Чернышова Наталья Анатольевна
Конспект занятий НОД по развитию речи «Вперед! В грибной лес!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятий НОД по развитию речи
«Вперед! В грибной лес!»
Цель: формирование знаний детей о царстве грибов.
Задачи:
Образовательные: Расширять знания детей о грибах (названии, месте произрастания, строении);
учить различать съедобные и несъедобные грибы. закрепить представления детей о лесе; познакомить с названиями грибов, их внешними признаками, строением.
Публикация «Конспект занятий НОД по развитию речи „Вперед! В грибной лес!“» размещена в разделах
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие : Развивать активный словарь детей. Учить согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от глаголов; закрепить употребление предлогов; развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, память, расширить и активизировать словарь по теме «Грибы»;
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
Ход занятия:
1) Приветствие.
– Здравствуйте, ребята!
2) Мотивация к занятию. Эмоциональный настрой: звучит запись «Голоса леса».
Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам путешествие в осенний лес. А чтобы попасть в лес, надо сесть на автобус и уехать далеко от детского садика.
А во время нашего пути я предлагаю вам отгадать загадку.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!
Ответы детей. (Гриб)
В: Правильно! Мы сегодня пойдем по грибы. А что в лесу мы можем о них узнать?
Д: названия грибов, где растут, как их нужно собирать.
В: Хорошо. Мы узнаем. Ребята вот мы и приехали, выходим из автобуса. Вот и лес. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.
Ребята, вспомните, мы с вами читали сказку, смотрели мультфильм «Под грибом». Что удивило муравья, когда закончился дождь, и он выбрался из-под гриба?
Д: Сначала муравью одному было мало места, а потом всем место нашлось.
В: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?
Д: Пока шёл дождь гриб вырос.
В: Правильно, грибы растут после дождя. А в какое время года бывает больше всего грибов?
Д: Осенью.
В: Мы с вами попали в настоящее царство грибов. Грибы очень разнообразные. Все ли грибы можно собирать?
Д: нет, есть съедобные и несъедобные (ядовитые).
В: почему грибы называют несъедобными?
Д: Их нельзя употреблять в пищу.
Вь: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и постарайтесь определить, какие грибы несъедобные.
Д: мухомор.
В: Правильно, но есть ещё и бледная поганка, ложные опята.
(Демонстрация и рассказ воспитателя)
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу
Мы идем грибы искать
Этот пальчик в лес пошел Начинают загибать по одному пальчику, Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел
Потому и потолстел.
В: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А если пришли в гости – уважайте хозяев леса – растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов :
1. Грибы можно собирать только вместе со взрослыми, которые хорошо знают лес;
2. Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;
3. Не раскапывать грибницу—она может высохнуть, если не прикрыта листвой;
4. Не собирать грибы у проезжей части;
5. Собирать только известные грибы;
6. Не срывать старые и очень маленькие грибы.
7. Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их - можно повредить грибницу. А что такое грибница?
Д: затрудняются ответить.
В: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?
Д: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.
В: Верно, грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей. Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет! Если вы нашли лесной клад - молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом. А грибницу слегка присыпать землей, прикрыть листвой или веткой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год снова вырос гриб. Настоящий грибник, находя хороший гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом осторожно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз. Вот какие подарки преподносит нам лес.
Дыхательная гимнастика
Теперь вы грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы, собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки (собирают грибы). Дети встают и ходят по группе, находя расставленные грибы (муляжи) и складывают в корзину.
Затем дети садятся на «пенёчки» (расставленные полукругом стульчики).
Воспитатель: Как можно назвать одним словом то, что вы собрали?
Дети: Грибы.
Рассказ воспитателя о грибах.
Грибы растут в лесу : на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка.
Воспитатель вынимает из корзины по одному грибу и описывает вместе с ребёнком внешний вид и особенности строения (размер, форма и цвет шляпки и ножки, особенности произрастания)
Физкультминутка:
Звучит музыка – песня «Вот мы в автобусе сидим»
Дети, сидя на стульчиках, подпевают и показывают движения.
Воспитатель: Ребята, мы приехали обратно в детский сад. У нас в корзинке много грибов. А можно ли есть грибы сразу после того как мы их собрали?
Ответ детей: Нет.
Воспитатель: Их нужно приготовить, вот и узнаем, умеете ли вы готовить грибы.
Дидактическое упражнение "Приготовим грибы".
-Если грибы сварить, то они будут вареные,
-а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,
-если засолить, они будут соленые,
- если замариновать, они будут маринованные,
- засушить - сушеные.
Заключительная часть.
Воспитатель: Сейчас мы с вами подведём итоги нашей прогулки. Что нового вы узнали? Где растут грибы? Какие бывают грибы? Какие можно собирать грибы, а какие нельзя? С кем можно ходить в лес за грибами?
(Ответы детей)
Дети: Где растут грибы, съедобные и несъедобные, части гриба, как и где нужно собирать грибы.
Воспитатель: Молодцы! Когда пойдете в лес за грибами с родителями, расскажите о своих наблюдениях!