопласт, бумага, монета. Пред тем, как вы опустите эти предметы в воду, давайте предположим:
На доске: красные листы для наблюдений. 9 синих и 3 красных магнитов
У детей в разноске: стакан с водой и предметы: кусочек бумаги, пенопласта, монета.
- Утонет ли кусок пенопласта в воде? (дети высказывают свои версии).
Поставить синий магнит на схеме первого стакана на поверхности воды, в середине или на дне.
-Как вы думаете, утонет ли кусок бумаги в воде? (дети высказывают свои версии)
Поставить синий магнит на втором стакане на поверхности воды, в середине или на дне.
-Как вы думаете, утонет ли монета в воде? (дети высказывают свои версии) Поставить синий магнит на третьем стакане на поверхности воды, в середине или на дне.
-А теперь проверим. Один из вас берет пенопласт, другой бумагу, третий монету и опустите эти предметы в стакан. Понаблюдайте, что произошло в каждом стакане.
Сделайте вывод:
1. Утонул ли пенопласт? (отметить красным магнитом на первом стакане)
2. Утонул кусок бумаги? (отметить красным магнитом на втором стакане,
3. Утонула ли монета? (отметить красным магнитом на третьем стакане.).
- Ребята, как вы думаете, почему монета утонула, а пенопласт - нет?
-Какие предметы могут плавать на поверхности водоема, а какие тонут и лежат на дне?
-Я вам открою один секрет: предметы, которые легче воды- плавают на ее поверхности, а те, которые тяжелее, чем вода- тонут на дно.
Опыт «Вода – растворитель»
- У меня три стаканчика с водой и три вещества: сахар, мел и растительное масло. На доске : листы для наблюдений У учителя: три стакана с водой и вещества: сахар, мел, масло растительное.
Как вы думаете, растворится ли сахар в воде?
А мел растворяется?
Растворится ли масло растительное в стакане с водой?
-Давайте проверим. Я приглашаю опытному столу двоих ребят. На столе три мензурки и три вещества: сахар, мел, масло растительное. Один положит ложечкой в первый стакан сахар. Другой - опустит кусок мела во второй стакан. А я сама налью растительное масло в третий стакан, потому, что с этим веществом надо работать аккуратно, если оно запачкает одежду, потом плохо отстирывается.
-Что вы видите в первом стакане?
-Во втором?
-Что произошло с маслом в третьем стакане?
Сделайте вывод: Почему некоторые вещества невидимы в воде?
Что происходит с жирными веществами?
Вывод: Многие вещества растворяются в воде и загрязняют ее. А жирные вещества остаются на поверхности воды, образуяпленку
(Звенит звонок).
- Звонок зовет нас на урок математики (Показ учебника).
Урок математики.
1. Вспомнить порядковый счёт от 1 до 10.
2. Вспомнить обратный счёт от 10 до 1.
3. Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8.
4. Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3.
6. Угадай число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7.
7. Какое число больше 3 или 4, 7 или 8.
8. Какое число меньше 1 или 3, 10 или 6.
Молодцы! Справились с первым заданием.
Дальшенас ждут интересные задания, и я думаю, что мы с удовольствием с ними справимся.
Поиграем в игру «Молчанка».
- Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
Вопросы:
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Все верно, показали. Молодцы.
В:Молодцы вы с легкостью справились с математическими заданиями. Ребята еще в школе ученики решают задачи. Попробуем решить задачу?
Дети:Да попробуем!
Задача:
1. Просят Колю сосчитать,
Сколько будет пять да пять.
Коля фыркнул: «Пустяки,
Это будет… две руки
2. В шкафу на полке пять книг,
Я прочитала две из них.
Осталось сколько книг читать?
Вы это можете узнать.
3. У пенечков пять грибочков
И под елкой три.
Сколько будет всех грибочков
Ну- ка посмотри
Веселых восемь лягушат
В воду броситься спешат.
Три испугались, на берегу остались.
Сколько было храбрых лягушат -O-
Разбираем задачу:
О чём говориться в задаче? (о цветах)
Что мы знаем о колокольчиках (их росло на поляне 5)
Что мы знаем о маках? (их росло на поляне 3)
Что надо найти? (сколько всего цветов росло на поляне)
Каким действием мы это сделаем? (знаком +)
Как запишем решение? (5+3)
Сколько получится цветов? (8)
Ответили на вопрос задачи? (да)
Молодцы! Все справились с заданием.
Игра «Собери портфель». Если называется предмет, который нужно взять в школу, вы в ладоши хлопаете. Если этот предмет не нужен в школе, вы ногами топаете.
Учебники и книжки,
Игрушечная мышка,
Паровозик заводной,
Пластилин цветной,
Кисточки и краски,
Новогодние маски,
Ластик и закладки,
Степлер и тетрадки,
Расписание, дневник.
Собран в школу ученик!
(Звенит звонок).
В:Молодцы! Но чтобы быть настоящим первоклассником, нужно не только уметь собрать портфель и не опаздывать в школу, но и справляться с разными заданиями. Звонок зовет нас на урок чтения. (Показ учебника).Первое задание на уроке чтении «Подскажи словечко»Я буду начинать предложение, а вы продолжать. Готовы?
Сено хоботом берёт толстокожий (слон)
Кто любит по веткам носиться? Конечно, рыжая (белка)
В чаще голову задрав, воет с голоду (волк)
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый (медведь)
На заборе поутру любит кукарекать (петух).
В:Молодцы ребята а сейчас посмотрите на экран. «Найди слова с заданным звуком» Цель: упражнять детей в выборе слов с заданным звуком, освоение способа интонационного выделения заданного звука в слове. (Слайды с картинками) ответы детей
В: Следующее задание «Измерь слово» Цель : закреплять у детей представление о понятии «слог»; упражнять в делении слов на слоги, определении количества слогов. (Слайды с картинками)
Молодцы ребята урок чтения окончен. Вы справились со всеми заданиями на пятерку!
(Звенит звонок).
Урок физкультуры
- На уроках физкультуры вы познакомитесь с разными видами спорта, станете сильными, ловкими, быстрыми. А сейчас потренируемся. (Музыкальная физ. минутка)
Ф/ минутка:
Раз, два, три, раз, два, три —
(движение по кругу спортивным шагом)
В гости в школу мы пришли.
На носочки мы встаём —
(ходьба на носках)
И растём, растём, растём — руки
(медленное поднимание рук вверх)
Мы встаём и приседаем —
(дети поочерёдно приседают и встают)
И нисколько не устанем.
Мы немножко подрастём —
(наклоны туловища влево — вправо)
В школу с радостью пойдём —
(все шагаю по кругу).
(Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту и показу воспитателя).
(Звенит звонок).
Итог.
- Наше занятие подошло к концу. Какой урок вам понравился? Мы с вами не успели поговорить еще о многих интересных науках, которые вам предстоит изучать в школе. Впереди у вас много интересных открытий. Желаю вам получит в школе много знаний и много хороших оценок. Спасибо! До свидания!