Виктория Морева
Конспект занятия «Вода — наше богатство»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «ВОДА – НАШЕ БОГАТСТВО».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФНР.
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Подбор слов-действий к существительному и согласование его в роде, числе, падеже.
2. Подбор слов-определений к существительному, согласование прилагательного и существительного в роде, числе, падеже.
3. Подбор родственных слов к словам «ВОДА».
4. Образование наречий от прилагательных в сравнительной степени.
5. Образование приставочных глаголов. Согласование их в роде, числе и падеже с существительным.
Публикация «Конспект занятия „Вода — наше богатство“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
6. Развитие пространственной ориентации и координации движений в совокупности с речью.
7. Развитие правильного темпа речи, ритма дыхания, речевого слуха и памяти.
8. Развитие общей и мелкой моторики руки.
9. Развитие зрительного анализатора и воображения.
10. Продолжать учить выражать свое отношение к происходящему.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:
1. Прививать любовь к живой и неживой природе, своей Родине.
2. Воспитывать бережное отношение к такому народному богатству как вода.
3. Обогащение активного и пассивного словаря по заданной теме.
ОБОРУДОВАНИЕ: прозрачные пустые емкости, пипетка, песок, лопатка, сюжетные картина «Озеро Байкал», предметные картинки «Капля», «Вода в стакане», «Аквариум», «Река», «Правильная молекула воды», «Неправильная молекула воды», шнурки, мяч, магнитофон, фонограмма звуков леса и журчащей воды, фишки, индивидуальные стаканы, родниковая вода, предварительно вырезанные детьми из голубой бумаги «молекулы воды», большой лист плотной тонированной бумаги, дидактическое пособие «ромашка», глобус.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:(Дети сидят на стульчиках полукругом).
ЛОГОПЕД: Ребята, посмотрите на картинки (на доску выставлены картинки «капля», «вода в стакане», «аквариум», «река»). Что вы видите на этих картинках?
ДЕТИ: Мы видим стакан, аквариум, реку.
ЛОГОПЕД: Правильно. Что объединяет эти картинки?
ДЕТИ: Вода, которая есть во всех этих предметах.
ЛОГОПЕД: (звучит фонограмма).Правильно. Мы сегодня будем говорить – о ВОДЕ. Там где ученые находят хоть немного воды, возможна жизнь животных и людей.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. ЛОГОПЕД: Ребята, скажите : для чего нужна вода?
ДЕТИ: Воду мы пьем, моемся, стираем, поливаем, в ней живут рыбы.
ЛОГОПЕД: (звучит фонограмма «Журчит ручеек».) Прислушайтесь, что-то журчит рядом. Это лесной ручеек зовет нас к себе. Встаньте цепочкой. Мы побежим, как лесной ручей. Давайте поговорим с ручьем. Чей ты, лесной ручей?
ДЕТИ: Ничей!
ЛОГОПЕД: А откуда ты ручей?
ДЕТИ: Из ключей!
ЛОГОПЕД: Ну а чьи же те ключи?
ДЕТИ: Ничьи!
ЛОГОПЕД: Раз, два, три – повернись, к ручейку ты наклонись!
ЛОГОПЕД: Сегодня мы с вами будем играть в викторину. За каждый правильный
ответ я буду давать вам фишку.
Дети, скажите можно ли жить без воды?
ДЕТИ: Нет, без воды все засыхает, человек и животные умирают.
ЛОГОПЕД: Да и тело человека,наша кровь тоже состоят из воды. А где на земном шаре мы можем найти воду?
ДЕТИ: Вода может быть в море, в реке, в океане, в озере, в пруду, в водопроводе, в колодце, в роднике.
ЛОГОПЕД: Ребята, а как выдумаете, откуда пресная вода появляется в наших кранах?
ДЕТИ: Наверное, берут воду из рек.
ЛОГОПЕД: Правильно. Берут воду из рек и водохранилищ, очищают на очистных сооружениях, добавляют в нее хлор, чтобы в воде не было никаких микробов и только потом вода льется из кранов, которую можно пить.
Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
Это озеро Байкал
В окруженье диких скал.
В России есть самое чистое и глубокое озеро Байкал (выставляется картинка озера Байкал.) Оно является достоянием нашего народа и находится под охраной нашего государства. Вода – наше богатство! Нельзя лить без нужды воду!
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап,
Кап…
Мелеют реки и моря
не тратьте воду зря,
Зря…
А то пройдет немного лет
И нет водицы – нет,
Нет…
А вы, ребята хорошо закрываете краны?
ДЕТИ: Да, ведь воду нужно беречь!
ЛОГОПЕД: Давайте расскажем веселое стихотворение про капли!.
Вставайте в круг:
Капля раз, капля два, -дети показывают один палец, потом два.
Капли медленно сперва- -медленно хлопают в ритм.
Кап, кап, кап, кап. -выставляют указательные и средние
Стали капли поспевать пальцы обеих рук, пошевеливают ими,
Капля каплю догонять. изображая передвижение.
Кап, кап, кап, кап, -щелкают пальцами быстрее.
Зонтик мы скорей раскроем, -поднимают руки над головой.
От дождя себя укроем.
ЛОГОПЕД: Кажется много на земном шаре воды (рассматриваем глобус, но много воды в морях и океанах. А вода в море какая?
ДЕТИ: Морская, соленая. Пить ее нельзя.
ЛОГОПЕД: Если вода в реке?
ДЕТИ: Вода в реке речная.
ЛОГОПЕД: Вода в реке не соленая, а как назовем по другому? Пресная. Запомните это слово. Только пресную воду могут пить люди и животные. Запасы пресной воды хранятся в водохранилище.
А вода из водопровода как будет называться?
ДЕТИ: водопроводная.
ЛОГОПЕД: А из колодца- какая?
