Вера Кузнецова
Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Как найти травушку-муравушку?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как найти травушку-муравушку?
Экскурсия в природу.
Цели:
-познакомить детей с Днем Ивана Купалы, как одной из дат древнего земледельческого календаря, после которого следует собирать лекарственные растения.
-- научить детей различать и правильно называть лекарственные растения и травы, показать их лечебные свойства.
-закрепить понятие и смысл поговорок и народных примет.
-формировать сознание детей о том, что природу необходимо сберечь и сохранить в её первозданном виде.
- собрать и подготовить растения для гербария
Публикация «Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста „Как найти травушку-муравушку?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Подготовительная работа:
рассматривание иллюстраций и картинок с изображением лекарственных растений нашего Края. Чтение произведений детских писателей :И Синявский «Зеленая Аптека»; Н. Сладков «Знахари»; Н. Соколов-Микитов «Лесные картинки»; былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»; заучивание потешек и отгадывание загадок, заучивание чистоговорки «Ты коси моя коса пока на травушке роса», слушание русских народных сказок о животных.
Ход :
Воспитатель сообщает детям, что сегодня мы идем на лесную поляну. По дороге обращаем внимание на растущие вдоль тропинки растения и цветы. Загадываем загадки :
По ковру мы идем,
его никто не ткал,
растет у речки голубой
и желт и синь и ал.? (цветы)
- Ой, послушайте, кто это возле пенечка плачет? Дети видят на пенечке игрушку- медвежонка. Медвежонок порезал об стекло лапку. (Дети должны понять что засорение лесов приносит вред не только растениям но и животным)
-Как помочь медвежонку? В лесу есть растения которые не только радуют нас своим цветением и зелеными листочками но и приносят пользу-могут лечит раны. Отгадайте, о каком растении я сейчас вам расскажу: у него буроватые овальные листочки, цветочки в форме колоска на стрелке. Что это за растение? (Дети называют подорожник)
-Почему он так называется, почему он прекрасно растет у дороги, люди его топчут а он все- равно растет. В чем же секрет? Показываю как нужно прикладывать листик к пораженному месту- помять листик в руках чтобы появился сок и приложить если есть возможность примотать. Дети срывают по листочку пробуют размять, делают вывод, что листочки достаточно крепкие, прочные, «лечат» медвежонку лапку.
- у подорожника есть и другие свойства. Попробуйте приподнять прижатые к земле листочки. Чувствуете, какая влажная и прохладная земля под ними? Таким способом подорожник сохраняет влагу не только для себя, но и для других растений в жаркую погоду. А еще если потереть место укуса комара, то можно избежать зуда и покраснения!
-Ребята, посмотрите вокруг и расскажите, какие еще растения вам знакомы? Дети рассказывают об одуванчике, ромашке (воспитатель обобщает и конкретизирует знания детей об их пользе) Одуванчик улучшает кровообращение и влияет на состав крови, из него делают отвары при заражениях, для улучшения пищеварения, варят из цветов варенье. А ромашка применяется для мытья волос, при болях и коликах в кишечнике пьт отвар. Про ромашку есть загадка : Стоят в поле сестрички-
желтый глазок, белые реснички!
Весной ребята на полянках в лесах появляются первоцветы. Дети вспоминают и называют: мать и мачеха, зверобой, шалфей, чуть позже зацветает Иван-чай. Все эти травы заваривают и пьют от кашля. Дети делятся своими ощущениями от прикосновения к травам
-а вот еще одна загадка: Ах, не трогайте меня-обожгу и без огня!
Конечно ребятам всем знакома крапива. Они наперебой хвалят крапиву: останавливает кровотечения, отваром крапивы ополаскивают волосы, добавляют в чай, и варят вкусный суп! Крапива-кладезь полезных веществ и витаминов!
Воспитатель направляет внимание детей на траву-мураву : «она невысокого росточка, листочки мелкие овальные ярко-зеленого цвета;встретить можно и в городе на газонах и возле рек, и даже возле нашего детсада!. Как только не топчут траву-мураву!И люди и стада овец и коров, а она все равно растет!Она богата витаминами и лечит людей. Эта трава давно знакома людям, о ней и в сказках часто говориться! И в потешках:
Травушка- муравушка со сна поднялась,
Птица синица за зерно взялась,
Зайцы за капустку
Мышки за корочку,
Детки –за молочко!
Дети по ролям декламируют потешку:
«Ты трава ль моя, шелковая! Да кто ж тебя травку притоптал?»
-«Притоптали меня, травинушку, да все детушки, да все малые, во зеленом саду гуляючи, бегаючи, прыгаючи!»
Напомнить детям отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник» : «засвистал Соловей, да по- соловьиному, закричал злодей да по- звериному, Так все травушки –муравушки уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле припадалися…»
В стародавние времена люди придавали большое значение травам, применяли их как лекарство. Люди были неграмотные и наделяли волшебными свойствами разные предмты. Они наблюдали за движением Луны и создали земледельческий календарь, в котором отмечали, что травы собранные и посаженые в определенные дни обладают особенными целебными свойствами. Они могли вылечить, а могли и навредить. С тех пор считается что 7 июля вечером и утром по росе, нужно собирать растения и травы. Этот день в земледельческом календаре называется днем Ивана Купалы
Затем воспитатель предлагает «прикоснуться к травам, присесть на землю отдохнуть и проговаривать слова в скроговорке: Ты коси моя коса, Пока на травушке- муравушке роса!
Продолжаем прогулку и проводим хороводную игру: «Угадай травку» Выбираем водящего считалкой в которой упоминается трава-мурава :
Ходит Ваня по бору,
рвет траву-мураву.
Рвет порвет и в корзиночку кладет.
Этот выйдет-вон пойдет!
Игроки стоят по кругу передают друг другу корзиночку с травами и поют : Травка-муравка во поле росла
травку муравку сама я сорвала
положила в кузовок
закрывай скорей глазок!
По окончании песни тот ребенок у кого в руках осталась корзинка берет с закрытыми глазами траку из корзинки и называет её.
Предложить вместе с детьми сплести веночки из травы и цветов, растущих на лужайке. Отобрать наиболее удавшийся и правильно сплетенный венок и предложить детям поиграть в подвижную игру «Теремок».
Дети Образуют «ворота» ,кидают кому-нибудь из детей на голову венок и проговаривают «Венок-венок, спрячься в теремок!».И тот участник игры который получил венок убегает и прячется, остальные дети идут его искать. Кто первый найдет, тот забирает себе венок и игра продолжается.
В конце прогулки совестно решаем можно ли делить растения на «нужные» и «ненужные», на полезные и вредные, обсуждаем, что случилось бы на Земле если бы исчезли все травы и другие растения. Благодарим Лес за его богатства, прощаемся.