Анжелла Кожухарь
Проект «Здравствуй, осень золотая!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Несмотря на большой интерес психологов, лингвистов и педагогов к проблеме речевого
общения и коммуникативной компетентности, она в настоящее время мало разработана
и представлена в практике современного дошкольного образования.
В данное время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности
детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры общества;
Публикация «Проект „Здравствуй, осень золотая!“» размещена в разделах
- Здравствуй, осень! Сценарии встречи осени
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его
необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в
ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Основные методические разработки по развитию речи на сегодняшний день в
основном относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работа с детьми,
посещающими общеобразовательные дошкольные учреждения, главным образом
изучается московской школой исследователей детской речи под руководством О. С.
Ушаковой. Таким образом, нивелируется один из главных постулатов любой
коррекционной работы «лучше предупредить, чем исправлять».
Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно
речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями
успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов
деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в
математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они
не выражаются в его активной речи.
Работая по программе «Радуга», где заложено формирование речевых и
коммуникативных умений. Речевые умения – это, прежде всего, умение логично
выстраивать высказывания, употреблять лексику, грамматические обороты, интонацию;
коммуникативные – владение вербальной памятью, умение включаться в разговор,
держать диалог, эмоционально откликаться на речь собеседника.
В старшем дошкольном возрасте через речевое общение, познавательную
деятельность – нужно помогать ребенку накапливать социальный опыт, развивать
коммуникативную компетентность.
В подготовительной к школе группе (седьмой год жизни) важно формировать все
стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, фонетическую).
Именно эти задачи позволяют успешно подготовить детей к школе. Цель проекта :
расширять знания ребенка о растительном и животном мире, разнообразии
погодных явлений и состоянии природы в период ранней осени;
формировать интерес к красоте окружающего мира;
воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
Задачи проекта :
1. Образовательные:
расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе
с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные
явления);
обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе
эпитетов, сравнений к заданному слову;
учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом
слове, живописи.
2. Развивающие:
развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения,
исследования природных объектов;
развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность;
развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в
рисунках и поделках.
3. Воспитательные:
воспитывать экологическую культуру детей;
воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со
сверстниками, педагогом, родителями);
воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности.
Вид проекта : познавательно-творческий
Срок реализации: среднесрочный ( три месяца: сентябрь-ноябрь).
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Словарная работа: Обогащение словаря детей старинными названиями осенних
месяцев по народному календарю («златоцвет»- сентябрь, «листопад»- октябрь,
«чернотроп»- ноябрь, активизация словаря –золотая, красивая, задумчивая, печальная,
хмурая. Планируемые результаты развития интегративных качеств:
Дети эмоционально реагируют на мир природы, принимают заинтересованное участие в
образовательном процессе. Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем
мире, устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными
явлениями.
Проект состоит из трех этапов:
1. Подготовительный этап (организационный);
2. Основной этап (реализация проекта);
3. Завершающий этап (презентация).
Подготовительный этап:
изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах
«Дошкольное воспитание» по экологическому воспитанию дошкольников;
подготовка подборки литературы для детей об осени;
подготовка оборудования для оформления стенда «Календарь осенних событий»
(картинки с изображением растений, животных, природных явлений, которые
можно наблюдать на участке детского сада).
Работа с родителями:
сбор материала (фотографии, картинки, иллюстрации об осени для создания
альбомов и стенгазет «Художественная осень», «Дары осени», «Осенние
фантазии»);
оформление выставки семейных работ по темам: «Осенние сюрпризы»,
интересные по форме плоды, коряги, листья необычной расцветки, поделки из
природного материала;
организация сбора с детьми природного материала;
привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации;
2. Основной этап
«Дары осени»;
Рассматривание картины Шишкина «Рожь»;
Изготовление панно «Осенний букет» (коллективная работа)
Беседа о перелетных птицах - Дидактическая игра «Узнай на вкус», «Овощи или
фрукты»;
«Наблюдение за погодными явлениями на прогулке»;
Дидактическая «Игра с какого дерева листочек»; Изготовление портрета «Сентябрь» - Рассматривание плаката «Овощи, фрукты,
ягоды»;
Беседы «Здравствуй осень золотая»;
Беседа по картине Левитана «Золотая осень»;
Составление творческих рассказов по картинам - разучивание стихотворений,
пословиц, поговорок;
изготовление портрета «Октябрь» - рассматривание плаката «Деревья, листья и
плоды»
Рисование «Золотая осень»;
Беседа «Поздняя осень»;
Беседа о том, как животные готовятся к зиме - аппликация в технике оригами
«Осенний букет»;
коллективная деятельность (оригами, животные наших лесов) ;
изготовление портрета «Ноября»;
утренник «Осенняя ярмарка» Ведение календаря природы
III. Завершающий этап:
Оформление выставки семейных работ по теме «Осенние сюрпризы»;
Проведение экологической викторины «Осенние сюрпризы».
Реализация проекта :
Деятельность Сроки проведения
Подготовка оборудования для оформления
стенда «календарь осенних событий» (картинки,
работы детей, фото) сентябрь
Оформление выставки семейных работ по теме:
«Осенние сюрпризы».
октябрь
Привлечение родителей к помощи в поисках
необходимой информации. Оформление
выставки «Осенние сюрпризы». Проведение
экологической викторины.
ноябрь