Матюшкина Надежда Сергеевна
Конспект внеклассного мероприятия «Знать закон смолоду»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент общего образования Томской области
___ ___
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор зам. директора
Т. В. Курьянович Н. Г. Кексель
Конспект внеклассного мероприятия на тему :
«Знать закон смолоду»
Разработал воспитатель:
Матюшкина Надежда Сергеевна.
ТОМСК 2023
Публикация «Конспект внеклассного мероприятия „Знать закон смолоду“» размещена в разделах
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Классный час «Знать закон смолоду» формирует правовую культуру подрастающего поколения, развивает умение определять свою личностную позицию, обучает подростков основам юридических знаний.
Цель:
Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся
- упорядочить знания ребят о правонарушениях, познакомить их с видами нарушений и наказаниями за них;
- развивать представления о последствиях противоправных деяний;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Задачи:
- Воспитывать морально – нравственные качества: любовь к близким, к родителям.
- Воспитывать у учащихся качества толерантной личности: позитивное восприятие окружающих.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу, учиться выполнять совместно общее дело; воспитание духовных потребностей
- Формировать умение работать в команде.
- Воспитывать уважение к одноклассникам, умение слышать и слушать друг друга.
- Развивать самостоятельность суждений, умение логически мыслить, отстаивать свою точку зрения.
Формы проведения: проблемные ситуации, беседа, учебная дискуссия, работа в группах, элементы тренинга, применение ИКТ.
Целевая аудитория: школьники 5 – 7 классов.
Планируемые результаты: При проведении классного часа у школьников воспитывается уважение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно - правовым нормам. Усиливается профилактическая работа по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
Практическая значимость: Методической разработкой могут воспользоваться воспитатели, педагоги, классные руководители, родители и законные представители.
В планах: Предложить учащимся выпустить и распространить информационно - методические материалы для учащихся, родителей, по вопросу формирования законопослушного поведения школьников.
Планировать проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания.
Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности».
Ход мероприятия:
Слово учителя.
Ребята, в жизни есть не только свет, но и тень. Многие большие беды начинаются с малого. Сегодня соврал матери, обидел словом сверстницу, поленился помочь бабушке, не уступил место старшему. А завтра? Завтра может быть самое плохое, такое, что уже привлечет внимание работников милиции, следователей, судей. И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. Попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Проступок – это неопасное правонарушение, влекущее за собой административную ответственность.
Виды проступков:
опоздание на урок
пропуск занятий без уважительной причины
нецензурная брань
нарушение Устава школы
проезд без билета в автобусе
мелкое хулиганство
употребление спиртных напитков в общественных местах
появление в состоянии алкогольного опьянения
Преступление - это общественно опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.
Уголовная ответственность наступает с 14 лет за:
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
хулиганство
вымогательство
разбой
грабеж
кража
похищение человека
неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
убийство
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность - применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско – правовая ответственность - регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Работа в группах
Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А - административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У - уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника. (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А)
3. Избил одноклассника. (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)
5. Совершил прогул в школе. (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Задания для учащихся.
При рассмотрении различных нарушений определите виды юридической ответственности и виды наказания за них:
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (административное нарушение, штраф. Родители заменят стекло)
№2. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. (административное нарушение, предупреждение или штраф)
№3. Учащиеся 5 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? (Административная ответственность. Штраф)
№4. Подростка задержали на улице в 20 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (административная ответственность. Предупреждение)
№5 Школьная ситуация - ученик (12 лет) попал из рогатки в глаз одноклассника. Ему теперь нужна операция. Чем закончится ситуация? Какую ответственность понесут дети или родители?
(Родители заплатят за лечение потерпевшего и возможную операцию. Дети - предупреждение).
№6. Несколько школьников залезли в гараж, но испугавшись, что же они наделали, ничего не взяли и ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом милиции. Будут ли ребята наказаны? (Нет. Административная ответственность, ( Наказание не последует: был добровольный отказ от преступления).
№7 Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. (уголовная, эти ребята совершили преступление) – Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное статьей Уголовного Кодекса РФ
№ 8 Какое наказание может последовать за ложный звонок, сообщающий о том, что, например, в здании школы заложена бомба?
Помните!
За подобные звонки - «шутки» человек отвечает по всей строгости закона с 14 лет! Родители подростка должны будут возместить материальный ущерб, связанный с затратами служб, которые выезжали на место «происшествия».
№ 9. Как следует поступить, если сотрудники полиции задержали вас в тёмное время суток, гуляющим на улице без сопровождения взрослых? (Не оказывать сопротивления. Сотрудник полиции в свою очередь ставит в известность родителей о вашем задержании)
№10. Что делать в случае, если вас приглашают в отделение полиции в качестве очевидца происшествия?
