Наталья Лысенко
Конспект занятия по экологии с элементами ОБЖ «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ
«Посвящение в юные экологи»
Воспитатель: Лысенко Наталья Николаевна
Программные задачи:
- уточнять представления детей о растениях и животных, как представителях живого в мире природы;
Публикация «Конспект занятия по экологии с элементами ОБЖ „Посвящение в юные экологи“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- закреплять представления детей о диких животных нашего края, их классификацию (травоядные, насекомоядные, хищные);
- учить детей устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
- уточнить знания детей о правилах поведения в природе; элементы ОБЖ;
- развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, память;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле.
Предварительная работа:
Чтение рассказов В. Бианки, Соколова-Микитова, Н. Сладкова. Рассказывание детям о диких животных, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение стихов.
Методические приемы:
Загадывание загадок, чтение стихов, вопросы к детям, игра «Пищевая цепочка», разрешение ситуаций по ОБЖ, прослушивание грамзаписи «Голоса птиц», дополнения, обобщение ответов детей.
Ход:
В. - Дети, как называется планета, на которой мы живем? (Планета Земля).
В. - Да, правильно – планета Земля. А вот и модель нашей планеты – глобус. Посмотрите на него внимательно и скажите, что обозначено на глобусе желто-коричневым цветом? Что выделено голубым цветом. А что раскрашено зеленым цветом? (Желто-коричневый цвет – суша, т. е. земля, степи, пустыни, горы. Голубым цветом выделены – моря, реки, озера, океаны. Зеленым цветом – леса и т. д.).
В. - Дети, а какие живые организмы населяют нашу Землю? (Насекомые, птицы, рыбы, растения, звери, человек и т. д.).
В. - Дети, а почему они называются живыми организмами, что у них общего? (Они питаются, дышат, передвигаются, растут, размножаются и т. д.).
В. - Но почему на нашей планете становится все меньше рыб, исчезают насекомые, птицы, растения, животные? (Браконьеры вылавливают сетями рыбу, отстреливают диких животных, вырубают без разрешения леса. Этим они наносят вред природе).
В. - Что же делать? Как нам сохранить природу? (Надо защищать природу, заботливо к ней относиться, соблюдать все правила, запрещать в больших количествах отлавливать рыбу, следить за чистотой воздуха и т. д.).
В. - Дети, а как называются люди, которые стараются помочь природе, заботятся о ней? (Экологи).
В. - А вы хотели бы стать юными экологами – друзьями природы? (Да)
Звучит песня «Мы - эколята, природы защитники».
В. - Тогда ответьте, какими должны быть юные экологи? (Наблюдательными, трудолюбивыми, бережно и заботливо относиться к природе, замечать и исправлять нарушения правил общения с природой, как взрослых, так и детей, готовы оказать помощь живым организмам, если это нужно и т. д.).
В. - Хорошо вы знаете, какими качествами должны обладать юные экологи. Но чтобы получить такое высокое звание и значок, надо пройти несколько испытаний. Вы готовы? (Да).
Испытание первое. «Экологическая разминка».
- Без чего невозможна жизнь на Земле? (без воды, почвы, воздуха, света).
- Что приводит к загрязнению атмосферы: воды, воздуха, почвы? (Выбросы грязного, вредного дыма, дыма заводов, фабрик, выхлопные газы машин, свалки мусора и т. д.).
- Как называется книга, в которую заносят исчезающие виды животных и растений? (Красная книга). О чем нам говорит красный цвет?
- Назовите диких животных нашего края, которые занесены в Красную книгу? (лось, бобр, заяц-беляк). Рассматривание картин с изображением этих животных.
В. - Молодцы, вы хорошо справились с первым испытанием. А сейчас я вас приглашаю в лес, к старичку - лесовичку. Лесные жители – особые жители. С ними нельзя разговаривать и подходить близко. Они не любят выставлять себя напоказ, не любят чужого глаза. А для того, чтобы пойти в лес, вспомните правила поведения в природе. Выставляю рисунки на доску, дети рассказывают, чего нельзя делать в лесу.
