Матвеева Татьяна
Конспект занятия в средней группе «Богатыри — защитники русской земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам, желание подражать им.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.
Развивающие: приобщать детей к истокам русской народной культуры;
формировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Богатыри — защитники русской земли“» размещена в разделах
Обучающие: закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря. Расширение и обогащения словарного запаса детей.
Предварительная работа:
• Чтение былин о русских богатырях;
• Просмотр мультфильмов о богатырях.
• Прослушивание музыкального отрывка из песни: «Богатырская сила» в обработке
А. Пахмутовой, изучение песни «Богатыри».
• Рассматривание иллюстраций из книг: «Былины» А. Шевцова, «Васнецов» Г. Ветровой, «Путешествие в прекрасное» О. Селезнёвой.
• Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря».
Материал: Большое игрушечное яйцо, игла-зубочистка, «Былинные наигрыши» (музыка, три сундука, филин заклинанием. Сюрпризный момент: конфеты. Для исследовательской деятельности: ножницы, емкость с водой,пипетка, ткань,железо.
Пополнение словарного запаса: Русь, славяне, богатыри; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем); оружие богатырей (меч, щит, лук, стрелы, копье, булава).
Планируемые результаты. У детей появится интерес к истории России, и уважение к русским воинам, желание подражать им.
Ход занятия
Дети проходят в зал под музыку «Богатыри»
Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас сегодня гости, давайте пожелаем им добра, благополучия, здоровья. Скажем дружно «Здравствуйте»
Дети: Здравствуйте!
Звучит музыка
Воспитатель: Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц.
В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов. И каждый раз на защиту своей родины вставали русские люди.
- Ребята, скажите, как назывались тогда защитники Руси?
Дети: Защитниками земли русской назывались богатырями.
Воспитатель: Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?
Дети: Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными, бесстрашными, решительными, героическими, храбрыми.
Воспитатель: А почему богатыри имели силу неизмеренную?
Дети: потому что они даром времени не теряли, они всегда тренировались, занимались спортом.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое нашей Родины. Во времена Руси богатырской?
Дети: Да.
Воспитатель: У меня есть «Волшебная игра». Давайте поиграем, и она перенесет нас в далекое прошлое
Динамическая пауза «Богатыри» проводится под музыку богатырская наша сила»
Дружно встали 1-2-3
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из- под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Ноги шире, руки в бок
Защищать пойдем народ.
Воспитатель: А теперь давайте закроем глаза, покружимся и представим, что мы в прошлом. Глазки открываем.
(пока дети с закрытыми глазами выполняют упражнение, появляется макет домика с филином у которого в лапах записка, звучит тревожная музыка и голос)
Воспитатель: - что это? Закачалась вдруг земля – матушка. Завыли ветры буйные. Хочет напасть на землю русскую чудище страшное.
- Что же нам делать? Хотите защитить землю – матушку?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь.
На опушке дом стоит
На дверях замок висит,
Старый Филин здесь сидит
Во все стороны глядит.
- Ой, ребята, у него в лапах, что – то есть. Это загадка – подсказка. Если отгадаете ее, узнаете, как победить чудище страшное
Выше леса стоячего
Ниже облака ходячего
Летит ни птица и ни зверь,
А с тремя головами змей.
Богатырей примечает,
Изо ртов огонь пускает,
Никого не боится,
А сила его в яйце хранится.
- Ребята, нам надо его силу найти. Она находится в игле, а игла в яйце, а яйцо – то в сундуке. Найдем сундук, найдем яйцо, а в яйце найдем иглу, в которой хранится сила змея Горыныча.
Ну – ка, дружина моя стройся!
(Дети строятся друг за другом и маршируют.)
- Вот преграда на пути
Ее так просто не пройти
Надо быстро вспоминать и пословицы сказать:
Жить- Родине служить
Кто смел, тот на коня сел
Если дружба велика, будет Родина крепка.
На родной стороне и камешек знаком.
Родину головой оберегают.
Родной край-сердцу рай.
Всякому мила родная сторона.
Нет в мире краше Родины нашей.
В зале появляется следы змея Горыныча
Ребята смотрите это что такое?
