Людмила Леонова
Конспект экологического занятия по теме: «Вода в природе».
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Дать понятие детям о том, что вода — это жидкость; Обратить внимание на значение воды в нашей жизни.
ЗАДАЧИ: Закрепить знания детей о существовании воды в различном состоянии в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность, усидчивость, развитие творческого воображения
СЛОВАРНАЯ РАБОТА : ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, капель. Учить отвечать на вопрос полным ответом.
Публикация «Конспект экологического занятия по теме: „Вода в природе“,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение рассказов, сказок познавательного характера; наблюдение в природе (превращение снега в воду и др.); беседы на тему: «Кому нужна вода?», «Кто живет в воде?».
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, горячая вода, стеклышки, белый лист бумаги, салфетки, символы, обозначающие состояние воды, коронки Капельки. Альбом с иллюстрациями «Времена года», гуашь, кисти, ножницы, белая бумага, клей.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети играют в игровой, звучит мелодия (звуки дождя, шум прибоя ….)
Воспитатель приглашает на занятие.
-- Ребята, нравится ли вам мелодия, которая сейчас звучит? Что вам хочется делать под звуки этой мелодии? (Ответы детей - плескаться, купаться, стирать и т д). А кто поможет вам в этом? Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на занятии? Отгадайте загадку:
«Она и в озере, она и в лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.» Что это? (вода)
- Где можно встретить воду? (ответы детей)
- Зачем нам нужна вода?
Кому еще нужна вода? (ответы детей)
-Что же такое вода? (Ответы детей)
Сегодня мы узнаем о воде много интересного.
Воспитатель: Кто это плачет в умывальнике? (Выходит маленькая Капелька.)
- Здравствуйте, ребята, я Капелька. Я вместе со своими сестричками умывала деток, мыла им ручки, и вдруг один из мальчиков стряхнул меня неаккуратно на пол, я больно ударилась, да еще и сестричек своих потеряла.
Воспитатель: Ребята, давайте развеселим Капельку, поиграем с ней в игру, а потом поможем Капельке найти сестричек!
Пальчиковая игра «Дождик» :
«Дождик капнул на ладошку — (правой рукой касаемся левой)
На цветы - (круговые движения правой рукой)
И на дорожку — (обе руки перед собой)
Льется, льется — ой! -ой!-ой! - (покачивание головой)
Побежали мы домой! (бег на месте)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, где мы можем сестричек Капельки найти? (В окружающем мире)
Воспитатель: Я приглашаю вас всех в путешествие по Временам года) (Открывается альбом с рисунками разных времен года)
- Ребята, вспомним, сколько времен года существует в природе?
Кто из вас их назовет?
А какое сейчас время года?
Почему вы так думаете?
(Дети рассказывают о признаках текущего времени года)
ЗИМА.
«Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.» (зима)
-Вспомним, какое небо зимой? (часто серое)
Почему?
«Что за звездочки сквозные на пальто и на руке,
все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке?»
--Что падает с неба? (Снежинки)
-Какие изменения происходят с водой зимой? (замерзает)
(Сообщение о том, что воздух становится очень холодным и маленькие дождинки, весело танцуя, превращаются в снежинки.)
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ:
- В морозные зимние ночи, когда температура воздуха падает ниже точки замерзания воды (0°C, капельки воды, испаряющиеся с поверхности почвы, травы и деревьев или снежного покрова, превращаются в крохотные, по большей части игольчатые, кристаллики льда, и землю окутывает серебристо-сверкающее покрывало, которое ложится и на кустарники, и на ветви деревьев, и на электропровода. Иногда кристаллики инея так густо покрывают ветки, что те обламываются под их тяжестью.
Вывод: Иней - тоже вода!
Воспитатель: Ребята, какое время года было перед зимой? (Осень)
ОСЕНЬ.
Воспитатель: Почему так часто осенью идут дожди?
Что такое дождь?
Зачем в дождевую погоду необходим зонтик?
Почему небо серое?
Где солнышко? (За тучами).
Воспитатель - На что похожи тучи? (чтение стихов о слоне и верблюде)
ВИДЕЛ САМ
Я сегодня видел сам:
Слон летел по небесам!
Фиолетовою тушей
Не в тропических лесах.
А у нас, над нашей сушей
Слон слонялся в небесах!
В синеве он важно плыл,
Даже солнце заслонил.
И опять свершилось чудо:
Превратился он в верблюда.
Я все это видел сам.
Плыл верблюд по небесам!
