Получи документы

Конспект занятий по развитию речи у детей 3–4 лет

Ольга Шадрина
Конспект занятий по развитию речи у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития.

Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и пра- вильно развивалась речь, нужна речевая среда.

Темочки:

В большинстве случаев дети имеют довольно богатое и разнообразное речевое окружение. Это общение со взрослыми и сверстниками на детских площадках, в магазинах, поликлиниках, дошкольных учреждениях и т. п. Но для того, чтобы у ребенка сформировалось грамматически, лексически и фонетически правильное чувство языка, важна языковая среда дома.

Основным фактором своевременного формирования правильной речи у ребенка является грамотная и четкая речь родителей, бабушек, дедушек, других близких ему людей. Чтобы помочь взрослым и, соответственно, малы- шу, автор разработала систему специальных занятий. Занятия представлены в форме конспектов, доступных по своему содержанию не только специалистам, но и родителям. Материал рассчитан как на индивидуальную, так и на подгрупповую работу с детьми.

Игры и упражнения составлены с учетом традиционных и новаторских взглядов на развитие речи дошколь- ников 3—4 лет и коррекцию речевых нарушений.

Эти занятия также помогут скомпенсировать отклонения в речевом развитии ребенка (задержку речевого развития — ЗРР, общее недоразвитие речи — ОНР, алалию и др.). Могут быть использованы воспитателями для закрепления навыков, сформированных логопедом на коррекционных занятиях.

Игры и упражнения, представленные в пособии, будут интересны родителям, няням и гувернерам детей с хо- рошим уровнем речи, так как способствуют гармоничному развитию малыша, подготавливают ребенка в даль- нейшем к успешному обучению в школе.

Советы логопеда

Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или диване.

Помните, что основная деятельность детей — игровая, поэтому все занятия должны строиться по правилам игры! Можно отправиться в путешествие в Сказочное королевство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

С детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, необходимо заниматься каждый день. К занятиям по формированию лексико-грамматических категорий необходимо добавить игры на развитие мелкой моторики, ар- тикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематических процессов, а позже — на развитие связной речи.

Детям с хорошим уровнем речевого развития достаточно нескольких занятий в неделю. Не переутомляйте малыша!

Не перегружайте информацией! Начинайте занятия с 3—5 минут в день, посте- пенно увеличивая время. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15—20 минут. Через 15—20 минут внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален.

Если вы увидите, что взгляд малыша блуждает, что он уже не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и ни привлекали различные игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Лучшее время для занятий — утром после завтрака или во второй половине дня после сна.

Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. На- пример, при изучении темы «Фрукты» покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незна- чительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту». Если же вы строго скажете, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами заниматься.

Во время занятий с неговорящими детьми пользуйтесь просьбой «Покажи!». Например, при изу- чении темы «Одежда» попросите ребенка показать платье, пальто, брюки, шубу и т. д. На платье попросите показать рукава, карманы, пуговицы, воротник, пояс, юбку. Пассивный словарь (словарь в памяти, не исполь- зуемый в речи) малыша будет расширяться и накапливаться. Когда он заговорит, эти слова появятся в его активе.

Не забывайте поощрять ребенка! Угостите малыша в конце занятия вкусным подарком или фруктами («Передал мишка или кукла, которые были на занятии»). Можно придумать свою систему оценивания. Напри- мер, кружок из красной бумаги означает, что ребенок очень хорошо занимался. Розовый кружок означает посред- ственные успехи. Когда ребенок набирает, например, 5 красных кружков, он получает поощрительный приз — игрушку или шоколадку.

Не используйте при оценивании деятельности ребенка слово «плохо». Пользуйтесь выражениями «не очень внимательно», «недостаточно старался» и т. п.

Не бойтесь начинать. Заведите тетрадь для своих заметок. В ней вы сможете отмечать те упражнения и игры, которые вызвали трудности у ребенка. Эти задания рекомендуется повторить позже или во время следу- ющего занятия.

Не бойтесь экспериментировать!

Не стремитесь пройти весь материал занятия, если он с трудом усваивается ребенком. Пусть вы разучите одну игру, но все ее цели будут достигнуты. Остальные упражнения оставьте на другой день. Можно адаптиро- вать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они представлены в посо- бии. Например, если целью задания ставится ответ целым предложением, а малыш пока еще не имеет фразовой речи, пусть отвечает одним словом или упрощенной фразой. Взрослый пусть дает ему правильный образец пред- ложения, который останется у ребенка в пассиве.

Игры можно придумывать самим, все зависит от вашей фантазии.

Пользуйтесь дополнительной литературой! В конце пособия приводится список литературы о развитии речи дошкольника и речевых нарушениях. Эти книги автор рекомендует для дополнительного чтения родителям, заинтересованным в гармоничном развитии своего ребенка.

Для домашних занятий по развитию речи понадобятся :

— альбом для рисования и наклеивания картинок;

— простые и цветные карандаши;

— тетрадь для заметок;

— детские ножницы с тупыми концами;

— клеящий карандаш;

— лото различной тематики (зоологическое, биологическое, по темам «Посуда», «Мебель» и т. п.);

— разрезные картинки из двух и более частей;

— настольные игры типа «Четвертый

— лишний»;

— старые журналы, плакаты, каталоги, красочные упаковки от продуктов (для вырезания предметных карти- нок различной тематики);

— также пригодятся муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольная посуда и т. д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ИГРУШКИ»

Цели:

-уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки», обобщить;

- учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; -формировать умение различать на слух и правильно употреблять в речи названия больших и маленьких

-развивать общую и мелкую моторику, логическое мышление, целостное восприятие предмета.

