Минаева Ольга
Конспект в старшей группе — Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с историей русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект в старшей группе - Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с историей русского народа.
Тема: Быт Древней Руси.
Задачи и цели:
- Воспитывать интерес к истории семейных традиций.
- Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.
- Формирование первоначальных патриотических чувств.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
- Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать,
делать выводы.
- Запомнить новые слова и понятия.
Предшествующая работа:
-Рассматривание предметов старины.
Материалы к занятию:
Иллюстрации по теме НОД, презентация «Быт в Древней Руси», кукла в русском народном костюме, кроватка для куклы, русский народный костюм детский, музыкальное сопровождение, коробочка для сюрприза, яблоко.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, давайте встанем в круг.
(Воспитатель задает вопрос). Ребята, в какой мы стране живем? Как она называется?
ответы детей : В России.
Воспитатель : Правильно мы живем в России. Наша страна очень большая.
А как называлась наша земля много-много лет назад?
ответы детей : Русь.
Воспитатель : Молодцы! А мы с вами совершим маленькое путешествие в прошлое к нашим предкам.
Раздается плач ребенка.
Воспитатель : Ребята, кто-то плачет! Давайте посмотрим, плач доносится из спальни. (Воспитатель берет несколько детей, заходит в спальню и выносят кроватку с малышом.)
(Воспитатель берет куклу в руки). Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет. Это кукла-малыш, она совсем маленькая, поэтому и плачет. Она хочет с вами познакомиться.
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому ребеночку родители дали старинное русское имя Любава. Пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Любавушкой. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? Ответы детей. (Оля-Ольга, Гена-Геннадий и т. д.)
Молодцы. Вот мы и познакомились с Любавушкой и назвали ей свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Любава?
Любава- Это имя обозначает –красавица.
Воспитатель : Любавушка приглашает нас в свой дом.
Воспитатель : Ребята, посмотрите какой дом у Любавы. Называется этот дом «Изба».
Как он выглядит и из чего сделан?
Ответы детей : дом сделан из дерева.
Воспитатель : На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте.
Избы были очень красивыми. Как и дом Любавушки.
Дети, посмотрите, в доме Любавы есть интересные вещи, что же это?
Воспитатель :
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка,
Думы без конца.
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?
Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Воспитатель : Давайте назовем вместе - прялка. Для чего нужна прялка.
Ответы детей : чтобы прясти нити.
Воспитатель : Мы с вами немного поработали, а теперь давайте отдохнем.
Пальчиковая гимнастика:
Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)
Ниточки тянули (гладим пальчики)
Маме будет сарафан (сжимать-разжимать кулачки)
Бабушкам платочки. («змейка» пальчиками)
Дедушка — в жилете, (ручки в «замок»)
Братишка — в берете, («змейка» пальчиками)
Ну а я– в кафтане. (дети показывают на себя)
Воспитатель : Я вам загадаю загадки, а вы отгадаете, что за предметы есть в избе.
Загадки:
1)Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький…
(Сундук)
2) Не конь игривый, а доска,
Но в самый раз для седока.
(Лавочка)
3)Один вход и три выхода
(Рубаха)
Воспитатель : А теперь давайте посмотрим, что есть у Любавушки в избе.
Воспитатель : Молодцы, правильно отгадали! Мы с вами встанем вкруг и немного отдохнем.
Физкультминутка:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (Присесть)
Воспитатель : Ребята, а вы позвоните, как одевались на Руси? Какую одежду носили?
Давайте посмотрим.
Воспитатель : Рубаха, сарафан, лапти.
Воспитатель : Давайте, с вами подойдем поближе и рассмотрим костюм Любавушки. Дети подходят к стойке с детским русским костюмом и рассказывают сами, как он выглядит, какого цвета, есть ли вышивка, тесьма.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, как выглядела рубаха на Руси.
Какая интересная вышивка. Раньше одежду шили и украшали сами, своими руками. Собирались вечером девицы, песни пели и рукоделием занимались.
Воспитатель : Нам, Любавушка приготовила сюрприз (воспитатель приносит коробочку и просит ребят помочь открыть). В коробке лежит яблоко и маленькое письмо. Ребята, как вы думаете, зачем нам яблоко.
Ответы детей : Чтобы поиграть.
Воспитатель : А в коробке есть послание, давайте прочитаем.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
Воспитатель : Правильно. Давайте поиграем. Встанем в круг (воспитатель объясняет правила игры).
Хороводная игра «Яблочко»
Ход: дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, то и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.
Воспитатель : Молодцы, дружно поиграли (дети сели полукругом на стульчики).
Воспитатель : Любавушка очень устала и хочет отдохнуть. ее положим спать в кроватку.
Дети: В кроватку.
(На м/м появляется изображение колыбельки.)
Воспитатель : В старину кроватка называлась колыбелькой. Вот и у нас есть колыбелька для Любавушки. Раньше, чтобы ребенок уснул мамочки пели колыбельную своим деткам.
(Музыка колыбельная старинная). Елена Фролова "Летел голубь".
Воспитатель : Ну, вот и все, наша Любава уснула.
Итог работы:
- Что вам на занятии понравилось?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете, какое значение в старину придавали имени ребенка. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна!