Ирина Маркиданова
Конспект занятий по приобщению детей к культуре чувашского народа в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятий по приобщению детей к культуре чувашского народа в средней группе.
Цель занятия: продолжить формирование у детей представлений об истории и культуре народов
Задачи:
Развивающие: развивать художественные навыки, воображение, восприятие.
Публикация «Конспект занятий по приобщению детей к культуре чувашского народа в средней группе» размещена в разделах
Образовательные: познакомить детей с культурой чувашского народа, искусством, одеждой, украшениями.
Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству чувашского народа, основы толерантного воспитания.
Ход занятия.
Звучит чувашская мелодия, на фоне мелодии дети, одетые в чувашские национальные костюмы заходят в группу.
Воспитатель: К нам сегодня на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте! (Ыра кун пултар)
На фоне мелодий зачитывается эпиграф к занятию.
Воспитатель.
«Хвала тебе, Чувашия!»).
«Хвала тебе, Чувашия!»
И имя, и язык твой – сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, -
Ты будешь жить во мне, моя Россия
Пока живет Чувашия в тебе».
Беседа и рассматривание чувашского национального костюма.
-Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд (чувашский национальный костюм).
Я вам хочу рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне (Фартук, платье, шапочка). Моя шапочка называется по-чувашски - тухъя, платье - кепе, а фартук- саппун.
Все, что вы видите, это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка-это достояние и гордость чувашского народа. Ею занимались буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов применялись бисер, монеты.
Красивый узор на одежде называется орнамент. Самое примечательное в чувашских орнаментах, что они созданы из геометрических узоров, близких по виду треугольников, квадратов, ромбов, полос, кружочков. По цветовой гамме наиболее распространенными являются красный, желтый, зеленый, черный и синий цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Ребята, а как вы думаете, что означает желтый цвет?
Подскажу я вам загадкой: золотое блюдечко по небу катается,
Людям улыбается. Что это? (солнышко)
Правильно, желтый цвет-это символ солнца, дающего тепло. Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля и человек.
Ребята, а что означает зеленый цвет? (растительный мир)
Синий цвет-свод неба
Черный - земля (предки в большей части занимались земледелием)
Ребята, сейчас я предлагаю поиграть в игру «Анюк ли Ванюк».
Молодцы! На чувашском языке значит маттур.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик - Салампи,
Этот пальчик - Пинерпи,
Этот пальчик - Анюк,
Этот пальчик - Ванюк,
Этот пальчик - Нарспи,
Все весёлые всегда!
Игра-танец «Илемле»
Итог занятий.
Ребята, про что сегодня мы с вами разговаривали? (про чувашскую одежду)
Воспитатель: Теперь давайте вместе повторим, как называются по чувашски детали национальной одежды (повторяем вместе с детьми).
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами попрощаемся на чувашском языке «Сыва пулар». («Сыва пулар»)
Воспитатель: Спасибо вам ребята, за сегодняшнюю беседу. Вы все большие молодцы!