Дети: Следы.
Воспитатель: Следы? А чьи?
Дети: Змея Горыныча.
Воспитатель: значит мы с вами на верном пути. Смотрите сундук, давайте откроем его скорее. (открываем, а там лежит задания).
Картина В. М. Васнецова «Три богатыря».
Воспитатель: дети, а как называется эта картина и кто изображен на ней?
Воспитатель: Молодцы. Отправляемся дальше.
Включается музыка свист соловья разбойника.
Воспитатель: ребята смотрите скорее, где то на дереве Соловей разбойник сидит. А давайте попробуем сдуть его всем вместе.
Воспитатель: отправляемся дальше
Ой, вот и речка на пути. Не проехать, не пройти.
Соловей - Разбойник злой мост сломал здесь над рекой.
А нам нужно пройти через реку по камешкам. (Перейти реку по камушкам)
Воспитатель: А вот и еще следы, наверно сундук, где то поблизости, давайте посмотрим внимательно.
Находим сундук достаём задание
Из 2 сундука задание. (слайд богатыри)
-Здесь задание для нас. «Одень богатыря» называется. Ваша задача выбрать те предметы, которые нужны богатырю, чтобы защищать родину. (шлем, кольчуга; оружие – меч, щит)
Самостоятельная работа «Одень богатыря» (дети подбирают богатырю одежду)
Воспитатель: Ребята, а что же богатырь берёт с собою в бой?
Дети: шлем, кольчугу, копьё, меч, щит.
Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием. А вы знаете, из чего сделаны доспехи богатыря?
Дети: из железа
Воспитатель: А наша с вами одежда из чего сделана?
Дети: Из ткани.
Воспитатель: Как вы думаете, что прочнее и надежнее: ткань или железо?
- Давайте проверим?
Исследовательская деятельность «Свойства железа и ткани"
Дети подходят к столу изучают прочность, водонепроницаемость.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам проверить на прочность нашу одежду и доспехи богатырей.
Давайте сначала попробуем разрезать ножницами (разрезаем). Ребята, получается у нас разрезать ткань, а железо? (воспитатель подводит детей к выводу)
Дети делают вывод. Ткань можно разрезать, а железо, нет.
Воспитатель: А давайте, попробуем намочить. (мочим) Ребята промокло у нас железо? А ткань?
Дети: (дети делают вывод) Ткань промокает, а железо, нет. Если его вытереть сухой тканью, то железо, снова становится сухим.
Воспитатель: Ребята, какая получается одежда у богатыря?
Вывод: одежда богатыря очень прочная, не промокает, не рвется.
Воспитатель: Как Вы думаете, Зачем богатырю такая одежда, из железа? (Шлем и кольчуга оберегали воина – богатыря от ударов)
Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что богатырь носит прочную, тяжелую одежду из металла, которая защищает его от ударов.
Молодцы справились с заданием.
Воспитатель: Отправляемся дальше. Силу чудовища нам надо найти. Чтобы его победить. А она находится в игле, а игла в яйце, а яйцо – то в сундуке.
Воспитатель: Вы как настоящие богатыри нашли правильный путь, смотрите опять следы. Мы с вами скоро вот, вот найдем где спрятана сила змея Горыныча.
Воспитатель: Ну вот мы добрались и до заветного сундука, давайте откроем. (дети достают «яйцо» открываем и достаем иголку. Звучит музыка «Гусли»)
Век стоит Русь – не шатается
И века простоит – не шелохнется!
А сильные, могучие
Богатыри нашу славную Русь защищают!»
(Ломаем иглу.)
Победили мы с вами чудище страшное, спасли Русь – матушку. А в награду нам, сундучок волшебный, дар припас. Берите, угощайтесь. (угощение детей конфетами)
Не заметили с вами, как солнышко красное закатилось, пора возвращаться. Из богатырей обратно в детей превращаться.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать
Ноги шире руки в бок
Защитили мы народ
Посмотрели вверх и в низ,
В центре круга собрались
Вот покружимся волчком
И домой мы попадем.
Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись, обратно домой в наше время. Ребята чем мы занимались в нашем путешествие?