Володина Лариса
Конспект экскурсии с детьми подготовительной к школе группы «Осенний сквер»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии с детьми подготовительной к школе группы "Осенний сквер"
Тема экскурсии:Осенний сквер.
Цель экскурсии: Формировать основы экологической грамотности.
Задачи:
закрепить представления детей об отличительных признаках некоторых представителей лиственных древесных растений (берёза, рябина, шиповник, как составляющих экосистемы сквера;
закрепить представления о признаках (приметах) наступления осени;
обучить способу исследования загрязнения воздуха;
Публикация «Конспект экскурсии с детьми подготовительной к школе группы „Осенний сквер“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
определить степень и предполагаемые причины загрязнения воздуха в сквере;
формировать потребность в природоохранной деятельности.
Подготовка воспитателя к экскурсии.
Изучает место будущей экскурсии и маршрут.
Намечает объекты, на которых необходимо остановить внимание детей. Уточняет их название.
Определяет места остановки для наблюдений и сбора материала, задания для организации работы детей.
Составляет план проведения экскурсии.
Ход экскурсии
1. Мотивация детей. Проводится в группе. Сообщение темы и цели экскурсии. Проведение инструктажа о правилах поведения в природе и сборе объектов.
- Ребята! Сегодня к нам в группу пришло письмо из Академии природы. Учёные просят нас помочь исследовать воздух в сквере. Поможем?
Тогда мы с вами пойдём на экскурсию в сквер. Там мы не только встретимся с некоторыми растениями, но и исследуем, загрязнён ли воздух в сквере, попытаемся выяснить причины этого загрязнения. Все свои наблюдения зарисуем в дневники. А ещё увидим признаки наступления осени и просто полюбуемся окружающей природой.
- Прежде, чем отправиться в сквер, давайте поиграем в игру «Как вести себя в лесу?» (Воспитатель показывает карточки с символическим изображением правил поведения в природе, дети объясняют их значение).
- Проверьте свою готовность к работе. С собой в парк нам необходимо взять блокноты, карандаши, коробочки или папки для сбора листьев.
2. Первая остановка «Угадай-ка». (Часть сквера у проезжей дороги)
- Ребята, мы находимся на территории сквера. Это наша первая остановка. Она называется «Угадай-ка».
Посмотрите:
- Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- А вы согласны с поэтом И. Буниным?
Оглянитесь вокруг, какие изменения в сквере произошли с наступлением осени?
(Ответы детей)
Найдите в окружающих нас деревьях отгадку к моей загадке:
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
- Как вы догадались, что это берёза?.
Берёза - нарядное и красивое дерево. Тонкие ветки берёзы опущены вниз. Такой белой коры больше не найдёшь ни на одном дереве. О русской берёзе написано много стихотворений. (Один ребёнок зачитывает отрывок из стихотворения А. Прокофьева «Берёзка»)
- По каким признакам можно отличить берёзу?
- Какого цвета ствол берёзы?
- Какова форма листьев?. Нарисуйте или обведите лист берёзы.
- Какого он цвета?. Раскрасьте.
- Давайте соберём несколько листьев берёзы (с дерева) и положим их в коробочку. Они пригодятся нам для исследования воздуха. (Объяснить, т. к. много листьев нам не нужно, собирают по одному листочку только названные дети – остальные будут собирать листья на других объектах, а здесь им предлагается подобрать и сложить в папки опавшие листья интересной окраски для поделок).
3. Вторая остановка «Наблюдай-ка». (В центральной части сквера)
-Вторая остановка называется «Наблюдай-ка». Посмотрите внимательно вокруг. Какое растение больше всего привлекает ваше внимание (рябина). Почему?
- Возьмите опавший лист рябины и рассмотрите его.
- Чем он отличается от всех остальных листьев?
На одном черешке сидит много мелких листочков. Лист рябины осенью имеет яркую оранжевую или красную окраску.
- Вложите листочки в папки. Зарисуйте лист рябины. Раскрасьте.
- Рассмотрите ствол рябины. Что вы заметили?.
- Сравните рябину с другими деревьями по высоте. О чём это нам говорит?
- Что необычного вы ещё заметили на этом дереве? (Ягоды)
Этими ягодами-плодами питаются птицы зимой. После наступления морозов плоды становятся съедобными и для человека.
- Ребята, а кто знает, как собирать плоды рябины?.
Аккуратно нагнуть ветку и собрать ягодки, но не все. Часть оставим птицам на зиму. (Воспитатель демонстрирует сбор ягод рябины)
- А теперь, ребята, мы отправляемся дальше.
4. Третья остановка «Удивляй-ка». (Самое отдалённое место от дороги)
Третья наша остановка называется «Удивляй-ка».
- Что это за растение перед нами? (Шиповник)
- Как вы догадались?
- Рассмотрите листья этого растения. Какие они по форме, по цвету? Чем отличаются от собранных нами ранее?
- Ребята, что можно сказать о стволе и высоте шиповника? Посмотрите внимательно. (Имеет несколько небольших стволов, по высоте ниже тех деревьев, которые мы рассматривали)
Как мы называем такие растения?
Растения средней высоты, имеющие твёрдые и гибкие стебли, которые начинают ветвиться у самой земли, называют кустарниками. Шиповник, сирень, калина – всё это кустарники.
- Посмотрите, что ещё есть у шиповника? (Плоды)
- Кто, ребята, знает, чем полезны плоды шиповника?
- Зарисуйте веточку шиповника и раскрасьте.
- А кто может показать, как надо собирать ягоды шиповника. (2,3 человека демонстрируют сбор ягод)
- Названные дети срывают листья с кустарника и складывают в коробочку.
5. Подведение итогов экскурсии.
Подошла к концу наша экскурсия.
- Что нового узнали о растениях сквера, об осенних изменениях в природе?
- Что вам понравилось на этой экскурсии? Отметьте у себя в блокнотах.
-Как вы думаете, воздух в нашем сквере чистый или загрязнённый? Где он чище: у дороги (у берёзки, в глубине сквера (у рябины) или в самой дальней части (возле шиповника) (Выдвижение гипотез детьми).
- Все ваши предположения мы проверим в группе.
6. Лабораторная работа.
Может проводиться в этот же день после сна; дети организованы по подгруппам.
o Листья, собранные на разных объектах, промыть в прохладной кипячёной воде (50 – 100 мл).
o Полученный раствор профильтровать с помощью стаканчиков, воронок и фильтров.
o Фильтры просушить.
o По степени запылённости фильтра оценить загрязнение воздуха (высокое, среднее, низкое).
o Зарисовать в дневнике наблюдений результаты.
o Сделать вывод, где воздух загрязнён больше.
o Предположить источники загрязнения и тоже их зарисовать (или наклеить фотографии, картинки).
7. Коллективное составление письма-отчёта в Академию природы.
Из собранных листьев, плодов, веточек ребятам предлагается оформить гербарий или сделать аппликацию.