Ольга Ткаченко
Конспект «Волшебная вода» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 32 города Кропоткин
муниципальное образование Кавказский район
Краснодарский край
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«Золушка»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
(Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование)
Публикация «Конспект „Волшебная вода“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
НА ТЕМУ: «Волшебная вода»
Разработала
воспитатель
МАДОУ ЦРР – детского сада № 32
Ткаченко О. В.
Конспект организованной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе «Золушка»
общеобразовательной направленности
образовательная область «Познавательное развитие»
(Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование)
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности: организованная образовательная.
Возрастная группа : подготовительная к школе группа.
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (Познавательно – исследовательская деятельность).
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».
Цель:
• совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, о наличии элементарных причинно-следственных связей;
• развивать познавательную активность дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности по изучению разнообразных свойствах воды.
Программные задачи:
Образовательные –
1) закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах (прозрачная, без запаха, имеет вес, текучая, растворитель);
2) продолжать расширять знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в лед, в снег (превращение ее в твердое состояние) и наоборот (превращение из твёрдого в жидкое состояние);
3) дать элементарное представление о превращении воды в пар (ее переходе в газообразное состояние);
4) закрепить знания о значении воды в жизни живых существ и человека;
5) обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года;
6) учить наблюдать простейшие связи круговорота в природе.
Развивающие:
1) продолжать развивать связную речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы;
2) развивать умение организовать эксперимент и получить результат;
3) развивать познавательский интерес умение задавать и отвечать на вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи в явлениях природы;
4) учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов;
5) формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей.
Воспитательные –
1) воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща;
2) прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей воды;
3) воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга;
4) подводить к пониманию хрупкой красоты водоёмов края, формировать бережное отношение к использованию водных ресурсов.
Словарная работа:
обогащение – учёный, лаборатория, эксперимент, парообразные вещества; твёрдое состояние, твёрдое вещество; состояние воды;
активизация - модель, глобус, ёмкость, круговорот воды, тающий, свойства, прозрачная посуда, сосуд.
Демонстрационный материал: презентация «Вода», глобус, условные обозначения свойств воды, тексты загадок, карта Российской Федерации,
ноутбук, телевизор, флэшка с презентаций «Вода нужна всем», «Круговорот воды в природе», плакаты «Погодные явления», карточки «Условные обозначения «Свойства воды».
Раздаточный материал:
халаты или фартуки, салфетки, рулон бумажных полотенец, ветошь.
Опыт 1. Вода прозрачная и бесцветная
Материалы: пластиковый стакан с молоком, пластиковый стакан с водой, две ложки, пластиковая тарелка или поднос.
Опыт № 2. «Окрашивание воды».
Материалы: пластиковые стаканы с водой (холодной и тёплой, краска, палочки для размешивания.
Опыт 3. «Какой формы вода?»
Материалы: прозрачная посуда - кувшин, стакан, вазы, бутылка с водой.
Опыт 4. «Фильтрация воды»
Материалы: салфетки, марля или вату, бумажное полотенце, воронка, мерная кружка среднего размера, бутылка с грязной водой, поднос.
Опыт № 5. «Пар - это тоже вода (С кипятком)».
Материалы: кружка с кипятком, стекло или зеркало.
Опыт № 6. «Откуда берётся вода?».
Материалы: ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.
Опыт № 7. «Пар – тоже вода (У окна)»
Материалы: салфетки.
Опыт № 8. «Ходит капелька по кругу» (завершение опыта)
Материалы: две банки с водой с широким горлышком - пустая, а с узким горлышком с остатками воды.
Опыт № 9. «Три состояния воды»
Материалы: формочки со льдом, подносы, салфетки.
Опыт № 10. «Тающий лёд».
Материалы: тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.
Опыт № 11. «Свойства льда. Замёрзшая вода или лёд – твёрдая вода».
Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
Опыт № 12. «Прозрачность льда».
Материалы: формочки для воды с замёрзшими в нём мелкими предметами.
Предварительная работа:
Беседы «Для чего необходимо очищать воду», «Кому вода необходима для жизни?».
Загадывание загадок о воде, водных ресурсах, о снеге, дожде.
Опыты на выявление свойств воды, о её значимости для роста растений
Проблемные ситуации «Если на планете исчезнет вода…», «Если использованную воду не очищать, что произойдёт?».
Разработать правила поведения при проведении опытов.
Рассматривание иллюстраций с изображением рек, озёр, морей, океанов.
