Чичварина Ольга
Конспект экскурсии в природу для детей старшей группы «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Развивать мыслительную деятельность, память, наблюдательность.
• Обобщить знания детей о деревьях.
• Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: записки, пакет (корзина) с орехами, картинки к пословицам, костюм Зайца, картинки с рисунками веток деревьев к игре.
Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, художественное слово, указания, поощрения, загадывание загадок, игры.
Публикация «Конспект экскурсии в природу для детей старшей группы „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Предварительная работа: Наблюдение за объектами экологической тропы в разное время года. Чтение произведений о деревьях, загадывание загадок.
Рассматривание фотоальбома с фотографиями объектов экологической тропы в летний, осенний периоды.
Ход прогулки:
Воспитатель с детьми выходят на улицу, навстречу им идет плачущий Заяц Дети: Здравствуй, Зайка. Что же такое случилось, что ты так горько плачешь?
Заяц: Как мне не плакать? Послали меня мои друзья из леса вам гостинцы передать. Взял я корзинку. Шел, шел, шел, устал, отдохнуть решил, да и задремал. А когда проснулся, то ничего нет (показывает пустые лапки). Он их унес, гостинцы (плачет).
Воспитатель: Да кто он – то?
Заяц: Лесовичок! Лесовичок унес гостинцы. Он очень любит играть, и решил пошутить. Спрятал гостинцы, а вместо их, оставил вот это письмо. А я еще плохо читаю (плачет). Вы мне поможете? Кто может прочитать письмо?
Ребёнок (подготовишки) читает письмо:
«Чтоб гостинцы отыскать,
Надо к Рябине вам шагать.
Там подсказочку найдете.
Дальше вместе вы пойдете».
Заяц: А я не знаю, где у вас рябина растёт. А вы знаете, где? Покажите?
(Все вместе идут к рябине).
Заяц: Какая красивая Рябинка, сколько здесь много ягод. Наверно они очень вкусные?
Дети: Да осенью они горькие, а зимой когда пройдут первые морозы ягода становится сладкая, из неё можно готовить вкусный- вкусный отвар, квас, компот в нём есть витамины.
Заяц: А у нас в лесу рябину называют птичьим деревом, кто знает почему так называют?
Дети: Она кормит всех голодных птиц. Зимой трудно птицам достать пищу. И здесь пригодятся ягодки рябины. На пир слетаются синицы, дрозды, снегири и другие зимующие птицы. Поэтому рябину называют птичьим деревом. В лесу поедают плоды не только птицы, но и звери: белки, кабаны, куницы.
Заяц: Давайте поищем подсказку. Где же она?
(На ветках рябины находят подсказку (записку) :
Ребё нок читает:
«Верно путь вы угадали,
Но, а к цели не попали.
Вы к березонькам спешите,
Там подсказку поищите».
Заяц: А у вас тут есть березки?
Дети: Конечно, есть.
Заяц: Покажите.
Дети: Пойдем мы тебе покажем.
(Все переходят на березовую аллею).
Ребё нок:
«Эта модница лесная,
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Заяц: Давайте поищем подсказку (находят подсказку) :
Игра- имитация:
«На березку посмотрите и в берёзку вы превратитесь.
Ветки выше поднимайте (Дети поднимают руки)
Их под ветром покачайте (Наклоняются влево-вправо)
Как скажу вам 1, 2, 3
Так к березкам ты беги (Все разбегаются к березкам).
Заяц: А что вы ещё про берёзку знаете? стройная, кудрявая, белоствольная,
Ребё нок:
Береза – очень любит солнечный свет и поэтому растет на светлых полянках и вырубках. На белой бересте выделяются черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев. Весной берёза дарит нам вкусный берёзовый сок. Птицы строят на берёзах свои гнёзда, а под берёзой растут грибы – подберёзовики. Из коры берёзы – бересты люди делают много красивых изделий- шкатулки, хлебницы.
Заяц: Давайте мы погладим ствол березки и послушаем, что она нам говорит: (Дети слушают)
Заяц: Вы услышали? А я услышал, говорит она нам:
«Вы к клёну поспешите,
Там подсказочку найдите».
Заяц: У вас и клён есть?
Дети: Конечно есть.
Заяц: Ну, здравствуй, клён. А вот и письмо, но как оно высоко? Как же нам его достать? А я знаю, давайте расскажем стихотворение про клё н:
Ребё нок читает стихотворение:
Под клёном я стою
И на солнышко гляжу.
Солнышко так жалко:
Бедному так жарко!
