Нина Купрейчик
Конспект воспитательно-игровой ситуации для детей старшей группы «Опытно-экспериментальная деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения.
2. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект воспитательно-игровой ситуации для детей старшей группы „Опытно-экспериментальная деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.
Оборудование:
Воздушные шары, полоски бумаги, вертушка, кораблик с парусом, ёмкость с холодной и горячей водой, трубочки, пакеты, мяч, пластмассовая бутылка, апельсиновая корка, долька чеснока.
Ход занятия:
(Группа оборудована в научную лабораторию для проведения опытов с воздухом.)
Воспитатель : Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем мы занимались в течение года?
Дети: Экспериментировали, проводили различные опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитом, с растениями, делали открытия, выводы, узнавали что-то новое.
Воспитатель : А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?
Дети: Да!
Воспитатель : Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Распределитесь, кто где будет работать и займите свои места.
(дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, начинают проводить опыты с воздухом).
Воспитатель : Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику)
Воспитатель : Слушаю вас.
Ребё нок: Воздух невидим, но его можно обнаружить:
- надуть воздушный шарик (показ)
- подуть на полоску бумаги (показ)
-подуть на парус кораблика (сильно или слабо)
Воспитатель : Хорошо, вы доказали нам, что воздух невидим. Спасибо вам! (подхожу к другому столику). Слушаем ваши открытия.
Ребё нок: Воздух есть внутри людей и это можно доказать!
- возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ, посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.
Воспитатель : Откуда он взялся?
Ребё нок: Он находился внутри нас!
Ребё нок: Воздух находится и вокруг нас, его можно поймать (показ)
Ребё нок: Воздух бесцветный, но его можно почувствовать.
Воспитатель : Как?
Ребё нок: Если сжимать пакет руками, то мы почувствуем, что воздух упругий (показ). Можно определить упругость воздуха с помощью мяча (показ).
Воспитатель : Спасибо, вы доказали, что воздух бесцветный, находится внутри и вокруг нас (подхожу к третьему столу).
Воспитатель : Что ещё о воздухе вы можете рассказать?
Дети: Можно опустить бумагу в воду и не намочить её.
Воспитатель : Докажите.
Дети: Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевернуть горлышком вниз и резко опустить в воду (показ). Потрогайте бумагу.
Воспитатель : Она сухая, а почему?
Дети: Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу.
Дети: А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите?
Воспитатель : Шарик надулся, а почему?
Дети: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?
Воспитатель : Шарик сдулся, почему?
Дети: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.
Воспитатель : Ребята, вы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Ребята: А я вам докажу, что у воздуха нет запаха! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах?
Воспитатель : Нет.
Дети: Возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет?
Воспитатель : Апельсином.
Дети: А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет?
Воспитатель : Чесноком.
Дети: Запах передаётся по воздуху.
Воспитатель : Спасибо. Это свойство воздуха тоже доказано.
И так подведём итог.
*Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.
*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.
*Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а пианино коричневого, а у воздуха цвета нет.
*воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.
*При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Воспитатель :
Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.