Оля Орешкина
«Путешествие в древний мир». Конспект виртуальной экскурсии в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: заполнение макета «Доисторический мир» в процессе просмотра фильма в мобильном планетарии.
Задачи занятия:Образовательные: расширить представление детей о динозаврах (трицератопс, диплодок, стегозавр, анкилозавр, тираннозавр, стегозавр, птеродактель, внешний вид, повадки, особенности передвижения в процессе просмотра фильма в мобильном планетарии.
Развивающая: развивать познавательный интерес к изучению обитателей древне мира (динозавров) в процессе восприятия информации.
Воспитательная: воспитывать умения сотрудничать со сверстниками в процессе заполнения макета «Доисторический мир».
Словарная работа: обогатить словарный запас за счет введения новых слов: палеонтолог, трицератопс, диплодок, стегозавр, анкилозавр, тираннозавр, стегозавр, птеродактель, окаменелости.
Планируемый результат занятия: Дети умеют различать и правильно называть динозавров; соблюдают правила безопасного поведения в мобильном планетарии, правильно устанавливают взаимосвязи и делают логические выводы, успешно применяют полученные знания в программировании модели.
Подготовительная работа:
Рассматривание альбома «Динозавры»
Чтение познавательной литературы (энциклопедии)
Оборудование: Мобильный планетарий, видеофильм, флэш-карта
Ссылка на видео: https://vkvideo.ru/video351458861_456239584?list=ln-8OieOamoXjDXN4d97B
Ход экскурсии:
Собирает детей в круг, заинтересовывая
Ребята, мне на электронную почту пришло очень интересное аудио сообщение от одного моего знакомого палеонтолога. Это ученый, который изучает когда-то существовавшие организмы, останки животных.
Давайте мы с вами вместе прослушаем его.
Вовлекает в слушание
Ребята! Недавно я на месте раскопок нашёл окаменелость динозавра и очень захотел поделится этой находкой с вами!
Ребята, а вы знаете, кто такие динозавры? Верно, динозавры – это животные, относившиеся к классу рептилий и жившие на Земле давным-давно, а потом исчезнувшие Есть множество разных видов динозавров.
Ребята, а как вы думаете могли бы динозавры жить в современном мире?
Задает вопросы
Послушайте, ребята, а раньше были только травоядные динозавры или и хищные тоже были? Как вы думаете?
Отвечаем полным предложением, начиная со слов «Я считаю, что ….»
А может быть кто-нибудь знает, где обитали динозавры? Только ли на суше жили динозавры? (Ответы детей)
Как бы мне хотелось взглянуть на динозавра… Ребята, а вы хотели бы? (Ответы детей)
Я знаю как мы можем увидеть динозавров. Для этого я вам предлагаю отправится в виртуальную экскурсию в доисторический мир. Но для начала давайте с вами оденем специальную одежду для путешествия.
Надеваем штаны на правую ногу, теперь на левую, куртку на правую руку, теперь на левую. Застегнём куртку. Теперь наденем шапку. Вот теперь я думаю мы с вами готовы. Давайте скорее же посмотрим фильм.
Фильм мы просмотрим в мобильном планетарии. Но прежде чем туда зайти послушайте правила поведения.
Внимательно послушайте правила поведения. Подойдите поближе.
Заходим по одному. Перешагиваем порог, держась за мою руку и соблюдая расстояние, заходим. Под куполом сразу занимайте свободное место, любое, видно будет всем. Садимся спиной к лучу. Руками ничего не трогаем. Заходите смелее, помните, я всегда рядом. Если вам станет плохо, поднимите руку, я вам помогу. Все зашли и удобно устроились? Тогда мы начинаем просмотр.
Много-много лет назад животные и растения были совсем другими. Людей тогда еще не было. На земле царили рептилии
(пресмыкающиеся). Самой многочисленной группой животных заселявших всю сушу были динозавры. Некоторые из этих древних рептилий питались только растениями, другие были свирепыми хищниками.