Оборудование: разрезная картинка из двух частей «Матрешка» или разборная игрушка «Матрешка», игруш- ки в мешочке (машина, заяц, кубик, мяч, матрешка, юла и т. п., большие и маленькие игрушки (заяц — зайчик, мяч — мячик, машина — машинка и т. п., картинки с изображением игрушек, клеящий карандаш, альбом.

Ход занятия

1 Оргмомент

Разрезная картинка «Матрешка» или разборная игрушка «Матрешка». Ребенок собирает матрешку и называет ее.

2 Дидактические игры

«Чудесный мешочек»

Взрослый предлагает ребенку отгадать, какие игрушки спрятаны у него в мешке. Не заглядывая в мешочек, ребе- нок на ощупь определяет игрушку и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка. Затем ребенок еще раз называет все предметы. С помощью взрослого подбирает обобщающее слово: «Игрушки».

«Что изменилось?»

Для этой игры нужны пары игрушек разного размера (заяц — зайчик, мяч — мячик и т. д.). Взрослый демонстрирует ребенку игрушку. Затем предлагает ребенку закрыть глаза, а сам в это время меняет большую игрушку на маленькую. После того как ребенок открыл глаза, педагог спрашивает: «Как назовем ласково маленький предмет?». В конце игры ребенок еще раз называет или показывает (для неговорящих детей) все маленькие предметы.

«Назови ласково»

Для игры понадобятся предметные картинки с изображением игрушек большого и маленького размера. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какой-либо большой игрушки, например зайца, и спрашивает, как эта игрушка называется. Затем объясняет: «Это большой заяц. А как ты назовешь ласково ма- ленького зайца?» Демонстрирует картинку (зайчик).

Аналогично рассматриваются другие игрушки (мяч — мячик, машина — машинка, кукла — куколка, шар — шарик). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

3 Динамическая пауза

Надуваем быстро шарик (Ладошками изображают маленький шарик)

Он становится большой, (Разводят руки в стороны, вдох)

Шарик лопнул, воздух вышел (Округлые руки сводят перед собой, выдох) Стал он тонкий и худой, (Опять ладошками изображают маленький шарик)

4 Работа в альбоме

Взрослый рисует ребенку мяч и мячик. Ребенок раскрашивает их цветными карандашами.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Взрослый рисует ребенку в альбоме картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки. Ребенок рассматривает нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватает. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать карандашом недостающую часть.

5 Итог занятия.

Оценка деятельности ребенка Педагог и ребенок вспоминают, о чем они говорили на занятии. Рассматривают игрушки, называют их. Взрослый интересуется, какие еще игрушки есть в игровом уголке малыша, какие самые любимые. Ребенок с помощью взрослого наклеивает в альбоме изображения игрушек, правильно их называя2. Хорошо, если они будут разных размеров (большие и маленькие).

Публикации по теме:

«Зимний лес» Рисунок для занятий по развитию речи. Мастер-класс.«Зимний лес» Рисунок для занятий по развитию речи. Мастер-класс. Зимний пейзаж. Гуашь. На улице уже декабрь,а у нас совсем нет снега. Смотрю я на фотоотчеты с красивыми зимними пейзажами и завидую. Вот.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Перспективный план занятий по чтению литературы и развитию речи. Часть 4 МАРТ Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» Цель. Учить понимать целесообразность использования выразительно – образных средств в произведении.

Перспективный план занятий по чтению литературы и развитию речи в старшей группе. Часть 1 СЕНТЯБРЬ Английская народная сказка «Три поросенка» в обработке С. Михалкова Цель. Учить понимать эмоционально – образное содержание сказки,.

Перспективный план занятий по чтению литературы и развитию речи в старшей группе. Часть 2 НОЯБРЬ Малые фольклорные формы. Составление сказок по пословицам Цель. Закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм.

Перспективный план занятий по чтению литературы и развитию речи в старшей группе. Часть 3 ЯНВАРЬ. Малые фольклорные формы: пословицы, загадки, скороговорки. Цель. Закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни (осень) В сентябре идет прием детей, этот месяц отводится на адаптацию малышей к новым условиям, занятия с детьми не планируются. Октябрь. 1. «Позови.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни в весенний период Март. 1. Медвежата Цель. Продолжать обогащать представления детей о дикой природе, развивать речевую активность 2. Белочкино чаепитие.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни в зимний период Декабрь. 1. Рассматривание фотографий «На прогулке Осенью» Цель. Побуждать называть свое имя и имена детей группы. Развивать речь, как.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Автор публикации:
Конспект занятий по развитию речи у детей 3–4 лет
Опубликовано: 2 мая 2024 в 15:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятий по развитию речи у детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шадрина (УИ 3151546) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 марта 2025 вторник
Путешествуем в прошлое книги!
Время сдавать ГТО!
Откуда в кране вода?
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД