Мария Анашкина
Конспект занятий по теме «Фольклор» (сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, басни, считалочки, песенки).
▼ Скачать + Заказать документы
ПО ТЕМЕ «ФОЛЬКЛОР»
(сказки, пословицы, поговорки,
скороговорки, потешки, басни,
считалочки, песенки)
Занятие№1
Цель: Познакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказках, умение различать на слух присказку, зачин, концовку. Учить отличать загадку, пословицу, считалочку, скоро-говорку, потешку, песенку как составные части фольклора. Развивать внимание, воображение речь.
Ход занятия:
Публикация «Конспект занятий по теме „Фольклор“ (сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, басни, считалочки, песенки),» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Пословицы и поговорки для детей
- Потешки для детей
- Потешки. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Скороговорки
- Считалки, считалочки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
На доске демонстрационные картинки: собака, кит, арбуз, зонт, кот, игла.
- Здесь зашифровано слово, если вы его прочитаете, то узнаете, о чём мы будем беседовать на занятии (сказки).
- О чём мы будем беседовать? (о сказках).
- Верно, о русских народных сказках.
- Кто автор этих сказок? (народ)
- Верно, русский народ, так как есть и французские, английские, армянские, китайские сказки и сказки других народов.
- Какие вы знаете русские народные сказки? Назовите их.
- А кто написал загадки, пословицы, прибаутки, потешки, русские народные песенки?
- Верно, тоже русский народ.
- Хотите узнать, как все это народное творчество называют одним словом? Это слово – фольклор.
Фольклор – это народная мудрость.
Закрепите понятие с детьми. А теперь определите среди фольклора загадку, пословицу, поговорку и т. д.
1. Учись доброму, худое на ум не прейдет. (Пословица)
А какие пословицы вы знаете?
2. Раз. два, три, четыре, пять, будем в пятерки играть.
Звезды, месяц, луг, цветы – поводи пойди-ка ты. (Считалки)
А какие считалки вы знаете?
3. Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Загадка)
А какие загадки вы знаете?
4. Люли, люли, люленьки – летят сизы гуленьки.
Летят гули вон-вон, несут Маше сон-сон.
Стали гули ворковать, стала Маша засыпать. (Песенка)
А какие песенки вы знаете?
5. Трах, трах, тарарах,
Едут мышки на ежах.
- Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж.
Очень колешься ты ёж. (Прибаутка)
А какие прибаутки вы знаете?
6. Сшила Саша Саньке шапку! (скороговорка)
А какие скороговорки вы знаете?
Игра: «Кто придумает конец, тот и будет молодец!».
Очень вкусный пирог!
Я хотел устроить бал и гостей к себе … (позвал)
Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый … (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не … (идут)
Я ждал пока хватило сил, потом кусочек … (откусил)
Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту … (съел)
Когда же гости подошли, то даже крошек не нашли.
Почему сказки, фольклор, сложенные народом живут до сих пор?
Игра: «Кто лучше».
Показать картинку – иллюстрацию из сказки, предложить узнать сказку и составить свое продолжение по картинке.
Задание в тетради:
Придумать свою сказку и нарисовать главных героев.
Задание:
Определить на слух присказку, зачин, концовку.
1. Жили-были (зачин).
2. В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были (присказка).
3. Стали они жить-поживать и добра наживать (конец).
4. За тридевять земель, в тридесятом царстве (присказка).
5. Я там был, мед-пиво пил (конец).
6. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец (конец).
Занятие № 2.
Цель: Продолжать учить детей составлять модель сказки, опре-делять начало, середину, конец. Помочь детям понять смысл сказки «Лиса и журавль», заострить внимание на пословице «как аукнется, так и откликнется». Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуж-дать, пересказывать близко к тексту.
Ход занятия:
Вывешиваю на доске схему сказки. -
Что это такое? Кто помнит?
Что означает синий квадрат? - (начало)
Что означает красный круг? (середина)
Что означает зеленый треугольник? (конец)
Все сказки складываются по одной схеме. Вы принесли рисунки с любимой русской народной сказкой? Рассматриваем рисунки по очереди и отгадываем сказки вместе с детьми. Попытаемся разложить рисунки на начало, середину и конец сказок.
Что было в начале? Что было в середине? Что было в конце?
Какими словами заканчивается сказка? Как вы их понимаете?
Верно ли поступил журавль? Почему?
Кто расскажет, что было в начале сказки? (показываю на модель -).
Рассказывают 2-3 ребенка.
А что было в середине сказки? (модель).
Что было в конце сказки? (модель).
А теперь мы попробуем прочитать сказку по частям:
1 ряд – первая часть, начало. Рисунки начала сказки -
2 ряд – Середина сказки. Рисунки середины сказки
3 ряд – Конец сказки. Рисунки окончания сказки
Затем по рисункам под схемой составляем сказку «Лиса и журавль».
Занятие № 3.
Цель: Упражнять детей в умении на слух различать и определять начало, середину, конец сказки. Учить думать, рассуждать, правильно отвечать на вопросы, выбирать героев только русских народных сказок, не путать их с героями из других сказок. Развивать воображение в результате придумывания своего конца к сказке «Лиса и журавль», не повторяясь за сверстниками, придумывать свой, отличный от других.
Ход занятия:
На воздушных шарах, в плетеной корзине прилетают игрушки – герои русских народных сказок с запиской-письмом. Там задания детям.
1. Загадки:
а) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).
б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса, кто же это? (Лиса)
в) У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода – кора? (Заяц)
2. Игра:
«Правильно – неправильно».
Гречка в печке, валенки на завалинке. (правильно)
Валенки в печке, на завалинке – гречка. (неправильно)
Гречка в валенке, завалинка в печке. (неправильно)
3. Игра:
«Начало – конец».
Голоден, как (волк). Здоров, как (бык).
Хитра, как (лиса). Упрямый, как (осёл).
Труслив, как (заяц). Болтливый, как (сорока).
Нем, как (рыба). Колючий, как (ёж).
Грязный, как (поросенок).
Читаю сказку «Лиса и кувшин». предлагаю найти начало, середину и конец сказки. Читаю середину, дети поднимают -, затем конец -, за-тем начало - -.
Какая лиса в сказке по характеру? (хитрая, нечестная, плутовка, глупая). Давайте изменим лису и придумаем сказке свой конец, где лиса из глупой, нечестной, хитрой превратилась в честную, добрую и т. д. Выслушиваю 4-5 детей. За лучший рассказ лисичка угощает детей орешками. А персонажи благодарят детей за выполнение всех заданий и угощают всех лисичкиными орешками, прощаются и улетают в другой детский сад.
Занятие № 4.
Цель: Вспомнить и закрепить «фольклор». Упражнять детей на слух определять и называть русские народные сказки; в умении само-стоятельно моделировать сказку «Лиса и тетерев», характеризовать персонажи, используя в речи разнообразные прилагательные.
Ход занятия:
Приход персонажа – черепашки-ниндзи (с барабаном, заводным) с целью – знают ли дети русские народные сказки. Тут же он их спраши-вает: «Что такое фольклор»? И предлагает детям викторину по сказкам; детям читают отрывки из сказок «Репка», «Маша и медведь», «Снегурочка», «Лиса, заяц и петух», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшинки». Если дети отгадывают, то черепашка стучит в барабан, вы-ражая восторг и одобрение.
Затем предлагается детям сравнить слова: дом, жилище, терем, постройка, теремок. Одинаковы ли они по смыслу? Какие из них являются общими для все? какие больше всего соответствуют сказочному сюже-ту? Какое подходит для меня?
Черепашка выражает восторг стуча в барабан.
Обращаюсь к персонажу и предлагаю посмотреть, как дети состав-ляют модель сказки «Лиса и тетерев».
Читаю сказку целиком, потом вразброс. Дети оперируют моделями.
Кто из героев оказался умнее? Попробуйте рассказать о тетереве. Какой он? (хитрый, умный, спокойный, находчивый, догадливый, сообра-зительный).
В конце занятия черепаха-нинзя вручает медали лучшим детям.
Занятие № 5.
Цель: Вспомнить и закрепить понятие «фольклор». Упражнять детей на слух определять и называть русские народные сказки; в умении самостоятельно моделировать сказку «Лиса и тетерев», характеризовать персонажей, используя в речи разнообразные прилагательные.
Ход занятия:
«Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает». Это крылатое выражение. Что оно значит? Поясните. Если дети затрудняются, необ-ходимо объяснить самой.
Показать портрет А. С. Пушкина. Зачитываю отрывки из стихов о природе – о зиме. «Зимнее утро», «Евгений Онегин»:
… Вот ветер тучи нагоняя …
… Идет волшебница зима …
Послушать грамзапись П. И. Чайковского «Январь», «Декабрь». Какая мелодия подходит к стихам? Докажите. У вас у каждого своя точка зрения, и мы будем учиться её доказывать. Если мы подобрали музыку к стихам Пушкина, то какие это стихи? (Красивые, напевные, задушевные, мелодичные …).
Почему стихи А. С. Пушкина помнят до сих пор, ведь прошло уже 158 лет?
Прочитать стихотворение «Зимнее утро»:
… Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Дети закрывают глаза и представляют, затем рисуют карандашами представленную картину стихотворения.
По ходу рисования читаю несколько раз стихотворение.