Светлана Кулагина
Конспект экологического занятия в подготовительной группе «Вода — голубое зеркало Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей понимание, что чистая вода – необходимое условие здоровья всей планеты.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Систематизировать знания детей о свойствах
воды и её разнообразии в природе.
2. Закреплять знания детей о необходимости воды для всего живого.
Развивающие:
3. Развивать координацию движений, аккуратность в исследовательской деятельности.
4. Развивать умение самостоятельно высказывать предположения, делать выводы.
Речевые:
5. Обогащать словарь детей словами: пресная, морская, экономить, фильтры и др.
Публикация «Конспект экологического занятия в подготовительной группе „Вода — голубое зеркало Земли“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Воспитательные:
6. Прививать навыки экономного расходования воды в домашних условиях.
7. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, способность получать наслаждение от её красоты.
Материал:
магнитофонные записи звуков воды, «волшебной музыки»;
презентация «Вода планеты Земля»;
кубик-почемучка (вместо точек - капельки, карточки с вопросами;
пиктограммы о свойствах воды, потери воды;
фишки с изображением тучки и рыбки на к. р. ;
атрибуты для опытов с водой;
сигналы потери воды.
Предварительная работа:
знакомство со свойствами воды путём проведения опытов;
ознакомление с круговоротом воды в природе;
знакомство с обитателями водоёмов.
Ход занятия.
I часть.
Звучит “волшебная” музыка. В группе появляется некто.
Воспитатель: Кто Вы?
Некто: А вот догадайтесь, кто я. Сейчас вы услышите звуки. Они для вас не новы, вы их слышите повсюду. Но вот обращаете ли вы на них внимание, сможете ли их узнать? Если сможете, отгадайте, кто я?
Звучит магнитофонная запись звуков, производимых водой.
1. Капает капля.
2. Льется вода из крана.
3. Переливается вода из стакана в стакан.
4. Ручей.
5. Дождь.
6. Водопад.
7. Море.
Дети дают названия каждому звуку.
Воспитатель: Звуки чего вы слышали? (воды). Как вы думаете, кто это?
Если дети не догадываются, воспитатель сообщает, что к ним пришла Царица-Водица.
Царица-Водица: Вы правы. Сейчас вы посмотрите на мои владения. А для этого я вас приглашаю в путешествие. На чём путешествуют по воде? Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель подводит к необходимости постройки корабля.
Ставятся стульчики по порядковым номерам, в форме корабля. Впереди устанавливается ширма, изображающая нос корабля. Детям предлагается занять места согласно розданным билетам. Звучит музыка. На экране возникают слайды с изображениями водных пейзажей Земли (озеро, река и др.).
Демонстрация сопровождается вопросами:
1. Узнали этот вид?
2. Догадались что это?
3. Вы это видели?
4. Вспомнили, что это?
Демонстрация слайдов заканчивается морем.
Царица-Водица: Вот это, ребята, все мои владения.
Царица-Водица предлагает детям поиграть в игру «Море волнуется».
Воспитатель: Молодцы, ребята, а давайте спросим Царицу-Водицу, зачем она к нам пожаловала?
Царица-Водица: Моим водным владениям угрожает опасность. Злой Ветер-Суховей грозится забрать у меня всю воду.
Воспитатель: Что же тогда произойдет с морями, озерами, реками?
Дети: Без воды высохнут водоросли.
Без воды погибнут рыбы, животные и человек.
Воспитатель: Почему при высыхании рек, озер, морей погибнут ближайшие растения, животные и даже человек?
Дети: Потому что вода необходима для всего живого. Без воды не растут растения. Не будет растений и воды, животным не будет пищи. А если, исчезнет вода, высохнут растения, пропадут животные, и человек не сможет жить на Земле.
Воспитатель: Если все погибнет, то, что образуется на этом месте? (пустыня).
Можем мы это допустить?
II часть.
Царица-Водица: Злой Ветер-Суховей может забрать всю воду с помощью невежественных людей: которые ничего не знают о воде, которые загрязняют воду и тратят её зря.
Я принесла волшебный кубик-почемучку и хочу узнать, что вы знаете о воде и бережёте ли её. ( Мини-викторина о воде: бросается кубик, сколько капелек выпадет на кубике, под таким числом поднимается карточка с вопросом).
Вопросы:
1. Почему вода в реке не кончается?
2. Почему погибнут рыбы в воде, если не будет водорослей?
3. Почему нельзя бросать мусор в реку?
4. Почему зимой идет снег, а летом - дождь?
5. Почему, когда тает снег, образуется вода?
6. Почему вода испаряется?
III часть.
Царица-Водица: Вы показали много знаний о воде, а знаете ли вы свойства воды?
На столе лежат карточки-модели, изображающие свойства воды. Дети подходят к столам, берут каждый по карточке и называют свойство, изображенное, на ней.
Царица-Водица: А сейчас внимание! Игра “Вода – не вода”.
В руках у детей фишки с изображением тучки и рыбки. Называется слово, означающее воду - поднимается фишка с тучкой. Называется слово, близко относящееся к воде - поднимается фишка с рыбкой. А когда называется слово, не относящееся к воде - фишки не поднимаются.
Например: вода – радуга, море, сосулька и др.
имеет отношение к воде – корабль, рыба, стакан и др.
не имеет отношения к воде - пустыня, горы, почва и др.
IV часть.
Царица-Водица: Много ли воды нужно человеку и для чего?
Всякая вода подходит человеку? (солёная не подходит).
А ведь большая её часть на Земле составляет солёная морская вода. Если представить, что вся вода планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная – занимает лишь пол - стакана (продемонстрировать). Поэтому она очень ценна, и ее нужно беречь.
Царица-Водица: показывает в литровой банке воду: Вот такую воду вы берете у природы. Какая она? (чистая). А какую воду вы возвращаете природе?
На глазах детей имитируется процесс загрязнения воды, происходящий в домашнем хозяйстве.
Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать об этой воде? Мнения детей.
Царица-Водица: Вот такую грязную воду вы возвращаете природе. Таким образом, вы невольно помогаете Ветру-Суховею. А чтобы этого не произошло нужно возвращать воду природе чистой. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? Как очистить воду? Предложения детей. Поэтому люди и придумали сложные приспособления для очистки воды – фильтры. Давайте посмотрим, как это происходит.
Проводится опыт с фильтром. Дети активно участвуют в исследовании.
Царица-Водица: Вода, которую нам дарит природа, очень дорогая. Поэтому нужно ее расходовать экономно. Давайте подумаем, где мы теряем воду?
Детские предположения. По необходимости показываются пиктограммы с изображением ситуаций потери воды.
Царица-Водица: Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить пресную чистую воду на Земле? (нужно следить за тем, чтобы вода не вытекала напрасно).
Родник иссяк,
Ручей ослаб,
Вода из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду люди зря.
А то пройдёт немного лет
И нет водицы, нет, нет, нет.
Воспитатель: А для этого Царица-Водица принесла нам предупредительные сигналы. Мы их повесим в тех местах, где может быть потеря воды. Давайте начнем с нашей группы. Где мы можем повесить эти сигналы?
Дети вешают сигналы в нужных местах – на кранах, в туалете на бачке… и договариваются беречь и экономить воду. Царица-Водица благодарит детей за помощь и прощается.
Воспитатель: Кулагина С. В.