Чтение рассказов, сказок о воде; беседы о воде, о фильтрах для очистки воды.
Ход образовательной деятельности.
- Ребята, возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз занятия.
Приветствие.
С голубого ручейка,
Начинается река.
А занятие начинается – с улыбки.
Коммуникативная игра «Доброе утро!».
(Дети встают в круг).
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро! (правые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки)
Доброе утро! (левые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки)
Солнцу и птицам, (поднимают руки вверх, тянутся)
Доброе утро! (машут правой рукой)
Улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро.
Длится до вечера.
- Отгадайте загадку:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать? (Вода)
- Верно. Догадались, о чем пойдет сегодня разговор?
(О воде).
- Правильно. Мы с вами поговорим о воде. Скажите, что это?
(Это глобус. Это макет планеты Земля).
- Правильно. Глобус - это макет нашей планеты Земля.
- В какие цвета окрашен глобус?
(Голубой, коричневый, зеленый цвет. Вода голубого цвета).
- Молодцы, правильно вы назвали.
- А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Воспитатель с силой прокручивает глобус).
(Наша планета окрасится голубым цветом, потому - что воды на земле очень много).
-О том, где можно встретить воду на земле, нам расскажет Максим.
Стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наестся, не напиться.
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить.
- Ребята, как вы думаете, кому нужна вода?
(Людям, растениям, животным).
Презентация «Кому нужна вода»
- Правильно, вода нужна всему живому : и растениям, и животным, и птицам, и человеку. (Слайд 1)
- Зачем вода растениям? (Слайд 2)
(Без вода растения не растут)
- Зачем вода животным и птицам? (Слайд 3)
(Без воды животные и птицы могут погибнуть)
- Для чего вода нужна человеку? (Слайд 4)
(Для того, чтобы пить, готовить еду, делать влажную уборку, мыть руки, купаться, стирать)
- Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается. А почему?
(Потому - что существует круговорот воды в природе)
- Ребята, что такое круговорот воды в природе?
(Это, когда солнце сушит мокрую землю, влага поднимается в небо и превращается в облака и тучи, потом идёт дождь)
- Верно. Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
- На первый взгляд, кажется, что воды много и всем хватит и людям, и животным, и растениям. Ведь всему живому нужна вода. Но не всякая вода может пригодиться. Потому – что сами люди загрязняют окружающую среду. (Слайд 5, 6)
- А какую воду используем мы?
(Чистую)
- Где мы ее берем?
(В кране).
- Откуда берётся вода в кране?
(Из водопровода, из очистных бассейнов)
- Правильно. Очистить воду сложно. Ученые в лаборатории проводят опыты с водой, очищают, чтоб мы могли использовать чистую воду.
- Кто такие ученые?
(Учёные - это люди, которые долго учатся в университетах. Они много знают. Это умные люди, которые проводят опыты, исследования и узнают что-то новое).
- Да. Учёные являются экспериментаторами, исследователями. Свои работы они проводят в лабораториях. А что такое лаборатория?
(Лаборатория - это место, где ученые проводят свои опыты. Там разные приборы, химические вещества. Учёные работают в халатах или скафандрах. Им помогают машины – роботы).
- А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести опыты с водой и очистить ее?
(Да).
«Лаборатория Воды»
- Отправляемся в «Лабораторию Воды».
- Для этого нам нужно надеть специальную одежду, как у настоящих ученых, это белые халаты.
(Воспитатели и дети надевают халаты или фартуки)
(Дети подходят к заранее приготовленным столам с необходимым для опытов оборудованием).
- Уважаемые младшие сотрудники, исследователи – лаборанты, назовите правила поведения в лаборатории.
(Работать аккуратно со стеклянными предметами, не бегать, не кричать, не мешать другим ребятам. Не брать растворы без разрешения взрослого. Если что – то прольётся чётко об этом сообщить).
Опыт 1. Вода прозрачная и бесцветная
Цель: формирование представлений детей о свойстве воды: что вода прозрачная.
Материал: пластиковый стакан с молоком, пластиковый стакан с водой, две ложки, ластиковая тарелка или поднос.
- Здесь на столе сколько стаканов? (Два)
- Как вы думаете, что в первом стакане? (Молоко)
- А во втором стакане? (Вода)
- Дети, возьмите ложку в первый стакан. Ложку видно или нет?