Хоть бы тучка набежала,
Чтоб ему прохладней стало.
• ***
Распускается весной
Клен нарядный – лист резной.
Каждый листик, как звезда,
Клен узнаешь без труда.
Заяц: А вот и подсказка:
Давайте почитаем подсказку:
«К сосне вы поспешите,
Там подсказочку найдите».
Заяц: А что это такое сосна– дерево или куст?
Дети: это дерево.
Заяц: А что вы знаете про сосну?
Дети: Это ещё молодая сосна– маленькая. Её и ель мы наряжаем игрушками на новый год и водите вокруг неё хороводы. Она вырастает большим деревом, а вместо листьев у неё множество маленьких темно-зеленых иголочек. Они называются – хвоя.
В хвое много витаминов. Её даже перерабатывают в хвойную муку, добавляя в корм для скота.
Заяц: А давайте мы поиграем и она нам отдаст письмо.
Хоровод:
«Мы по лесу идем»
Возьмитесь за руки и ходите по кругу:
Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Зайца громко позовем:
«Ау-ау-ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»
Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем».
(Дети находят подсказку)
Заяц: Ребята, А что это за дерево? Кто знает?
Я вам сейчас загадаю загадку про него:
Дунул ветерок немножко
В серебристые ладошки,
Задрожала ими сильно
Боязливая. (ОСИНА).
Заяц: А кто расскажет про осинку стихотворение?
Ребё нок:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки,
Надо согреться
Бедной осинке.
Замерли вершины,
Ветры в поле спят,
Только у осины
Листья шелестят.
Шепчутся бессонно,
Говорят друг с другом,
Пробегают волны
По листве упруго.
Спят в лесу рябины,
Дремлет пышный клён.
Чуткая осина
Стережёт их сон.
Заяц: А вот и подсказка
«На участок побегите,
Там играйте и резвитесь
А деревья назовёте
Так подсказочку вернёте».
Все проходят на участок.
Заяц: А сейчас предлагаю поиграть в игру «Беги к тому дереву, с какого дерева листок»
Игра «Беги, к тому дереву с какого листок» (Дуб, каштан, берёза, вяз, рябина)
Зайка: Предлагает подойти поближе к каштану. А почему все почти листья опали?
Дети: Потому, что наступают холода и земля промерзает, а корни деревьев не могут впитывать влагу и листья желтеют, засыхают и падают.
Заяц: А в какое время года это происходит? А какие поговорки вы знаете про осень? (С картинками — подсказками)
Дети: Осень — это время собирать урожай.
Осень идёт, а за собою дождь ведёт.
Осень хвастлива, зато весна справедлива.
Осенью и воробей богат.
Осенью скот жиреет, да человек добреет.
Тёплая осень — это к долгой зиме.
Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Весна красна цветами, ну а осень — снопами.
У зайцев шерсть побелела — зима близко
Весна красна, но голодна; осень дождлива, но сытна.
Листья у березы начинают желтеть с верхушки — ждите ранней, а если снизу — поздней зимы.
Облака редкие — будет ясно и холодно.
Облака редкие — будет ясно и холодно.
Как рябины много — так дождливая осень, мало рябины — значит, осень сухая будет.
Кошка мордочку прячет — на холод.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко — так малы снега будут.
Заяц: А я нашёл, где еще одна подсказка спрятана.
(Открывает подсказку и читает) :
«К дереву теперь идите, И гостинец отыщите.»
«На толстой, прочной ветке,
Я спрятал конфетки.
Для мальчика и девочки,
И для рыжей белочки.
Заяц: Это к какому дереву идти?
Подожди, здесь еще что-то написано:
Загадка: Я большое могучее дерево. Моя древесина очень прочная и твердая. Из нее издавна делали самые лучшие корабли, дома, мебель. Каждый год на мне поспевают желуди, которые служат пищей для многих зверей и птиц.
Все подходят к дубу. Снимают с веток пакет-корзинку.
Заяц: Это он, он! Это всем гостинчик от лесных жителей.
Воспитатель: Тут на пакете опять что-то написано:
«Попрошу вас не пугаться,
Но гостинец заколдован.
Стоит съесть и в тот же миг,
Сбудутся желания,
Так раздайте сейчас же гостинец».
Заяц раздает детям орешки. Каждый загадывает желание.
Дети: Спасибо тебе, Зайчик, за такие вкусные орешки.
И Лесовичку спасибо за веселую прогулку. Но нам пора возвращаться в группу. Приходи к нам зайка в гости вместе со своими друзьями.
Заяц: Спасибо! До свидания!