Людмила Кремзаль
Конспект экскурсии в лес «Здравствуй, осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи по образовательным областям:
- Познавательное развитие: углубить и конкретизировать представления об осенних изменениях в природе, полученные в процессе повседневных наблюдений: отметить расцвечивание листьев на деревьях и кустарниках, окончание цветения, появление семян и плодов, начало листопада; развивать наблюдательность и познавательную активность;
- Речевое развитие: развивать связную речь, умение правильно строить предложение; повторить стихи о золотой осени, изученные в процессе НОД;
Публикация «Конспект экскурсии в лес „Здравствуй, осень золотая“» размещена в разделах
- Здравствуй, осень! Сценарии встречи осени
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетическое восприятие осенней природы.
Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы.
Материал: лопатки, лейки, карточки, листочки, веревка, машина, кастрюля.
Предварительная работа: наблюдения, заучивание и чтение стихов, песен, чтение рассказов, рассматривание картин, беседы.
Ход экскурсии
Экскурсия начинается с появления почтальона.
Воспитатель. Ребята, вы слышите, кто-то стучится в дверь.
Входит почтальон Печкин: Здравствуйте, дети!
Я почтальон веселый, я целый день спешу –
Открытки, телеграммы, посылки разношу.
Вам письмо! Получите и распишитесь.
Воспитатель. Спасибо, Печкин-Почтальон.
Печкин. До свидания.
Воспитатель. До свидания. Ребята, давайте посмотрим, кто нам прислал письмо: «Здравствуйте, ребята! Это я, Дедушка Ау, я хочу пригласить вас погулять вместе со мной. Жду вас в лесу. Дедушка АУ». Ну, что, идем искать Дедушку Ау? (Да.)
Входим в лес.
Ребята, посмотрите, а вот и Дядюшка Ау нас встречает. Здравствуйте, Дедушка Ау!
Дедушка Ау. Здравствуйте, ребята! Вы были в лесу летом? (Ответы детей.) А как вы думаете, какое сейчас время года? (Ответы детей.) Правильно, осень. Я хочу прогуляться с вами в осеннем лесу. Вы согласны? (Ответы детей.) А как вы думаете, чем отличается лес от парка? Хотите посмотреть и узнать что-то новое? (Да.) Тогда идем в лес.
Воспитатель. Посмотрите, как все изменилось в лесу. Что вы заметили? (Листья изменили окраску, растения завяли, трава пожухла). Правильно, здесь побывала осень и устроила листопад. Укрыла землю ковром, принесла с собой холод.
Дедушка Ау. Ребята, а вы знаете, почему листья желтеют и опадают? (Сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме.)
Воспитатель. Давайте вспомним, что нужно растению, дереву, чтобы оно хорошо росло и зеленело? (Свет, тепло, вода.) А сейчас хватает света и тепла? (Ответы детей.) Вот поэтому деревья и сбрасывают свои листочки и готовятся к зиме, ведь зимой они расти не будут.
Дедушка Ау. Ребята, а как вы думаете, опавшие листья нужны растениям? (Ответы детей.)
Воспитатель. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни от морозов, траву. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. А весной опавшие листья (опад, перегнив под дождем, удобрят почву и дадут деревьям питание, а также полезные вещества для роста.
Дедушка Ау. Ребята, а давайте с вами выкопаем ямку и соберем с тропинки опад, а потом засыплем ее. А зачем мы с вами это делаем, как вы думаете? (Ответы детей.)
Воспитатель. Разноцветный лес,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
М. Авдеев
Ребята, давайте мы с вами пройдем по лесной тропинке и послушаем, как шуршат листья (дети ходят). Интересно? Красиво? Что мы слышим? (Листья шуршат, шелестят.) Давайте вместе скажем: шелестят, шуршат.
Дедушка Ау. Ребята, как называются деревья, которые здесь растут? Назовите. (Береза, осина, клен.)
Воспитатель. Как вы узнали их? (По листьям.) Найдите листик березы (осины, клена). (Дети находят и приносят.)
Дедушка Ау. Ребята, я тоже нашел листочки, а с каких деревьев они, не знаю. Помогите мне. (Осина, клен.) Ребята, а вы покажите мне эти деревья?
