Лариса Щеголева
Конспект занятия «Дикие животные зимой. Ежик»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дикие животные зимой. Ежик».
Форма: Комплексное занятие
Цель: обогатить знание детей о диких животных (еж). Учить рассматривать картинки, иллюстрации; отвечать на вопросы в ходе рассматривания; развивать внимание, речь, мышление, желание высказаться по собственной инициативе. Пополнять и активизировать словарный запас глаголами: ходит, бегает, фыркает, сворачивается; словосочетаниями: короткие ушки, короткие лапки, маленькие глазки. Стимулировать речевую активность детей, упражнять в произношении звука «Ф». Воспитывать доброе отношение и любовь к животным. Выполнение основных движений двигательного упражнения «Ежик топал по дорожке». Прослушивание песни «Маленький ежик».
Темочки:
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Задачи:
1. Образовательные: учить рассматривать картинки, иллюстрации; отвечать на вопросы в ходе рассматривания; пополнять и активизировать словарный запас глаголами: ходит, бегает, фыркает, сворачивается; словосочетаниями: короткие ушки, короткие лапки, маленькие глазки.
2. Развивающие: развивать внимание, речь, мышление, желание высказаться по собственной инициативе. Стимулировать речевую активность детей, упражнять в произношении звука «Ф».
3. Воспитательные: воспитывать доброе отношение и любовь к животным.
Интеграция областей: игровая, коммуникативная, познавательно исследовательская, музыкально-художественная.
Используемые технологии:
Игровые технологии;
Здоровьезберегающие технологии.
Предшествующая работа: Чтение рассказов Е. Чарушина «Еж», произведений Л. Корчагиной «Еж», загадывание простых доступных для детей загадок:
1.«Ползун ползет, иголки везет».
2.«Словно елка весь в иголках».
3.«Колючий, как елка, но серая иголка».
4.«Живет в лесу, боится лису».
Рассматривание иллюстраций; картин; карточек первые уроки: «Кто где живет?», «Лесные животные»; «Дикие животные в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей»; игрушек. Изобразительная деятельность: рисование иголочек для ежика (нетрадиционная техника-рисование пластмассовой вилкой). Коллективная продуктивная деятельность: лепка ежика с использованием природного материала (семечки подсолнечника); изготовление ежика из фруктов. Прослушивание детской песенки «Маленький ежик».
Методические приемы: игрушка еж, спрятанный в корзинке, рассматривание иллюстраций и фотографий с ежом. Рассказ воспитателя с использованием художественного слова – загадки:
1.«Ползун ползет, иголки везет».
2.«Словно елка весь в иголках».
3.«Колючий, как елка, но серая иголка».
4.«Живет в лесу, боится лису».
Наводящие вопросы: «Угадайте кто таков? Вам знаком такой зверек?»
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением ежа (внешний вид и характерные особенности) с помощью вопросов воспитателя. Физминутка: «Ежик топал по дорожке». Коллективная и индивидуальная работа (знакомство со звуком «Ф»). Словарная работа: еж, иголки колки, фыркает, сопит; словосочетания: короткие лапки, короткие ушки, маленькие глазки. Поощрения, анализ.
Материалы и оборудование: игрушка ежик, миска с молоком, корзинка, грибок, листок, слайды с фотографиями ежа (презентация, наглядное пособие картинки с изображение ежа.
Планируемы результаты: С интересом рассматривает ежа, отвечает на вопросы, проявляет активность при выполнении основных движений двигательного упражнения «Ежик топал по дорожке» Слушает песню «Маленький ежик».
Содержание организационной деятельности детей:
1. Организационный момент. Игровая ситуация
Воспитатель рассаживает детей, обращает внимание на осанку.
Основная часть.
Воспитатель: Ой, ребята, тише, тише! Слышите кто-то фырчит? («фу-фу-фу») Как вы думаете, кто это может быть?
Хоровые ответы детей.
Воспитатель: По-моему эти звуки раздаются из корзинки, я сейчас посмотрю кто там. Ой, а здесь зверек сидит, видимо в лес шел и заблудился.
