Ирина Шемерянкина
Конспект экскурсии «Русь изначальная»
▼ Скачать
Цель: Закрепление знаний о традициях русского народного костюма полученных в результате реализации программы мини – музея «Национальные костюмы России».
Задачи:
Образовательные: Закрепить представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности. Способствовать развитию познавательного интереса детей к истории русского народного костюма и, как следствие, к русской народной культуре.
Расширить представление детей о русском народном костюме и традициях русского народа.
Публикация «Конспект экскурсии „Русь изначальная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Развивающие: Развивать интерес к истории нашей Родины, желание узнать новое через посещение музеев. Развивать навык общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные: Воспитывать музейную культуру средствами экскурсионной работы. Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам, культуру поведения в музеях, воспитывать уважительное отношение к культурным традициям нашей страны. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: экспонаты мини – музея «Русский национальный костюм», русские национальные костюмы, интерактивная презентация.
Содержание экскурсии:
Воспитатель:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня вновь получили приглашения посетить мини-музей «Национальные костюмы России».
Ребенок:
Здравствуйте, лебедушки!
Здравствуйте, молодушки!
И ребята – молодцы,
Ох, Веселы удальцы!
Мы приветствуем гостей,
Приглашаем в наш музей!
Воспитатель: На протяжение года наш мини- музей встречал гостей. Мы с вами узнали много нового и интересного о традициях русского национального костюма. И сегодня мы вспомним основные элементы народного костюма.
Ребенок:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские костюмы
Вспомним нашу старину!
Воспитатель:
Кому же сегодня первое слово?
Жюри «оценить» модели готово.
А наше сегодня жюри,
Милые дети, это вы.
Ребенок:
Ой, вы красны девицы,
И добры молодцы!
Слушайте и глядите!
Да не говорите,
Что слыхом не слыхали
И видом не видали!
Воспитатель: Представляем вам первую модель –русский национальный мужской костюм.
(Выходит ребенок в рубахе, портах, и картузе)
Воспитатель: Назовите элементы мужского костюма. (Ответы детей).
Воспитатель: Обратите свое внимание на экспозиции мини –музея и покажите экспонаты на которых можно увидеть элементы одежды, которые нам были только что представлены. Назовите их еще раз.
Ребенок:
Может мысль спесивая,
Но самые красивые девушки
На Руси живут.
Хочет, кто понравиться,
Милого любя
Выходи красавица,
Покажи себя.
Воспитатель: Вашему вниманию предлагаем вторую модель –русский национальный женский костюм.
(Выходит девочка в сарафане, рубахе и кокошнике)
Воспитатель: Назовите элементы женского наряда русской красавицы? (Ответы детей).
Воспитатель: В наше мине музее очень много кукол в традиционных русских сарафанах, я предлагаю вам показать экспонаты которые одеты в наряд похожий на юбку. Как он называется давайте вспомним? (Понева).
Воспитатель: Женский наряд был двух видов –это сарафанный комплекс и поневный комплекс. Назовите элементы поневного комплекса? (Понева, рубаха, передник.)
Воспитатель: Передник по -другому еще называли запон. Что же он из себя представляет? (Ответы детей).
Воспитатель: Обратимся к нашему толковому словарику? (Воспитатель предлагает прочитать пояснение слова в словаре).
Ребенок: (Читает). Девичья одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
Воспитатель: Мы вспомнили элементы русского национального костюма, а помогли нам в этом наши гости и экспонаты мини- музея.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке прошлись мы не спеша,
Мы рассмотрели русскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша!
Физкультминутка:
Воспитатель: Ну а сейчас я приглашаю вас в хоровод.
Пусть закружит нас веселый хоровод
Пусть потешит сам себя народ!
(Звучит русский народный хоровод)
Воспитатель: Я предлагаю вам конкурс на лучшего знатока русского костюма.
Игра –викторина: «Русский –национальный костюм» (Интерактивная презентация).
Воспитатель: Вы все показали свои знания о традициях русского национального костюма, и мы вручаем вам медали: «Знаток традиций русского народа». Нам очень приятно, что вам интересна история нашей страны, не останавливайтесь на этом вас ждет впереди много интересного, нового и прекрасного.
Воспитатель: А у нас в гостях со своей музыкальной программой, группа «Русские традиции». Поприветствуем наших гостей. (Исполнение частушек)
Вася наш бедовый
в голубой рубахе новой
ярка шляпа на боку,
наглядеться не могу
Я парнишка озорной,
я в рубахе расписной,
шляпу до бровей надвину,
хоть пиши с меня картину.
Пойду плясать,
половицы гнуться.
Сарафан короток,
ребята смеются.
Я скажу вам без обмана:
лучше нету сарафана.
Мне сказала тетя Настя:
сарафан приносит счастье
У меня на голове
красненький платочек.
Лапти новые сплела,
юбочка в цветочек
У меня коса большая,
ленточка в ней алая.
Платье шила целый день,
к вечеру устала я.
Воспитатель: Поблагодарим наших гостей аплодисментами!
Молодцы, что светлые звезды, горят.
И под топот подошв и под песенный лад.
Изгибаясь, ходят красиво;
Молодцы выступают на диво.
Русский костюм внешне кажется простым, но история его на так уж и проста. Ребята давайте будем помнить не только историю русского костюма, но и традиции и обычаи народа, русские народные праздники. И относится с уважение к истории нашей страны и нашего народа.