Киреева Венера Назировна
Конспект занятия «Наш дом природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о защите окружающей среды.
Задачи:
• Образовательные: Дать детям понять, что Земля, природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека. Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении. Закрепить счёт в прямом и обратном счёте в пределах десяти.
Публикация «Конспект занятия „Наш дом природа“» размещена в разделах
• Развивающие: Развивать кругозор, мышление, связанную речь. Развивать умение схематически изобразить объекты живой природы.
• Воспитательные: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Материалы и оборудование: Проектор, компьютер для просмотра презентации; слайды «Жалобная книга природы», «Рисунки обычного дома и «дома-природа», плакаты о правилах поведения в природе. - книга «Жалобная книга природы», макет муравейника, камни с цифрами, фотографии лесных пейзажей, «мусор», мусорные контейнеры, конверт-письмо. Мольберт. Бумага на каждого ребёнка вырезанная в виде круга для плакатов, фломастеры, емкости для воды, целлофановые пакеты.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из альбома «Правила поведения природы», загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе, дидактические игры. Проведение подвижных игр. Игровые ситуации по правилам обращения с природой. Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная деятельность»
Ход занятия : В-ль: Ребята, послушайте стихотворение. Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря-
Всё называется - земля!
В-ль: Ребята, посмотрите, что это? (ответы детей) Земля
Слайд №1-Земля
Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом. А что такое земля?
Дети: это всё что нас окружает. Горы, леса, поля, реки.
Воспитатель: А что такое моря, леса, поля и горы?- это наша природа.
В-ль: Ребята, в природе бывают разные явления. Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (ответы детей)
Правильно, ветер, дождь, снег, солнце. А ещё?
Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле?
Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (ответы детей)
Дети: Ветер приносит прохладу, очищает воздух, даёт свежий воздух.
А что, даёт дождь? (ответы детей)
Дети: Дождь питает растения, даёт влагу, смывает пыль, освежает.
В-ль: Как помогает Земле снег? (ответы детей) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.
А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (ответы детей). Дети: Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает? Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.
Ребята, природа наш общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый из вас старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок. Правильно?
В-ль: Ребята, а в нашем общем доме мы должны поддерживать порядок или нет?
Дети: да
В-ль: Все ли люди стараются поддерживать его? Дети: не все
В-ль: у кого то получается, у кого то нет.
Вот об этом, мы сегодня и поговорим.
Слайд №6 - 2Дома
Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (картины)
Отчего в нашем доме бывает светло? (от лампы)
А что можно сравнить с лампой в природе? (солнце)
Но солнце не только свети, но и греет, значит его можно сравнить ещё с чем?. с плитой, батареей.
В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (душ)
В природе ветер, а в доме? (вентилятор)
В доме есть пол, а в природе? (земля)
На полу у нас лежит ковёр, а на земле? (растёт трава)
В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (горы и деревья)
У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (вырывается из вулкана)
В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (в холодильнике)
В природе живут какие животные? (дикие)
В обычном доме? (домашние)
В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)
Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (воздух)
А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.
Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? Дети: Люди, животные, птицы, растения.
Письмо от Лесовичка.
Стук в дверь: почтальон принес письмо
Воспитателе читает адрес : «село Иглино переулок Чапаева 6/1 Детский сад «Солнышко». Достает письмо и читает:
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам старичок- Лесовичок: «Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных, птиц, и насекомых. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? А это книга находится в корзине, где -то рядышком с вами, если смогу то приду к вам в гости.
Слайд № 3- старичок лесовичок предлагает нам отдохнуть На экране Физкультминутка: Старичок-Лесовичок потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Но корзину не нашёл.
Чтоб корзиночку достать.
Нужно на носочки встать. (Воспитатель находит корзину. В корзине жалобная книга)
В-ль: Ребята посмотрите, на Жалобную книгу природы. Но почему её цвет красный?
Дети: Это цвет сигнала, тревоги.
В-ль: Правильно, цвет её обложки тревожный сигнал людям. Она очень похожа на «Красную книгу России», в которую записаны все исчезающие виды животных и растений нашей планеты. А теперь откроем книгу и узнаем кто и на что жалуется?
Воспитатель открывает книгу, она транслируется на экране телевизора.
В-ль: Ребята, внимание на экран.
Слайд №4 -Вырубленный лес
Слайд №5 Лес и пеньки
Первая жалоба в книгу записана от птиц и животных. Приходили люди и деревья на дрова срубили. После нового года стало меньше елей на полянке. Мы птицы и животные жалуемся на людей. И наша жалоба звучит так: не рубите деревья.
В-ль: Можно ли вырубать деревья в лесах? (ответы детей)
В-ль: А, почему?
Дети: На деревьях птицы строят гнёзда. Питаются семенами деревьев. Белки питаются шишками, дупло строят себе на деревьях. Дети: Деревья спасают животных и птиц от ветра и дождя.
В-ль: Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, нарисуем схематически плакаты о бережном отношении к лесу, к разным деревьям, и отправим лесовичку посылку, чтоб он развесил схемы в лесу в разных местах, чтобы люди их видели.
Ребята, а теперь начинаем рисовать, и не забудьте перечеркнуть ваши схемы красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия? Дети: нельзя, тревога. (На столах бумага в виде круга, дети рисуют деревья).