В. - Ну, что, ребята, в дорогу! Читаю стихотворение, дети выполняют движения.
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зеленым лугом. (Ходьба на месте)
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают. (Взмахи руками вверх-вниз).
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились (покружиться на месте)
И в лесу мы очутились.
В. - Посмотрите, как здесь красиво. Прислушайтесь, как поют птицы! Включаю грамзапись «Голоса птиц».
В. - Дети, старичок-лесовичок для вас тоже приготовил задание. Испытание второе «Знатоки леса».
- А о ком пойдет речь, узнаете из загадки:
Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней (лиса).
Выберите правильный ответ на вопросы о лисе.
- Где живет лиса? (в дупле, в норе, в гнезде). - Для чего лисе длинный пушистый хвост? (чтобы ловить на хвост рыбу, чтобы заметать хвостом следы, чтобы использовать его как руль).
Еще загадка: Что за зверь лесной?
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц).
Выберите правильный ответ на вопросы о зайце.
- Чем питается заяц зимой? (орехами, корой деревьев, травой)
- Зачем зайцу длинные задние ноги? (чтобы быстро бегать, рыть землю, прыгать по деревьям).
В. - Молодцы, вы правильно ответили на вопросы!
А кто еще живет в лесу? (перечисляют).
В. - Какие животные питаются травой, листвой, корой, плодами (шишками, орехами, ветками?
В. - Как они называются? (травоядные) Дети находят и выставляют изображения травоядных животных.
В. - Какие животные питаются насекомыми? А кто еще, кроме животных питается насекомыми? Как называются эти животные и птицы? (насекомоядные). Дети находят соответствующие картинки, выставляют их на доску.
В. - Чем питаются волк и лиса? Если эти животные едят других животных, то как их можно назвать? (хищные). Выставляют картинки в соответствующую группу.
В. - Вот видите: одни животные питаются травой, другие насекомыми, а третьи другими животными. Получается, что в природе всё связано друг с другом, как звенья одной цепи. Ученые ее называют – пищевая цепочка. Выставляю схему «пищевой цепочки».
Например: ястребам не прожить без синиц, синицам – без гусениц, гусеницам – без листьев, всем вместе – без леса. Посмотрите, если мы уберем одно звено, что тогда будет? (Изменение одного звена влечет за собой изменение во всех остальных звеньях). Вот оказывается, почему надо сохранять всех животных и растения.
Лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом.
В. - А какую роль играют деревья в жизни человека? (ответ детей).
В. - Деревья – главные обитатели в лесу, определяющие жизнь всех остальных членов сообщества. Но для роста деревьев и других растений необходимы определенные условия. Какие? (свет, влага, тепло).
В. - Итак, если светит солнце, идет дождь – то вырастает лес и другие растения. Выставляю картинки с изображением деревьев, дети называют их.
В. - Вот мы и прошли с вами по тропинке старичка-лесовичка. И всегда так, в лес пойдешь – кого-нибудь увидишь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен: что любит, то и защищает. Все защитники природы по этой тропинке прошли.
- Дети, вы по-настоящему заслужили звание «Юный эколог». И я вам всем вручаю значки (награждение).
В. - И теперь вы, как настоящие экологи, помогите разрешить вот такие ситуации:
1 ситуация: Дети пошли на прогулку. Вы видите, как мальчик из младшей группы сорвал травку и положил ее в рот. Что вы ему скажете?
2 ситуация: Вы со старшими друзьями оказались в парке или в лесу, и они начинают разводить костер. Как вы отнесетесь к этому?
3 ситуация: Вы с родителями пошли в зоопарк и видите, как кто-то из детей просовывает руку в клетку, бросает камешки в вольер, подает зверям из руки корм, стучит по клетке. Как вы к этому отнесетесь?
В. - Молодцы, дети, вы ответили на все вопросы и мои, и старичка-лесовичка. Этим вы еще раз подтвердили почетное звание «Юный эколог».
Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной подобного нет.
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?