Анастасия Аксенова
Конспект выступления «Психология детской личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Быть родителем — это обязанность, которая совсем не является простой. Иногда, воспитывая малыша, взрослые люди совершают ряд ошибок. К сожалению, они не всегда проходят бесследно — ребенок может приобрести нежелательные привычки поведения или его психика может пострадать от стрессов и травм. Когда родители воспитывают детей или ожидают появление ребенка на свет, им полезно узнать основные особенности психики ребенка и правила воспитания.
Так почему же мы сегодня будем говорить о детской психологии…
Публикация «Конспект выступления „Психология детской личности“» размещена в разделах
Детская психология содержит много информации, которая позволяет взрослым научиться быть более терпеливыми и понимающими. Знания помогают родителям лучше понимать потребности детей, находить пути для общения с ребенком, исходя из его темперамента.
Воспитание в семье не застраховано от появления проблем. Они могут касаться возрастных изменений детей, их общения в коллективе, адаптации, индивидуальных особенностей и непонимания в отношениях между членами семьи.
Однако, несмотря на сложности, которые могут возникнуть у родителей во время воспитания, если они будут соблюдать основные правила детской психологии, им удастся не только избавиться от тревожности и помочь ребенку чувствовать себя счастливым, но также качественно решать проблемы взаимодействия с ним.
И так, раз мы заговорили о возрастных изменениях, то давайте посмотрим слайды, на которых описаны основные особенности детей дошкольного возраста, что бы вы понимали, когда ребенок превращается из беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.
Если понаблюдать за ребенком, то можно увидеть стадии изменений.
• К 1 году ребёнок использует от 7 до 14 слов, может сосредоточено занимается одним делом до 10 минут и больше, усваивает смысл слова «нельзя», ходит или начинает ходить (± 2 месяца).
• К 1,5 годам словарный запас ребёнка составляет 30 – 40 слов, он хорошо ходит, кушает и узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая обращённую к нему речь. Основные вопросы ребё нка: что? кто?
• К 2 годам словарный запас – 200 – 300 слов, основные вопросы ребё нка: что это? кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о «хорошем» умственном развитии ребёнка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
• К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 500-1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда?
В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту.
• К 3 годам появляется вопрос вопросов – Почему? Ребёнок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочинённые и даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления.
Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.
• К 3.5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже – со сверстниками.
У ребенка ярко проявляются эмоции: отрицание, обиды, радости, печали, доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию. Он начинает переживать кризис 3лет, пережив который он поднимается на новую ступеньку своего развития.
• 3 – 4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», нарциссизм – восхваляет себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры).
• К 4 годам способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению. Основной вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40 – 50 минут.
• К 4,5 годам способен ставить цель и планировать её достижение. Начинает фантазировать. Задаё т вопрос: зачем?
• К 5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела.
• С 5,5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.
• 5-6 лет гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям – критический возраст для формирования способности любить другого человека
Вам представлена краткая характеристика того, что происходит в каждом возрасте, но хочу заметить, что это возникает не без присутствия родителей, только благодаря подражанию за старшими у ребенка формируется представление о том или ином виде деятельности, словах.
Зная стадии развития родители часто задаются вопросом почему дети такие разные? Одни бойкие и активные, другие — тихие и застенчивые. Одни с удовольствием идут в детский сад, играют со сверстниками, другие — плачут и с трудом привыкают к детскому коллективу. Ответить на этот вопрос не так просто. То, каким будет ребенок, зависит от врожденных особенностей — темперамента, типа нервной системы, физического здоровья, от условий жизни, от того, каких принципов воспитания придерживаются родители.
Какие-то особенности зависят от возраста детей — например, в 3 года многие дети становятся особенно упрямыми и капризными, в 4—5 лет активно развивается воображение, и дети становятся фантазерами. Иногда следует просто запастись терпением и спокойно принимать происходящее с ребенком. Однако некоторые особенности поведения напрямую определяются воспитанием в семье, и в этом случае важно хорошо представлять себе, как ваши методы воспитания, атмосфера в семье могут сказаться на ребенке.