Подсказка загадка
«Весь колючий словно елка, только серая иголка».
«Живет в лесу, боится лису». (Еж)
Вам знаком такой зверек?
Хоровые ответы детей.
Воспитатель: молодцы, сами догадались это ежик.
Достаю из корзинки ежа и напеваю песню:
Маленький ежик, четверо ножек
На спине листок несет, песенку поет:
«Туф ты, туф ты, туф ты, туф –
На спине листок несу, (прикрепляю к ежику листок)
самый сильный я в лесу
Не боюсь саму лису».
Маленький ежик, четверо ножек
На спине грибок несет, песенку поет:
«Туф ты, туф ты, туф ты, туф –
На спине грибок несу, (прикрепляю к ежику грибок)
самый сильный я в лесу
Не боюсь саму лису».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый ежик к нам пришел из леса. А хотите послушать рассказ о ежике? Хоровые ответы детей. Тогда, сейчас я покажу вам картинки и фотографии с ежиком и расскажу, как ежик живет.
2. Рассказ о еже, сопровождаемый демонстрацией картинок и презентацией фотографий «Ежик в природе»
Воспитатель: Ежик лесной зверек, он живет в лесу. Это дикое животное. Посмотрите на эту картинку, кого вы видите на ней?
Хоровые ответы детей.
Воспитатель: правильно, это ежик. Уши у ежа маленькие, голова и брюшко покрыты шерстью, а спина и бока колючими иголками. В руки взять его не просто, он очень колючий. Иголки- это единственная защита ежа от врагов. Ни быстро бегать, ни лазать по деревьям он не умеет, но если он чего-то боится или ему грозит опасность, то он быстро сворачивается клубком, выставляя иголки. Если бы у ежика не было иголок, то его в лесу все обижали бы, и лиса и волк могли его съесть. И он бы был совсем не похож на ежика, правда, ребята?
Хоровые ответы детей.
Воспитатель: послушайте стихотворение про это
-Был бы, еж, ты хорош
Только в руки не возьмешь.
-Не хорош? Ну и что ж. Без иголок я не еж!»
Л. Корчагина.
Воспитатель: Миша, а что это у ежика? показываю указкой на глазки. (Глазки). Правильно, глазки. Посмотрите, какие они маленькие, черненькие, блестят, как бусинки. Маша, какие у ежика глазки? (маленькие, черные). А это что у ежика? Показываю указкой на носик.
Хоровые ответы детей.
Воспитатель: правильно, носик. Он тоже маленький, чуть вытянутый. А на кончике маленький черный шарик, вот он (показываю). А это что у ежика? Показываю указкой на лапки.
Хоровые ответы детей.
Воспитатель: правильно, это лапки. Лапки у ежа короткие, а на них есть коготки, вот они (показываю). Вика, какие у ежика лапки (коротки). Ежик ест траву, ягоды, грибы, ловит мышей и очень любит пить молоко. Зимой ежик спит в своей норке, как медведь, до весны.
А сейчас я вам покажу фотографии ежика в живой природе и расскажу, что еще он умеет делать.
Презентация фотографий «Ежик в природе, комментируемая рассказом)
Воспитатель: ежата появляются на свет без иголок, но уже через несколько часов у них появляются белые, пока еще мягкие иголки. Мама ежиха кормит своих ежат молоком. Даже только что появившийся на свет ежонок может уже сворачиваться клубком.
Посмотрите, а вот ежик свернулся в клубок. Ежик ни головы ни ножек. Попробуй лиса, съешь меня!
«Ежик защищается»
Ежик защищается, выставив иголки,
А они колючие, прямо как у елки!
Шарик из колючек не разжать лисе.
Лапы все уколет, но ежа не съест!
Воспитатель: Смотрите, ребята, а вот ежик спокойно идет, такое впечатление, что он ползет.
Можно сказать о нем так: «Ползун ползет, иголки везет».