В-ль: Молодцы! Какие схемы замечательные нарисовали. Ребята, скажите, какое правило поведения в природе у нас получилось? Дети: не вырубать деревья.
В-ль: Какая пословица подойдёт к нашему правилу.
Дети: «Срубил дерево-посади новое»
Воспитатель открывает вторую страницу
Слайд №6 - изображение Муравейника и Муравья.
В-ль: Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил
Ребята, давайте муравьям поможем,
Камни снова на тропинку сложим.
(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)
Дети, вам надо восстановить тропинку, камешки расположить по порядку от 1 до 10. Справитесь?
В-ль: Ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку!
Слайд №7 -Востановленный муравенник.
В-ль: Какое правило поведения в природе, в этот раз нам подходит, назовите.
Дети: не разоряйте муравейники. (Ребёнок выходит и вешает на магнитную доску)
Воспитатель открывает третью страницу.
Слайд №8 изображение загрязнённого берега, водоема. На экране появляется изображение грязной речки, на берегу мусор.
В-ль: Что изображено? Дети: мусор на берегу. Следующая жалоба от тех кто живёт в водоёмах. А кто живёт в водоёмах?
Дети: Рыбы, дикие птицы.
В-ль: Жалоба рыб, птиц: «Мы жалуемся на людей из-за того, что они загрязняют водоемы, реки оставляют мусор после себя, на берегу».
В-ль: Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор на берегу, рядом с водоёмом? Почему? (ответы детей)
В-ль: Ребята, а что может произойти с мусором, если его не убрать?
Дети. - Он, будет скапливаться! Разрушать природу! Может загореться на солнце!
В-ль: Можно ли его просто сжечь на этой же поляне. А куда же нужно выбрасывать мусор?
Дети: Собирать мусор в мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак.
В-ль: Ребята я, предлагаю вам провести эксперимент и узнать так ли опасен загрязнённый водоём. Давайте представим, что ваша рука -это голова и шея водоплавающей птицы или рыбы, и когда она плавала в водоёме она одела мокрый целлофановый пакет. Ребята оденьте целлофановый пакет и опустите руку в воду, и попробуйте снять пакет, получается снять, или нет? Какой можно сделать вывод? Дети садятся на свои места.
В группу заходит лесовичок.
Лесовичок: Здравстуйте, ребята. Я так рад, что успел к вам придти.
В-ль: Мы получили от тебя Лесовичок и «Жалобную книгу природы» и сделали доброе дело нарисовали схему и вспомнили правила поведения в природе.
Лес-к: Я всё увидел в своём волшебном телевизоре, я ведь и сам волшебник.
Молодцы! Спасибо, вы помогаете лесу. Теперь люди подумают, прежде чем будут рубить деревья.
Лес-к: Ребята, я чуть не забыл, про мусор, который я собрал на берегу реки. Помогите ребята.
Воспитатель: Что нужно сделать?
Дети: рассортировать мусор и перерабатывать.
В-ль: Ребята, а для чего мы сортируем мусор?
Слайд №9. Ребята посмотрите какие бывают контейнеры. А это знак вторичной переработки мусора. А где это всё перерабатывают?
Дети: на заводе. На мусороперерабатывающих заводах, перерабатывают этот мусор.
Слайд№10. Завод –Мусороперерабатывающий. А во что перерабатывается мусор? Дети: пластик из него делают. Из бумаги - делают упаковочный материал, картон и другие нужные человеку вещи. Металл переплавляют и снова используют. Стекло…
Слайд№11. Переработанный мусор бумага
Слайд№12 Переработанный мусор пластик
Слайд№13 Переработанный разный мусор.
Слайд№14 Детские площадки.
У меня есть контейнеры для мусора – для бумаги, пластика, металла, стекла. Давайте, ребята рассортируем мусор. Приступаем к уборке
Воспитатель: Молодцы! помогли Лесовичку, навели порядок
15Слайд –берег водоёма без мусора
В-ль: Вот мы и убрали мусор, теперь не узнать наш берег и речку. Какое правило подходит в этот раз: «Нигде нельзя оставлять мусор». Ребёнок находит на столе и на мольберт вешает.
Лес-к: Спасибо ребята, рассортировали мусор.
Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою Жалобную книгу природы на память, и чтобы она оставалась всегда пустой- чтобы никто не жаловался. А ещё я вам дарю эту волшебную баночку, с камешками, а камешки не простые. Дети прощаются с Лесовичком и он уходит.
Вывод: Воспитатель: Чем сегодня занимались? О чём беседовали?
Что нового мы узнали сегодня на занятии? Помогли мы сегодня Лесовичку.
Дети: Мы беседовали о том что земля это наш общий дом, и надо поддерживать чистоту и порядок в нём. Сравнивали два дома. Наш дом и дом природы.
В-ль: Кому оказывали помощь?
Дети: птицам. Животным. Нарисовали схемы- знаки, чтобы люди не рубили все деревья. Помогли муравьям. Собрали мусор и рассортировали его. Что вам показалось трудным.
В-ль: Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и стать её друзьями. (Дети открывают баночку, там камешки «волшебные» сладкие).