Не на юге, не в пустыне, А у нас-в небесной сини! (В. Лифшиц).
Воспитатель: Давайте расскажем капельке, какие бывают облака, для этого у нас есть большое облако, наклеенное на большой белый лист бумаги (небо). Вырезайте облака, похожие на те, которые вы наблюдали в природе и наклеивайте на небо, а я познакомлю вас со стихотворением Сырова
ОБЛАКА
Облака, облака, освещенные бока!
Вы как чудо. Вы откуда?
Из какого уголка?
Мы на море, на просторе теплой ночью родились
Там туманом утром рано
Поднялись и понеслись!
Мы летели и глядели: сколько в мире красоты!
И домами, и садами
Любовались с высоты.
На деревни, на деревья, на поля мы упадем.
Крупным, чистым, серебристым всех обрадуем дождем!
В. Сыров.
Воспитатель: Что-то мы засиделись на месте. Давайте поиграем.
Игра «Капелька» :
Ребята, какими словами расскажем о том, какая наша Капелька. (Капелька --гостья становится в круг, дети называют слова-признаки: Теплая, веселая, холодная, большая, хрустальная, кругленькая, прозрачная, маленькая, чистая и т. п.)
Воспитатель: Ребята, когда собирается так много капелек, что происходит в природе? Отгадайте загадку!
(Загадка) : «Шумлю я в поле и в саду, а в дом не попаду.
И никуда ты не идешь, покуда я иду»(ДОЖДЬ)
Правильно! - Дождик-это очень много капелек, которые срываются с огромной тучи.
ВЕСНА
(Звучит мелодия весенней капели).
Воспитатель:
- Когда в природе мы слышали такие звуки? (капает вода с крыш)
- Откуда она там взялась? (Весной днем с крыш капают капели. Это тают на солнце длинные сосульки).
- Почему весной тает лед и снег? (становится теплее, пригревает солнышко, и помогают в этом маленькие солнечные лучи, из снега и льда образуются ручейки, они текут в большие реки, реки-в океаны. (На доске - Символы, обозначающие состояние воды в природе). Капельки падают в ручей, с ручьем бегут в море, затем — в океан).
Воспитатель: А давайте проведем опыт!
Опыт 1. осмотрим, что происходит с водой : (берем стаканчики и выливаем воду в миску). Что мы сейчас сделали с водичкой? (вылили)
Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой.
ЛЕТО.
Воспитатель: Посмотрите иллюстрации природы летом : купание детей в море.
- Почему летом так хорошо купаться в море (вода теплая)
-Что происходит с водой (нагревается пол солнцем)
-Почему тело после купания быстро высыхает? (водичка превращается в пар. Невидимые мелкие капельки поднимаются высоко в небо).
-Что образуется в небе? (Капелька поднимается вверх, в небо, образуется тучка из многих капелек)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «КАПЕЛЬКИ И ТУЧКА».
На полу разложены круги (из бумаги) на один меньше, чем детей. Это облака и тучи. Все дети «капельки». Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую «тучу». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. (2 -3 раза)
Воспитатель: А кто из вас рано утром любит просыпаться?
- Что вы замечали на растениях и земле? (капельки воды, -это роса) .
Воспитатель: Давайте проведем еще один опыт!
Опыт 2. Сейчас мы понаблюдаем, как вода становится паром и росой. (опыт с горячей водой, стеклышком).
Воспитатель: Ребята, Капельке очень понравилось у нас. Она стала весёлой. Поняла, что очень нам нужна. А теперь давайте поможем ей вернуться к тучке-маме. Для этого мы нарисуем солнышко. Оно пригреет, Капелька станет лёгкой и поднимется к маме на тучку. (Рисование солнышка гуашью)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, для того, что бы рисовать гуашью нужна что? (Вода). А пока вы рисуете, я прочитаю вам стихотворение.
(В это время Капелька исчезает.)
Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться
И здоровыми не быть.
Утром только лишь проснешься -
Сразу личико умой.
Будешь чистым и красивым,
Подружись скорей с водой.
Что же это за водица?
Кто ответит на вопрос?
О водичке все мы знаем
И утрем любому нос:
Это дождик и сосулька,
Белый снег и гладкий лед,
Ручеек и речка: Каждый
Пусть запомнит и поймет.
Воспитатель: О чем сегодня мы с вами говорили? Что нового узнали? Какое задание было самое интересное?
Выводы: Воду мы можем встретит в природе везде. Без воды жизнь невозможна.