(Ложку не видно)
-А теперь опустите другую ложку во второй стакан. Что мы видим, когда опускаем в воду ложку?
(Ложка видна)
- Ответьте, молоко имеет цвет?
(Да. Молоко белого цвета)
- А какого цвета чистая вода?
(Она бесцветная, прозрачная)
- По результатом второго опыта какой мы сделаем вывод?
(Вода прозрачная и бесцветная)
Опыт № 2. «Окрашивание воды».
Цель: формирование представлений детей о свойстве воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: пластиковые стаканы с водой (холодной и тёплой, краска, палочки для размешивания.
- Дети, как можно окрасить воду?
(Добавить краску, акварель или гуашь).
- Предлагаю окрасить воду. На красном подносе стоят стаканчики с тёплой водой, а на голубом – с холодной. Вначале растворяем в холодной, а затем в тёплой воде. Вам помогут кисточки.
- В каком стаканчике краска быстрее растворится?
(В стакане с тёплой водой).
- Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Цвет окрашенной воды будет более ярким).
- Какого цвета стала вода?
(Красная, синяя, жёлтая, красная).
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску?
(Вода легко окрашивается в любой цвет).
(Цвет воды зависит от того, какого цвета краску и сколько краски добавили в воду).
Опыт 3. «Какой формы вода?»
Цель: формирование представлений детей о свойстве воды: вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в котором она находится.
Материалы: прозрачная посуда - кувшин, стакан, вазы, бутылка с водой.
- Что можно сказать о форме воды в ваших стаканах?
- Может быть, это разная вода : эта имеет форму цилиндра, а эта - форму полушария (показывает на разные сосуды на столах детей)
- А в кране вода в виде змейки?
- Что будет с водой, если ее вылить из стакана на стол, она останется такой же формы?
(Она растечется).
- А если ее перелить в сосуд другой формы?
(Форма изменится).
- Имеет ли вода постоянную форму, как, например, мяч или вот этот стол?
(Нет).
Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму сосуда.
Опыт 4. «Фильтрация воды»
Цель: дать знания о том, что воду очищают способом фильтрации, что, если пропустить воду через фильтр, она очистится от грязи.
Материалы: салфетки, марля или вату, бумажное полотенце, воронка, мерная кружка среднего размера, бутылка с грязной водой, поднос.
- Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.
Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
- Надо очень осторожно лить грязную воду в баночку с фильтром.
- Что мы видим?
(Вода течёт чистая, течёт медленно, вода очищается).
- Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите, что произошло с фильтром?
(Грязь остаётся на фильтре - салфетке, вате).
- Посмотрите на воду. Какая она стала?
(Вода стала чистая, прозрачная).
- Так куда же делась грязь?
(Вся грязь осталась на фильтре).
- Уважаемые юные исследователи – лаборанты, какой вывод мы можем сделать?
(Если пропустить воду через фильтр, она очистится от грязи).
Вывод: воду очищают способом фильтрации, что, если пропустить воду через фильтр, она очистится от грязи.
Опыт № 5. «Пар - это тоже вода (С кипятком)».
Цель: дать элементарное представление о превращении воды в пар - ее переходе в газообразное состояние.
Материалы: кружка с кипятком, стекло или зеркало.
Опыт проводит воспитатель.
- Я беру осторожно кружку с кипятком. Дети, вы видите пар?
- Помещаю над паром стекло. Что на стекле образуется?
(На нём образуются капельки воды).
Вывод: вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.
Опыт № 6. «Откуда берётся вода?».
Цель: ознакомление детей с процессом конденсации.
Материалы: ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.
- Посмотрите, я накрываю ёмкость с водой холодной крышкой. Давайте посчитаем до 20.
- Посмотрите на внутреннюю сторону крышки, потрогайте её рукой.
- Откуда здесь вода появилась?
(Это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке).
- Давайте повторим опыт, но с тёплой крышкой.
(На тёплой крышке воды нет).
Вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Опыт № 7. «Пар – тоже вода (У окна)»
Цель: формирование представлений детей о том, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды.
Материалы: салфетки.
-Потрогайте оконное стекло. Какое оно тёплое или холодное?
(Оно холодное)
- Подышите на стекло в одну точку.
- Как вы думаете, почему стекло запотевает?
(Потому что воздух остывает на стекле).
- А теперь ещё подышите. Что получается?
(Образуется из пара вода, капельки воды, Они стекают вниз)
Вывод: пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.
