Анджела Арещенко
Конспект экспериментальной деятельности «Превращения воды». Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экспериментальной деятельности
(ФЦКМ)
Тема: «Превращения воды»
Группа : средняя
Оборудование: емкости разной формы для воды 50-70мл, морские камушки, ракушки, соль, по 1 рукавичке на каждого ребенка, лед в кубиках, зеркало, схемы состояния воды.
Приоритетная образовательная область: познавательная
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, речевая
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Цели и задачи: Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Формировать представления о льде, его свойствах, и о том, что лёд – это замёрзшая вода, дать понять «твёрдое тело», «жидкость», их отличия друг от друга.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулках, в группе. Рассматривание морозных узоров на окнах. Рисование снежинок. Вырезание снежинок из бумаги на занятиях по аппликации. Использование художественной литературы (стихи Л. Кузьминой). Подвижные игры «Снежки», «Лёд и вода».
Ход занятия: дети после завтрака заняты самостоятельной игровой деятельностью, вдруг раздается шум в раздевалке, громкие восклицания и в группу буквально вваливается Незнайка в шубке, шарфе на шее, держит в руках металлическую кружку, к которой «примерз» его язык. Он громко, неразборчиво восклицает.
Проблема: С Незнайкой случилась беда
Мотивация: как помочь Незнайке отморозить его язык?
Воспитатель: Кто знает, что нужно быстро сделать, чтобы спасти Незнайку? (Ответы детей). Нет, ребята, Незнайка должен попробовать подышать на кружку, а если это не поможет, мы польем ему на язычок теплой водичкой.
Незнайка дышит – и «отмерзает». И начинает задавать массу вопросов.
В: Сегодня ты узнаешь ответы на некоторые твои вопросы «почему?» пойдем с нами в нашу лабораторию.
Опыт №1 с водой.
В стаканчиках разной формы на столах у детей налита вода.
В: что можно с ней делать? (переливать, принимать нужную форму). Вода – это жидкость.
Показываю схему состояния воды (частички тела находятся на небольшом расстоянии друг от друга). Предлагаю детям, взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга – мы живая молекула воды.
В: а что будет, если в воду отпустить камешки? Поднимается ли уровень воды в стакане?
Вывод: Уровень воды поднимается, значит, вода обтекает камешки, а не проникает внутрь их.
Незнайка: А что произойдёт с водой на морозе? (Ответы детей)
В: На морозе частички воды двигаются медленнее, поэтому вода, жидкость превращается в лёд, твёрдое тело.
Снова показываю схему состояния воды (частички тела находятся тесно друг от друга). Предлагаю Незнайке и детям, взявшись крепко за руки, прижаться друг к другу и изобразить частички твёрдого тела.
Опыт №2 со льдом.
Рассматриваем кусочек льда. Какой он? Прозрачный или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? Какая льдинка на солнце? (блестит, сверкает, переливается) Хрупкий лёд или нет? Можно ли сломить льдинку?
В: а теперь, на одну руку оденьте рукавичку и возьмите в каждую руку кубики льда. Давайте посмотрим, что будет. Сравним, на какой руке лёд растает и превратится в воду.
Вывод: Лёд тает, превращается в воду от прикосновения с теплом. В голых руках лёд тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло и холод льда.
В: Незнайка, теперь ты понял, почему так происходит?
В: Не замерзли, пока со льдом экспериментировали? Тогда давайте немного разогреемся!
Физминутка:
Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)
И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)
Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)
Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)
Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)
Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)
Туфли, посмотрите – мокрыми стали. (наклон туловища вперед)
Плечами дружно поведем (движение плечами)
И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)
От дождя мы убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим. (присели).
Опыт №3
В: А теперь давайте посыпем солью льдинки. Что происходит? Верно - от соли лёд тает даже на морозе, вот почему дорожки зимой посыпают солью.
Опыт №4
В: Незнайка, хочешь участвовать в следующем опыте? Дотронься до зеркала, которое до этого на несколько часов положили в морозильную камеру. (От тёплых пальцев на зеркале остаются следы). Дети повторяют за Незнайкой опыт.
Рефлексия:
- Чему новому вы научили Незнайку?
- Почему примерз его язык?
- Чем мы помогли Незнайке?
- Чем отличается лед от воды?
- Почему зимой дорожки посыпают солью?
- Незнайка! Помогли мы тебе ответить на твои вопросы? А если хочешь ещё узнать «почему?» нужно читать вот эти умные книги «Энциклопедия для малышей», «Почемучки».