Смотрите, как вокруг красиво и необычно, а вот и первый динозавр. Как вы думаете кто это? Верно, этот динозавр - диплодок. Диплодок обладал по истине гигантскими размерами и известен как один из самых длинных динозавров и это не сложно заметить. Вес зрелого динозавра примерно равен весу танка. В высоту их можно сравнить с 4х этажным домом. С учетом таких огромных размеров, скорость передвижения диплодоков была незначительной. Посмотрите как медленно он передвигается.
И что интересно, ходили диплодоки на четырех лапах, причем две задние ноги были немного длиннее, чем передние, поэтому их туловище слегка наклонялось вперед.
Диплодок питался растительностью, его считают травоядным. Благодаря своей длинной шее он мог доставать до верхушек деревьев и есть сочные и вкусные листья. К сожалению, динозавров на нашей планете больше нет, они погибли из-за изменения климата. И остались только в виде окаменелостей, которые и изучают палеонтологи.
Ребята, посмотрите, это трицератопс. Трицератопс – динозавр узнаваемый. Это большое животное, любившее находиться на лугах возле водоемов. По простому, он называется «динозавр с тремя рогами». На его черепе действительно существовали три рога для защиты от хищников, сам трицератопс является травоядным, а его короткую шею обрамлял мощный костяной воротник. Его тело большое, мощное, сзади находится толстый хвост, лап у динозавра 4, они не очень длинные, устойчивые. Полноценный скелет трицератопса ученые так и не нашли, но большое количество разных частей тела помогает достаточно точно воссоздать его реальные размер и форму.
Далеко не каждый из хищных ящеров осмеливался напасть на взрослого трицератопса. Ребята, посмотрите, трицератопсы так мерились силой
Ребята, а это следующий динозавр, который носит название стегозавр. Об этом динозавре слышал каждый, потому что он — самый узнаваемый из ящеров. А все из-за тех пластин и шипов, которые торчат из спины и хвоста динозавра. Передние ноги стегозавра были короче, слабее и легче задних и основная масса этого динозавра приходилась на область таза. Он был великолепным бойцом и мог дать отпор даже гигантским хищникам конца юрского периода. А все благодаря своим шипам. У стегозавра был гибкий хвост, на кончике которого располагались две пары острых костяных шипов. В минуты опасности ящер мог использовать его как оружие: размахивая хвостом, динозавр сильно бил шипами по лапам и животу нападавшего.
Посмотрите на следующего динозавра. Это анкилозавр. Анкилозавр был крупным ящером, ростом с носорога и длиной примерно как автобус. Тело этого динозавра было широким и приземистым. Он передвигался на четырех толстых лапах, а сверху выглядел приплюснутым и даже немного напоминал черепаху, только у него был длинный хвост с мощной костной булавой на конце. Она состояла из плотных костяных выростов и была надежным оружием, которое ящер использовал для защиты от врагов. Еще одна особенность внешности анкилозавра — толстая броня из шишек, костных пластин и шипов. Они врастали в кожу и надежно защищали динозавра от когтей и клыков хищников. Но даже у такого, на первый взгляд мощного и защищённого динозавра было слабое место Броня покрывала только верхнюю половину туловища. Живот не был защищен
А вот и следующий динозавр. Ребята, а это тираннозавр. Он относится к плотоядным динозаврам.
В пасти у него находятся огромные, острые зубы, которыми он рвал добычу. Обоняние у него было развито лучше, чем у большинства других динозавров, а зрение было настолько острым, что даже ястреб не смог бы с ним сравниться. Кожа была чешуйчатой, как у ящериц. Осанка была немного наклонена, но даже при этом этот кровожадный гигант с легкостью мог заглянуть в окошко сегодняшнего трехэтажного дома. Конечностей было четыре, но передвигался он только на 2-х задних, две передние были маленькими и абсолютно неразвитыми. Ребята, посмотрите как передвигается тираннозавр.
