Ирина Александровна Попугай
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Ай да, матрешки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Целинный детский сад «Теремок» Целинного района
Алтайского края.
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
по декоративному рисованию
Тема: «Ай, да, матрешки!».
Воспитатель: высшей
квалификационной категории:
Попугай Ирина Александровна.
МБДОУ Целинный детский сад «Теремок».
с. Целинное 2023г.
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе „Ай да, матрешки!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, привитие интереса к искусству своей страны.
Задачи:
Образовательная: Способствовать развитию умений составлять узоры по мотивам народных росписей. Совершенствовать навыки работы с гуашью (рисовать всей кистью, используя прием «примакивания», и концом кисти).
Развивающая задача: развивать творческую фантазию, самостоятельность при украшении игрушки – матрешки;
Воспитательная задача: - воспитывать любовь к народному искусству.
Методы-приемы: наглядный – демонстрация картинок; словесные – рассказ, беседа, пояснения; практический, игровой.
Используемый материал: Бумажные силуэты матрешек, гуашь, вода, кисти, салфетки, матрешки.
Предварительная работа: Разучивание частушек, беседа о происхождении матрешек, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о матрешках, знакомство с поговорками и пословицами.
Словарная работа: Матрешка, сарафан, ярмарка, русские умельцы.
Ход НОД.
Девица – мастерица: -Здравствуйте, гости дорогие! Я рада встрече с вами! Я девица – мастерица, здесь я не просто сижу, да в окошко гляжу, а работу делаю- игрушки расписываю для продажи на ярмарке, а какие отгадайте!
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука, в деревянные бока
А внутри секреты есть-
Может три, а может шесть,
Разрумянилась немножко
Наша русская….
Девица - мастерица: - Правильно, матрешка.
Девица - мастерица:- Посмотрите – ка, как много здесь разных матрешек.
Много кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут!
Девица-мастерица. - Да, как много красивых матрешек делают, их по-разному раскрашивают русские умельцы! Очень приятно любоваться их работой!
Девица - мастерица:- Ребята, из чего сделана матрешка? Значит она какая?
Девица - мастерица:- Правильно.
Девица - мастерица: - Ребята, а вы хотите узнать, откуда же пришла к нам эта занятная игрушка?
Садитесь на стульчики, я расскажу, как родилась матрёшка.
- Давным-давно это было. В одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.
Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то все ее звали Матрёшкой.
С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.
Сегодня матрёшку знают во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Это старинная игрушка. С ней любили играть ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. Матрешка – желанная гостья в каждом доме.
Девица - мастерица: - А вы знаете, откуда эти матрешки? Эта матрешка из города Семенова, ее сделали и расписали там, поэтому эта матрешка и называется – семеновская. Особенность росписи этой игрушки в том, что она держит в руках пышный букет цветов.
-Мы из тихого, зеленого городка Семёнова!
Мы в гости к вам пришли,
И букет цветов садовых
Вам в подарок принесли.
- А на голове у матрешки что?
Девица-мастерица: - Ребята посмотрите, а как платок завязан?
Девица-мастерица: дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?
Девица - мастерица: - А эта матрешка из Полхов- Майдана
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
У матрешки из под платка, обязательно видны кудри. Их делают очень нарядными, расписными.
- Ребята, какими цветами расписывают Полхов-Майдановских матрешек? с ярким черным контуром и рисуют матрешке только лицо с платком и нарядный сарафан.
Девица - мастерица:-А это вятская матрешка. вятские мастера всегда пышно украшают сарафан матрешке яркими цветами – розанами, листьями, завитками. Посмотрите, какие они красивые!
Девица - мастерица:- А вы знаете ребята, скоро ярмарка, а матрешек всего немножко, мало товара у меня для продажи на ярмарке. Коли в гости пришли, помогите мне. Но сначала мы должны подготовить наши пальчики к работе.
Мы ребята-мастера (указать жест на себя).
Молотком тук-тук стучали (постучать кулаком о ладошку)
Гвозди долго забивали (указательным пальцем по ладошке)
Получалось как-то криво (рукой показать кривую).
Отпилили мы красиво (поступательные движения ребром ладони).
Зачищали шкуркой долго (потереть ладонь о ладонь).
Покрывали лаком стойким (потереть пальцами о ладонь).
Верх узором украшали (указательным пальцем очертить узоры в воздухе).
Посмотреть гостей позвали (поманить ладошками на себя).
Девица - мастерица:- Ну, что ж, в мастерскую заходите, да как матрешек украшать посмотрите. Вот матрешка – но что - то бледновата она немножко! С чего начнем мы рисовать?
Девица - мастерица: - Как раскрасим платок?
Вот и повеселела наша матрешка, смотрит на нас и улыбается, да что-то сарафан мне ее не нравится.
Девица - мастерица: - Кто поможет рассказать, что на нем мы можем нарисовать?
Девица - мастерица:- Ну вот, теперь она ладна – красива да нарядна! А у нее есть сестрицы, которым тоже хочется нарядиться! Ну, что ж мастера за работу пора! Ребята, подбирайте цвета так, чтобы матрешки получились яркими и нарядными, старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов и листочки - короткими толстыми штрихами, бутоны - «примакиванием».
Девица - мастерица: -Подходите, подходите на товар наш поглядите! Привезен из далека.
Мы не ситцы не шелка и не кольца.
И не брошки, а веселые матрешки!
Ай, да молодцы! Постарались от души – все матрешки хороши!
Девица - мастерица:- Ребята, что нового вы сегодня узнали о матрешках?
- Что больше всего запомнилось?