Долгова Елена Владимировна
Конспекты занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей и подготовительной к школе группах (цикл из двух занятий)
Конспект занятия № 1
Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания об основных элементах и цветах изучаемых росписей;
Публикация «Конспекты занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста „Русская матрёшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Рисование
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
- закреплять умения рисовать элементы росписи;
- закреплять умение правильно держать простой карандаш;
Развивающая:
- развивать внимание, мелкую моторику;
- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор;
Воспитательная:
- продолжать прививать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников;
- прививать аккуратность в работе;
- получать удовольствие от работы и результата работы;
Предварительная работа:
- изготовление методического пособия «Матрёшки» для использования на занятиях с детьми;
- чтение сказок и легенд о возникновение росписей;
- рассматривание картин, иллюстраций, игрушек расписанных в разных росписях.
Оборудование:
- методическое пособие «Матрёшки»
- изделия мастеров расписанных в росписи городец, хохлома, гжель, дымка.
- образцы узоров;
- заготовки матрёшек;
- простой карандаш;
- влажные салфетки.
Ход НОД:
1. Вводная часть
- Ребята, я приготовила для вас загадку, послушайте:
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
Всё вместе — сувенир …
- Конечно, это матрёшки. Да матрёшки не простые. Это матрёшки сказочницы. И каждая со своим именем. Давайте познакомимся, эту матрёшку зовут Хохлома, эту Гжель, эту Дымка ну а последнюю зовут Городец.
-Ребята, вам знакомы эти имена? О чём они вам говорят? (ответы детей)
-Молодцы.
-Эти матрёшки, ребята в виде книжки. И если вы что позабудете основные элементы, эти матрёшки вам напомнят. Внутри у матрёшек спрятано много интересной информации. Посмотрите (демонстрация методического пособия) на первом развороте нарисованы основные элементы росписи и основные цвета. На следующем развороте показаны красочные образцы посуды и игрушек и конечно внутри сидит маленькая сестрица матрёшки.
2. Основная часть
- Посмотрите, кто к нам пришёл! Это же крошки – матрёшки. Почему же они такие не весёлые? Они не знают какая из матрёшек их старшая сестра. У них однотонные платья, без узоров. Давайте подумаем, одни матрёшки в белых сарафанах. Другие в синих. Третье в бежевых, светло коричневых. И четвёртые в жёлтых сарафанах. Посмотрим на их старших сестрёнок. Как думаете, какие русские народные росписи должны быть на их сарафанах? (ответы детей).
Правильно! Матрёшки в белых сарафанах нужно расписать под Гжель. В синих сарафанах под Дымку. В бежевых под Городец и в жёлтых под Хохлому.
-Вы, ребята, сами выберите себе матрёшку и нанесёте на её сарафан основной узор простым карандашом. Но сначала проговорим, какие элементы росписи вы нанесёте на сарафан матрёшки.
-Кто будет расписывать матрёшку росписью гжель, вспомним какие основные орнаменты используют мастера гжельской росписи. (ответы детей, конечно! Это цветы, ягоды и листья
-Сейчас посмотрим на матрёшку с дымковской росписью. Какие основные элементы использовали мастера? (ответы детей, всё верно, круги, линии, точки.
- Вспомним, какие орнаменты и цвета предлагает Городецкая роспись. (ответы детей) скобки, круги, капли, спирали. И конечно, это в основном цветы (купавки, розы,.)
-И вспомним последнюю роспись, хохлома. Её ещё называют золотая, почему? (ответы детей) Правильно! Цвета у неё золотые. И это тоже в основном растительный орнамент.
Перед тем как нам приступить к работе проведём разминку.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Самостоятельная работа детей. Ребята рисуют выбранные орнаменты простым карандашом. Помогаю при необходимости.
- Сегодня вы нанесли на сарафан матрёшки набросок, простым карандашом, русской народной росписи, которую выбрали сами. А на следующем занятии вы распишите наряды, и матрёшки будут яркими и радостными.
3. Рефлексия:
Ребята, скажите, что вы сегодня рисовали на занятии. Какие русские народные росписи вы повторили? Что вам помогало? Молодцы! Вы все справились с заданием. Вам понравилось занятие?
Конспект занятия № 2
Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства. Роспись матрёшки с помощью нетрадиционной технике рисования – пластилинография.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания об основных элементах и цветах изучаемых росписей;
- закреплять умения рисовать элементы росписи;
- формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности;
- закрепить знания о нетрадиционной технике рисования – пластилинография;
Развивающая:
- развивать внимание, мелкую моторику;
- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор;
Воспитательная:
- продолжать прививать нравственно-патриотическое воспитание дошкольникам.
- прививать аккуратность в работе;
- получать удовольствие от работы и результата работы;
Предварительная работа:
- изготовление методического пособия «Матрёшки» для использования на занятиях с детьми;
- чтение сказок и легенд о возникновение росписей;
- рассматривание картин, иллюстраций, игрушек, расписанных в разных росписях.
- нанести выбранный узор (роспись) на матрёшку простым карандашом.
Оборудование:
- методическое пособие «Матрёшки»
- изделия мастеров расписанных в росписи городец, хохлома, гжель, дымка.
- образцы узоров;
- заготовки матрёшек с готовым рисунком исполненным простым карандашом, на прошлом занятии;
- набор пластилина, стека, доска для лепки;
- влажные салфетки.
Ход НОД
1. Вводная часть
- Помните, кто к нам приходил в гости на прошлом занятии? Как их зовут? (ответы детей). Да. Это четыре больших матрёшки. Внутри каждой есть ещё одна, поменьше.
В матрешке — матрешка.
В матрешке — матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая —
И вырастет сразу матрешка большая.
- На прошлом занятии мы с вами повторили виды русской народной росписи. Давайте вспомним какие. (ответы детей)
- Вы выбрали себе матрёшек, выбрали вид росписи, и нанесли простым карандашом, на сарафан матрёшки рисунок.
- Но ребята, наряд матрёшек все ещё не яркий! Как мы это исправим? (ответы детей) правильно, раскрасим, но у нас пропали все кисти и краски. Остался только пластилин. Что же нам делать, как поступить? (ответы детей).
2. Основная часть
Конечно, мы раскрасим пластилином. Напомните мне, как называется эта техника (ответы детей, правильно, пластилинография. Вы с этой техникой хорошо знакомы. Напомните, как работать в этой технике. (ответы детей). Отщипнуть маленький кусочек пластилина, сформировать шарик, приложить к работе, указательным пальцем с нажимом ведём в нужную сторону по ходу рисунка.
- Также будем формировать из пластилина колбаски, жгутики, шарики и наносить на сарафан и косынку матрёшки. (демонстрация).
- Какие нам понадобятся цвета чтобы раскрасить матрёшку гжель? (ответы детей). Правильно, голубой и белый.
- А для матрёшек с росписью хохлома? (ответы детей). Правильно ребята. Жёлтый, красный, зелёный и чёрный.
- Ну а тем ребятам которые выбрали дымку и городец, можно использовать все цвета которые есть в коробке с пластилином.
Перед тем как нам приступить к работе проведём разминку.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Самостоятельная работа детей. Помогаю при необходимости. Работаем под русскую народную музыку.
Оформляем выставку.
3. Рефлексия: что делали на занятии, какими росписями расписывали матрёшек, в какой технике. Какие цвета использовали? Какая матрёшка вам нравится больше всего. Почему. Вы все молодцы.