Воспитатель. Дедушка Ау, мы тебе покажем и расскажем все, что знаем. Пойдемте, посмотрим на дерево осину. Ребята, посмотрите внимательно, какие части есть у этого дерева? (Корень, ствол, Крона, состоящая из веток.) А что располагается на ветках? (Листья.) Давайте рассмотрим их. Из чего состоят листья? (Из черешка и листиков, к нему прикрепленных.) А как вы узнали, что листочки с осины, а не с другого дерева? (Ответы детей.)
Дедушка Ау. Ребята, сколько же всего у осины листочков? Я не умею считать, помогите мне (дети считают). Молодцы, и я вместе с вами научился считать.
Воспитатель. Ребята, приложите ладонь к нижней части листа и посмотрите, какие листочки по размеру? (Большие.) Какие они по форме? (Круглые, овальные.) Какого цвета листочки? (Красного, коричневого.) Молодцы! Но у Дядюшки Ау остался еще один листочек. С какого он дерева? (Клена.) Покажите Дядюшке Ау клен. (Дети показывают.) Ребята, а как вы узнали, что это клен? (По листьям.) Что есть у этого дерева? (Ответы детей.) Какие по цвету листья? (Темно-зеленые, желтые. Приложите лист к ладони, какой он? (Крупный, похож на пальцы с заостренными верхушками, пронизанный многочисленными жилками разной толщины.) Ребята, давайте сравним листочки осины и клена. Чем они отличаются? (Ответы детей.) Прислонитесь к стволу дерева, что вы ощущаете? (Тепло.) Понюхайте кору дерева, чем она пахнет? (Деревом, лесом.)
Дедушка Ау. Ребята, а как вы думаете, есть ли у клена полезные свойства?
Воспитатель. Листья клена очень полезны, используют их в лечебных целях. Настой или отвар листьев снимает воспаление, снижает температуру, заживляет раны.
Дедушка Ау. Ребята, я хочу поиграть с вами в интересную игру. Называется игра «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку, слушайте внимательно и смотрите, у кого будет листочек клена (тополя, осины, березы, летите ко мне. Звучит музыка и дети, держа листочки, разбегаются и говорят слова:
Мы листочки, мы листочки.
Мы осенние листочки,
Мы на веточках сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали.
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Дети бегают, помахивая листочками. Потом останавливаются, и Дедушка Ау говорит слова: «У кого такой же листок – летите ко мне!».
Воспитатель. Молодцы, все справились. Ребята, воздух бывает чистым и свежим только там, где растет много зеленых друзей. Как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы воздух был чистым и свежим? (Ответы детей.)
Дедушка Ау. Я знаю, что нужно сделать! Нужно посадить саженец и за ним ухаживать.
Воспитатель. Ребята, а кто из вас видел, как сажают саженцы? (Ответы детей.) С чего начинают? (Ответы детей.) Ребята, здесь у нас лежат предметы. Назовите их. (Лопата, кастрюля, ведро, машина, веревка, чашка, лейка.) Выберите то, что необходимо для посадки деревьев. (Дети выбирают.) А почему вы не взяли машину? (Это игрушка.) Кастрюлю с чашкой? (Это посуда.) Зачем веревочка вам нужна? Ответы детей.) Сегодня мы с вами посадим саженец. Вот он. Посмотрите, что есть у этого саженца? (Корни, ствол, ветки, крона.) Молодцы! Что сначала мы будем делать? Как вы думаете? (Ответы детей.) Верно, ребята, выкопаем для него ямку и посадим. Мы с вами выкопали ямку, что будем делать дальше? (Ответы детей.) Мальчики помогут аккуратно придержать саженец за ствол, чтобы не сломать его и не повредить корни. Девочки будут присыпать маленькой лопаткой корни, а затем польют саженец из небольшой лейки и ведерка.
Воспитатель. Какие вы у меня молодцы! Давайте все вместе споем песню М. Авдеева, которую недавно разучили:
Посадили деревце
У себя во дворе.
Пусть растет зеленое,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто мы, часто мы,
Чтоб оно со временем
Дало тень, дало тень.
Дедушка Ау. Ребята, что вам больше всего понравилось в моём лесу? Что нового узнали? (Ответы детей.) Где вам могут пригодиться эти знания? Кому вы хотите рассказать о сегодняшней экскурсии? Хочу с вами попрощаться, вам пора домой. До свидания.
Воспитатель. До свидания, Дядюшка Ау. Ребята, сегодня мы с вами нарисуем картину «Осень в нашем лесу». (Рисуют в группе с использованием технологии ТРИЗ.)