Людмила Кремзаль
Конспект экскурсии в зимний парк «Зимняя сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в парк «Зимняя сказка»
Задачи по образовательным областям:
- Познавательное развитие: углубить и конкретизировать знания детей о характерных признаках зимы (отметить, что холодно, морозно, всюду лежит снег, солнце светит, но не греет); сформировать представления детей о состоянии деревьев и трав зимой, об их приспособленности к изменению условий зимней погоды; учить различать деревья по стволу и кроне; развивать познавательную активность, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе;
Публикация «Конспект экскурсии в зимний парк „Зимняя сказка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- Речевое развитие: учить описывать красоту зимней природы; отгадывать загадки о зимних явлениях природы.
- Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетическое восприятие зимней природы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение познавательной литературы; наблюдения за деревьями.
Материал: лупы, рейки, карандаш.
Ход экскурсии
Воспитатель. Ребята, я хочу загадать вам загадки:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
И на санках прокатила… (зима).
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз.)
О каком времени года идет речь? (О зиме.) По каким признакам мы узнаем, что наступила зима? Ответы детей.) Да, действительно, на улице холодно – зима. Животным и растениям уже живется не так хорошо, как летом. Я хочу пригласить вас в парк. Посмотрим, как живется в нем растениям и животным.
Идем в парк
У входа в парк встречает детей Дедушка Ау. Он здоровается с детьми, приглашает их зайти в парк, полюбоваться красотой зимнего парка. Дети делятся впечатлениями с Дядюшкой Ау.
Воспитатель. Ну вот мы и пришли. В парке красиво в любое время года. Давайте скажем еще раз, какое сейчас время года? (Зима.) Какие приметы зимы мы видим здесь? (Небо серое, солнце не греет, холодно, все покрыто снегом, деревья голые стоят, не слышно пения птиц.)
Воспитатель. Правильно, все покрыто снегом, деревья голые стоят, не слышно пения птиц. Почему деревья голые? (Деревья сбросили листву и находятся в состоянии сна.) Как вы понимаете слова «деревья спят»? (Очень холодно, мало светит солнце, вода замерзла, и деревья в это время не могут расти, поэтому они приспособились спать, но, как только станет тепло, опять оживут.) Ребята, а как же определить, как называются деревья, когда нет листьев? (По коре ствола и строению коры.) Давайте подойдем к этому дереву. Вы узнали это дерево? (Ответы детей.) Посмотрите на тополь. Что есть у тополя? (Ответы детей.) Какая кора у этого дерева? Потрогайте. (Она гладкая.) Какая она по цвету? (Серого цвета.) Куда тянется крона? (Крона тянется вверх.) Какое это дерево по высоте? (Достаточно высокое.) Возьмите лупы и посмотрите на кору. Что вы видите? (Есть трещины на коре.) Правильно. Ребята, а кто может показать дерево клен? (Ответы детей.) Посмотрите, что есть у этого дерева? (Корень, ствол, крона.) Потрогайте кору, какая она? (Гладкая, серая.) А у этого дерева крона как растет? (Ответы детей.) Давайте посмотрим на дерево вяз. Кто мне его покажет? Какая кора у вяза? (Темная, шершавая.) Потрогайте и приглядитесь, что вы ощущаете? (Ответы детей.)
Посмотрите внимательно на кору с лупой, что вы видите? (Много трещин на коре.) Чем отличается кора клена от коры тополя? (Ответы детей.) Какая крона у вяза? (Очень много тонких веточек.) Чем отличается крона вяза от других деревьев? (Ответы детей.) А чем они похожи друг на друга? (Ответы детей.) Теперь вы знаете, как можно различать деревья в зимний период.
Сейчас я покажу вам что-то интересное. Что вы заметили на ветках? (Бугорки.) А как вы думаете, что это? (Ответы детей.)
Воспитатель. Давайте уточним, так ли это. Я каждому из вас дам по палочке и по веточке. Рассмотрите их и скажите, чем веточка отличается от палочки. Снимите варежку и раскройте почку на веточке. (Дети рассматривают строение почки, обсуждают увиденное между собой.) Что такое почка? (Туго свернутые маленькие листочки.) Давайте внимательно рассмотрим почки. Какие они по размеру? (Ответы детей.) Какие они по цвету? (Коричневые.) Какие они по форме? (Круглые.) Как почки расположены на веточках? (Ответы детей.) А как вы думаете, почему они сверху покрыты плотными коричневыми чешуйками? (Они защищают нежные листочки от дождя, снега и холода.)
Дедушка Ау. Ребята а как вы думаете, почему ваши пальто не расстегиваются на ветру? (Они застегнуты.) А почему не раскрываются чешуйки на ветру? Как вы считаете?
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на чешуйки и свои слипающиеся пальчики. Что вы ощущаете, чем покрыты чешуйки? (Чешуйки склеены специальной смолой.)
Дедушка Ау. Теперь вы знаете, что за бугорки на ветках? Что же это? (Почки.) Чем они покрыты? (Чешуйками.)
Воспитатель. Внимательно посмотрите на почки. Одинаковые ли они на всех деревьях? (Разные.) Чем отличаются? (Размером, формой.) Каждая – уникальная.
Дедушка Ау. Ребята, посмотрите, какие почки вы здесь видите? (Крупные и маленькие, значит, листья на деревьях будут разные – большие и маленькие.)
Воспитатель. Внимательно посмотрите вокруг и по форме определите, с какого дерева или куста взяты почки, которые мы сейчас рассматриваем? (Дети рассматривают окружающие растения, находят это дерево.) Молодцы! Это дерево как называется? (Тополь.) Летом вы видели его с листьями, а теперь запомните, как оно выглядит без них. Поищите, есть ли здесь еще такое дерево? А у вас почки были с какого дерева? (Вяза.)
Дедушка Ау. Ребята, мы с вами видели разные деревья. Скажите, как они приспособились переносить суровые условия зимы? (Ответы детей.) Как вы думаете, а где сейчас трава? (Ответы детей.)
Воспитатель. Вы думаете, что она погибла. Давайте проверим.
Дедушка Ау. А у меня есть с собой лопатки. Мальчики, раскопайте снег до самой почвы.
Воспитатель. Посмотрите, что вы видите? (Трава не вымерзла.) Какая трава по цвету? (Зеленая.) Снег для нее, как одеяло, не пропускает к земле сильный холод. Что осталось в почве живым? (Корни, корневища, семена.) А теперь засыпьте раскопанное место опять снегом, чтобы трава не замерзла.
Ребята, сейчас мы с вами проверим, одинакова ли глубина снега в разных местах. Разделитесь по парам. Каждой паре я дам рейку и карандаш. Вы будете ходить по парку, втыкать рейку в снег в разных местах, стараясь достать до почвы, и рисовать карандашом черту, отмечающую уровень снега. Сейчас мы с Дедушкой Ау покажем вам, как это правильно сделать. Один из вас держит рейку, другой – карандаш (показ). Старайтесь найти места, где снег очень глубокий, средний и где его почти нет (Дети выполняют задание, которое заменяет физкультминутку.). Покажите палочки. Одинакова ли глубина снега в разных местах? (Ответы.) Где лучше сохраниться трава – где много снега, или там, где его мало? Почему? Давайте полюбуемся красотой нашего парка. Посмотрите, как красиво зима укрывает деревья и кустарники. Как все блестит, как искрится на солнце. Как красиво вокруг! Эту красоту надо беречь. Зимой все ветки становятся хрупкими, с ними надо обращаться аккуратно, их нельзя ломать, весной и летом они будут радовать нас.
Заготовила зима
Краски все для всех сама,
Полю – лучшие белила,
Зорям – алые чернила,
Всем деревьям чистые
Блестки серебристые.
Целый день зима кует
На реке зеленый лед.
В. Фетисов
Какое растение вам больше всего нравится в зимнем парке? (Ответы детей). Почему? (Обратить внимание на цвет, блеск, оттенки, запах.)
Дедушка Ау. Ребята, я хочу с вами поиграть в игру «К названному дереву - беги!»
Мы разделимся на три группы. Я назову подряд три дерева. Первая группа бежит к тому дереву, которое названо первым, вторая группа бежит к дереву, названному вторым, третья группа – к названному третьим. Слушайте внимательно: тополь, вяз, клен.
Воспитатель. Молодцы! По каким признакам вы определили эти деревья? (ответы детей.)
Дедушка Ау. Ребята, вам понравилось в парке? А что нового и интересного вы узнали? Где вам могут пригодиться эти знания? Кому вы хотите рассказать о сегодняшней экскурсии? Какие молодцы! Мне пора уходить. До свидания, до новых встреч!