Воспитатель: Когда ежа кто-то рассердит, он начинает сопеть вот так ( показ воспитателя: набираю воздух ртом и маленькими порциями выпускаю его через нос) – это он так сопит, пугает нас. А еще еж умеет фыркать, вот так: «фу-фу-фу». Давай те и мы пофыркаем как ежик : «фу-фу-фу». Посмотрите, как это делаю я (показываю). А теперь давайте все вместе пофыркаем, покажем ежику, как мы умеем. Хорошо, молодцы. Игорь, покажи, как фыркает ежик? Хорошо, молодец.
Ребята, кто к нам из леса в гости пришел? Ответы детей (Ежик). А, какой еж, расскажите? (Колючий, маленький). Что ест ежик? (Траву, грибы, ягоды, молоко). Где живет ежик? (В лесу). Еж дикое животное или домашнее? (Дикое). У ежика колючие иголки или мягкие? (Колючие). А кого ежик боится? (Лису). Что делает ежик, когда ему страшно? (Сворачивается в клубок). А как он фыркает? (Фу-фу-фу).
3. Физкультминутка:
Воспитатель: А сейчас давайте с вами немного поиграем (выполнение основных движений под стихотворение «Ежик топал по дорожке»)
Ежик топал по дорожке растопыренными пальцами рук
И грибочки нес в лукошке. совершаются шагающие движения
Чтоб грибочки сосчитать дети загибают по очереди пальцы
Нужно пальцы загибать. сначала на левой, потом на правой руке.
В конце упражнения
руки должны быть сжаты в кулачки.
Ежик, ежик колкий Пальцы двух рук сплетены в замок.
Покажи иголки. Движения кистями вправо- влево.
Вот они, вот они, вот они. Пальцы выпрямляются,
кисти при этом сложены в замок.
Ежик, ежик колкий Движения кистями
Спрячь свои иголки. с выпрямленными пальцами вправо-влево.
Раз - и нет иголок. Пальцы складываются в замок.
4. Рефлексия
Воспитатель: дети, а что ежик любит пить? (Молоко). Давайте напоим ежика молоком. Дети кормят ежа.
Какое время года у нас сейчас, Маша? (Зима). А зимой ежик что делает? (Спит). Вот и нашему ежику надо спать. Но вот беда, он шел в лес и заблудился. Давай те мы ему поможем? (Хоровые ответы детей - да). Хорошо, мы с вами сейчас пойдем на прогулку и покажем ему дорогу в лес. Он там найдет свою норку и будет в ней спать всю зиму, до весны.
-«Залезай, ежик, в корзинку, мы тебя возьмем с собой на прогулку!»
Воспитатель: Сегодня вы все ребята очень хорошо поработали на занятии, молодцы. Давайте на прощанье споем ежику песенку (включаю фонограмму песня «Маленький ежик»)
Источник:
1. Александрова Е. «Еж».
2. Бианки «Еж-спаситель»
3. Бокова Т. «Ежик и елка»
4. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008 – 272 с.
5. Варанжин В. «Как ежик зиму перезимовал»
6. под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. - первая младшая группа. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Автор составитель О. П. Власенко (и др, издание 2 – е, Волгоград: Учитель, 2013 – 292 с.
7. Винникова Г. И. «Занятия с детьми 2-3 лет : развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность» -М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»
8. Воронько П. «Хитрый ежик», «Встретил ежика бычок».
9. Вохринцева С. Дикие животные «Окружающий мир»
10. Заходер Б. «Что ж ты еж такой колючий?»
11. Корчагина Л. «Еж»
12. Линт Р. «Животные России»
13. Неволина Е. «Большая книга о животных»
14. Никольская Л. М. «Организация познавательной деятельности дошкольников всех возрастных групп» (методическое пособие). ТОО «Перспективы образования»
15. под ред. Парамоновой Л. А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» – 2 – е изд. перераб. – М. : ОПМА Медиа Групп, 2012. – 512 с. ; 2 л.
16. Романовский С. «Еж-спаситель»
17. Серова Е. «Ежик»
18. Усачев А. «Жужжащие стихи»
19. Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010. – 128 с. илл.
20. Чарушин Е. «Еж»
21. Интернет источник