Посмотрите, вот ещё один представитель хищных динозавров – спинозавр. Спинозавр был самым огромным ящером среди всех плотоядных динозавров, когда-либо обитавших на Земле. Его легко отличить от других динозавров, ведь у ящера была необычная особенность — позвоночник с длинными отростками, которые по своим размерам и форме образовывали своеобразный парус. Зачем спинозавру нужен был необычный «парус» на спине? По одной из версий, «парус» работал как солнечная батарея. Он нагревался под солнечными лучами и надолго сохранял тепло, помогая спинозавру поддерживать комфортную температуру тела во время похолодания. Кроме того, динозавр мог использовать «парус», чтобы отпугивать других ящеров. Пусть спинозавр был самым крупным хищником, но далеко не самым свирепым. Его зубы были плохо приспособлены для отрывания кусков мяса, так что он поедал в основном мелких животных, которых мог проглотить целиком. Основной пищей этого динозавра была крупная рыба. Он также охотился на древних крокодилов и акул. Ребята, давайте посмотрим как спинозавр ловит рыбу. Так же спинозавр был отличным пловцом, посмотрите, как он плавает.
Ребята, посмотрите, это один из представителей летающих ящеров. Это птеродактель. Птеродактили были распространены по всему миру. Существовало множество разных видов птеродактилей. Одни из них были не больше вороны, а другие — крупнее современных летающих птиц. Птеродактили жили в стаях, гнездились на скалах, днем летали в поисках пищи, а ночью спали. На задней части головы взрослых птеродактилей находился гребень. Основную часть длинной головы занимали узкие прямые челюсти, они отлично подходили для вылавливания рыбы из воды. Легкое туловище птеродактиля было очень маленьким по сравнению с крыльями. Маленькие птеродактили питались насекомыми, как нынешние птицы. Стремительные ящеры могли ловить их прямо на лету. Крупные птеродактили охотились на рыбу, земноводных и мелких ящериц. У них было отличное зрение, поэтому они замечали потенциальную добычу даже с большого расстояния.
А наша с вами экскурсия по доисторическому миру уже заканчивается и нам пора выходить из планетария.
Ребята, встаем со своих мест. Сначала садитесь, потом вставайте. Я выйду первой и подам вам руку. Выходим из планетария по одному, не толкаемся. Осторожнее перешагиваем порог. Все вышли? Как тут светло чтобы наши глаза привыкли к свету, предлагаю сделать гимнастику для глаз и проследить за динозавриком.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
А теперь нам нужно снять с себя специальную одежду. Давайте с вами снимем шапку, затем расстегнём замок, снимем кофту с одной руки, с другой руки, снимем штаны с правой ноги, теперь с левой.
А теперь настала пора вспомнить, что мы сегодня успели изучить? Каких динозавров вспомнили и что нового о них узнали?
Давайте мы с вами поместим фигурки динозавров на наш макет. Каждый, кто будет размещать динозавра, расскажет нам, что же мы сегодня узнали про этих динозавров. Ваши рассказы я запишу и отправлю своему другу палеонтологу. И, может быть, в следующий раз он позовёт нас на раскопки.
В ходе работы детей контролирует процесс, оказывает посильную помощь.
Привлекает детей к самоанализу и подведению итогов.
Вам был интересен фильм? Кому вы расскажете то, что узнали сегодня?
Ребята, давайте с вами попробуем ответить на вопрос: могли бы динозавры жить в современном мире? Почему?
Ребята, все, что мы сегодня узнали о динозаврах, пригодиться нам на следующем занятии. Мы с вами будем составлять альбом под названием «Динозавры и их тайны».
Мотивирует на дальнейшую деятельность
Одну из тайн я открою вам прямо сейчас. Динозавры жили на всех континентах, даже в Антарктиде. А другие интересные факты о динозаврах мы узнаем на следующем занятии, чтоб было интересней, спросите дома у родителей, каких динозавров они знают и в следующий раз расскажите нам.