Опыт № 8. «Ходит капелька по кругу» (завершение опыта)
Цель: формирование представлений детей о круговороте воды в природе.
Материалы: две банки с водой с широким горлышком - пустая, а с узким горлышком с остатками воды.
- Мы с вами три дня назад ставили две емкости с водой – большую и маленькую на подоконник. Мы с вами что хотели узнать?
(Из какой емкости вода исчезнет быстрее).
- Изменились ли количество воды в этих банках?
(Да, в большой банке воды стало меньше, а в маленькой её совсем нет)
- Что с водой могло случиться?
(Вода испарилась).
- Верно, вода испарилась. Вода нагрелась, превратилась в пар. Вместе с тёплым воздухом вышла при проветривании за окно.
- Капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; питают растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда - то пришли на землю в виде дождя.
Опыт № 9. «Три состояния воды»
Цель: обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды.
Материалы: формочки со льдом, подносы, салфетки.
- Итак, уважаемые младшие научные сотрудники нашей лаборатории, что мы знаем о воде?
- Вода, какая?
(Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса).
- Если перелить воду в формочки и поставить в холодильник? Что станет с водой?
(Вода замёрзнет, превратится в лёд).
- Почему?
-В холодильнике очень холодно.
- Какое это состояние воды?
(Твердое).
- Посмотрите, мы вчера вечером с Лерой и Дашей налили воду в формочки и отнесли в холодильник. А теперь что в формочках?
(Лёд)
- Если подержим в ладонях, что станет со льдом?
(Он будет таять).
- Почему?
(Потому - что ладошки теплые).
- Если лёд тает, то - это какое состояние воды?
(Жидкое).
- А какое еще бывает состояние воды?
(Пар, парообразное).
Вывод: итак, вода имеет три состояния : жидкое, твердое, парообразное.
Опыт № 10. «Тающий лёд».
Цель: продолжать расширять знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в лед, в снег (превращение ее в твердое состояние) и наоборот (превращение из твёрдого в жидкое состояние).
Материалы: тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.
- Предлагаю отгадать, где быстрее растает лёд - в миске с холодной водой или в миске с горячей водой.
(Раскладывает лёд, и дети наблюдают за происходящими изменениями).
Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.
Вывод: В миске с горячей водой льдинка растаяла быстрее.
Опыт № 11. «Свойства льда. Замёрзшая вода или лёд – твёрдая вода».
Цель: расширять знания о свойствах льда – твёрдое вещество, сохраняет форму, плавает.
Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
Содержание опыта: Перед детьми - миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. (Вода меняет форму, потому что она жидкость).
Рассматривают кусочки льда.
- Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду?
Дети пробуют это сделать.
- Какой формы лёд?
- Лёд сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом.
- Как вы думаете, плавает ли лёд?
(Воспитатель кладёт кусок льда в миску, и дети наблюдают).
- Какая часть льда плавает? (Верхняя).
- В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
Опыт № 12. «Прозрачность льда».
Цель: расширять знания о свойствах льда – лёд – это прозрачное твёрдое вещество.
Материалы: формочки для воды с замёрзшими в нём мелкими предметами.
- Вчера мы с детьми залили водой в прозрачной ёмкости мелкие предметы.
- Вы их видите?
(Они внутри льда)
- А почему нам их видно?
(Потому что лёд чистый и прозрачный).
Вывод: Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.
- Уважаемые лаборанты – исследователи, младшие научные сотрудники, наша с вами рабочая смена в «Лаборатории Воды» заканчивается.
- Что вы сегодня вечером расскажете дома, где вы побывали?
- Что нового узнали? Что научились делать?
- Итак, по результатам исследований надо расставить условные обозначения и пояснить их значение.
Работа с карточками «Условные обозначения «Свойства воды».
Дети кратко объясняют свойства воды:
• не имеет формы
• не имеет цвета
• не имеет вкуса
• не имеет запаха
• вода быстрее испаряется из посуды с широким горлышком
• воду можно окрасить, чем больше краски, тем насыщеннее цвет
• если пропустить воду через фильтр, она очистится от грязи
• вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду
• лёд может плавать, он прозрачный
• в тёплой воде тает лёд быстрее
• вода имеет три состояния : жидкое, твердое, парообразное
• вода совершает круговорот в природе
• воду надо экономить и беречь
- Сегодня научными опытами мы доказали эти свойства воды.
- Теперь в нашей «Лаборатории Воды» необходимо навести порядок. А затем идём гулять.
(дети производят уборку)