Очевидец – не несёт ответственности за свои слова, он говорит то, что видел, то, что думает по поводу произошедшего.
Свидетель – лицо, на которое указал потерпевший или подозреваемый. Он несёт уголовную ответственность за дачу ложных показаний.
Если вы не очевидец, не свидетель, а правонарушитель, и вас задержали:
1. знайте, что дежурный должен сообщить вашим родителям о том, что вы задержаны.
2. вас не имеют права помещать в камеру, где уже находятся взрослые люди.
3. допрос несовершеннолетнего должен проводиться в присутствии педагога, родителей или адвоката.
Любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать!
Каждой группе дается задание нарисовать постер:
Какие правонарушения совершали мальчики нашего класса
Какие правонарушения совершали девочки нашего класса
Какими должными быть мальчики нашего класса
Какими должны быть девочки нашего класса
Защита постеров.
Обсуждение рассказа.
Учитель: - Я хочу рассказать одну историю.
Вите пять лет. Мама его — дворник. Она убирает школьный двор. Витя помогает маме. У него — корзинка, на руках вязаные перчатки. Он ходит по газону под школьными окнами и собирает в корзину разный мусор.
Иногда открывается окно. Появляется веселая, ухмыляющаяся физиономия шестиклассника. "Эй, Огрызок, держи!" И на газон летит скомканная бумажка, апельсиновая кожура, недоеденное яблоко.
Учитель:
- Продолжите рассказ. Как вы думаете, как поведут себя Витя и его мама. Какие действия они предпримут?
Ответы детей.
Учитель: - Послушайте продолжение рассказа. Витя, запрокинув голову, молча, смотрит в окно. Наклоняется и подбирает брошенное. Подходит к маме, которая подметает асфальтовую дорожку. "Молодец!" — хвалит мама. И они вместе идут к мусорному баку, чтобы вытряхнуть корзину. "Теперь до большой перемены у нас с тобой будет чисто", — говорит мама. Витя оглядывает двор — не валяется ли еще чего? Нет, во дворе полный порядок.
Учитель: Как можно назвать этих ребят?
Дети: хулиганы, бандиты, нарушители.
Учитель: Можно ли этих учащиеся назвать нарушителями закона?
Дети: (Ответы)
Учитель: Да, они нарушили законы нравственности.
Учитель: Давайте проанализируем поступки учащихся, которые бросали из окна мусор. Сначала они шалили, в результате их шалости они оскорбили и унизили мальчика и его маму, то есть у них возникло желание превзойти над личностью, в результате они нарушили законы нравственности. Первый ваш закон – это школьные правила, в которых написано, как учащиеся должны вести себя в школе.
Учитель: За какие качества можно уважать Витю и его маму?
Ответы детей: доброта, ответственное отношение к своей работе, любовь к своему делу
Учитель: Одной из главных человеческих качеств является доброта. Недаром в поговорке говорится: «Доброта спасет мир». Поэтому, дорогие ребята, совершайте всегда добрые поступки, делайте добрые дела. И люди вам будут отвечать тем же.
Социальный ролик «Добро возвращается»
Учитель: Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!
Приложение
Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А - административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У - уголовная.
Д - дисциплинарная
1. Порвал учебник одноклассника.
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде.
3. Избил одноклассника.
4. Совершил кражу мобильного телефона.
5. Совершил прогул в школе.
6. Переходил дорогу в неположенном месте.
7. Разбил мячом окно.
8. Нецензурно выражался в общественном месте.
Задания для учащихся.
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (административное нарушение, штраф. Родители заменят стекло)
№2. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. (административное нарушение, предупреждение или штраф)
№3. Учащиеся 5 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? (Административная ответственность. Штраф)
№4. Подростка задержали на улице в 20 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (административная ответственность. Предупреждение)
№5 Школьная ситуация - ученик (12 лет) попал из рогатки в глаз одноклассника. Ему теперь нужна операция. Чем закончится ситуация? Какую ответственность понесут дети или родители?
(Родители заплатят за лечение потерпевшего и возможную операцию. Дети - предупреждение).
№6. Несколько школьников залезли в гараж, но испугавшись, что же они наделали, ничего не взяли и ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом милиции. Будут ли ребята наказаны? (Нет. Административная ответственность, ( Наказание не последует: был добровольный отказ от преступления).
№7 Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. (уголовная, эти ребята совершили преступление) – Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное статьей Уголовного Кодекса РФ
Задания для постеров:
Какие правонарушения совершали мальчики нашего класса
Какие правонарушения совершали девочки нашего класса
Какими должными быть мальчики нашего класса
Какими должны быть девочки нашего класса