ДЕТИ: Колодезная.
ЛОГОПЕД: Из родника вода какая?
ДЕТИ: Родниковая.
ЛОГОПЕД: (берет прозрачную емкость с небольшим количеством воды и пипеткой капает в нее). Ребята, посмотрите, что я делаю.
ДЕТИ: Вы капаете воду.
ЛОГОПЕД: Правильно, это капли чистой родниковой воды. Если мы посмотрим в микроскоп, то увидим,что молекула похожа на снежинку. Это вода чистая и «снежинка» наша красивая и правильная. (выставляет картинку молекулы родниковой воды). Такая вода очень полезна для организма.
ЛОГОПЕД: А в этом стакане (размешивает песок) вода какая?
ДЕТИ: грязная.
ЛОГОПЕД: А еще можно сказать, что вода мутная. Запомните это слово. А если налить воды из грязной речки, то молекула воды будет вот такой. (Выставляется картинка изломанной неправильной формы «снежинки». Такая вода принесет вред нашему организму. Давайте постараемся, чтобы вода во всех водоемах была чистой и полезной для нас и всех животных, которые в ней живут!
Дети, давайте поиграем в мяч и сравним воду родниковую и воду водопроводную. (логопед бросает мяч и называет прилагательное- ребенок ловит мяч, бросает и называет в превосходной степени наречие.)
Водопроводная вода чистая.
1ребенок: Вода родниковая еще чище.
ЛОГОПЕД: Водопроводная вода холодная.
2 ребенок: Вода родниковая еще холоднее.
ЛОГОПЕД: Вода водопроводная прозрачная.
3 ребенок: Вода родниковая еще прозрачнее.
ЛОГОПЕД: Вода водопроводная вкусная.
4 ребенок: Вода родниковая еще вкуснее.
ЛОГОПЕД: Вода водопроводная полезная.
5 ребенок: Вода родниковая еще полезней.
Ребята, а теперь отдохнем и расскажем стишок при помощи наших пальчиков:
Братцы, братцы, где вы были - исходное положение :большие пальцы вверх,
остальные вместе. Раздвигаем и сдвигаем.
Вместе по воду ходили! -большие пальцы вместе, остальные поочередно
касаются друг друга.
Для чего нужна водица? - движение кистей рук, имитирующие умывание.
Для того, чтоб всем умыться!
Для чего еще вода? - левая кисть в форме «чашечки», правая имитирует помешивающие движения.
Кашу варим мы с утра!
А еще зачем водица? - пальцы правой руки в форме «чашечки», движения
Чаю мы хотим напиться! к себе.
А не много ль- три ведра? - указательный, средний, безымянный палец правой
руки вместе
Грядки поливать пора! - имитируем полив лейкой.
Остаются два ведерка! - указательный, средний пальцы вверх.
Будут стирка да уборка! - имитация движений стирки двумя руками и
протирки пыли правой рукой.
Для кого водица в плошке?
Для любимой нашей кошки! - пальцы правой руки большой, безымянный,
средний вместе, указательный и мизинец вверх
немного согнутые.
Ну, а в блюдце чья водица?
Прилетит попить синица! -пальцы обеих рук расставлены, правая кисть
на левой (имитация крыльев птицы).
Подберите к слову «ВОДА» слова-определения. За каждый правильный ответ я буду продолжать давать вам фишку.
ДЕТИ: ВОДА- чистая, прозрачная, холодная, теплая, горячая.
ЛОГОПЕД: А какие родственные слова мы можем подобрать к слову «ВОДА»?
ЛЕТИ: «ВОДА» - ВОДИЧКА, ВОДИЦА, ВОДНЫЙ,ВОДОРОСЛИ, ВОДОПРОВОД, ВОДОЛАЗ.
ЛОГОПЕД: А кто в воде живет?
ДЕТИ: ВОДЯНОЙ.
ЛОГОПЕД: Вот еще одно родственное слово.
ЛОГОПЕД:(звучит фонограмма) Поиграем с «Ромашкой». Каждый отрывает лепесток с коротким словом. Его нужно добавить к слову «ЛИТЬ» Какое получится слово (Лепестки с предлогами «НА», «ВЫ», «С», «ПЕРЕ»,»ДО»,»В», «ОБ»
ДЕТИ: НАЛИТЬ, ВЫЛИТЬ,СЛИТЬ, ПЕРЕЛИТЬ, ДОЛИТЬ, ВЛИТЬ, ОБЛИТЬ
ЛОГОПЕД: Молодцы!
ЛОГОПЕД: Какие слова-действия можно подобрать к слову «ВОДА»?
ДЕТИ: Вода- льется, наливается., выливается, переливается, журчит, капает, моросит, бежит.
ЛОГОПЕД: Молодцы! А сейчас,мы из шнурка сделаем ручеек, который побежит между нашими пальчиками на правой руке, затем тоже на левой. (Кончик шнурка обматываем вокруг мизинца, затем обводится снизу под безымянным, сверху- на средний, снизу –на указательный, сверху на большой.)
ДЕТИ: выполняют указанные действия.
ЛОГОПЕД: Давайте посчитаем у кого сколько фишек. Ведется подсчет и оглашаются имена детей, заработавших большее количество.
ЛОГОПЕД: Молодцы!. Ребята, вы на занятии вырезали из бумаги правильные молекулы воды. Давайте наклеем их на изображение воды и каждый из вас скажет, какая во всем мире должна быть вода.
ДЕТИ наклеивая, называют: чистая, вкусная, прозрачная, пресная, холодная, полезная, родниковая, водопроводная, теплая, горячая.
ЛОГОПЕД: пусть будет так! Давайте и мы с вами выпьем по стаканчику полезной родниковой воды! Будем здоровы!
Занятие окончено.