Наталья Малахова
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. В этом возрасте начинает формироваться любовь к Родине - самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Основные моральные качества формируются именно в эти годы.
В последнее десятилетие проблема творческого, духовно – нравственного развития стоит на одном из первых мест. Это вызвано тем, что в культуре появились новые взгляды, мысли, чувства, сказывается иностранное влияние, возросшее за последнее время. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у наших детей искаженные представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети стали меньше читать, посещать театры, кино. И так ли уж в этом виноваты интернет и компьютеры, на которые ссылаются родители? Увы! Трудно представить себе, но в этом виноваты только родители, которые в свое время не привили ребенку любовь к чтению, театрам, балету, хорошему кино.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
И нам, воспитателям детских садов, надо постараться разрешить эту проблему. Ведь маленькие дети очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою, искренне хотят помочь в решении задач, т. е. постепенно настраиваются на творческий лад.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое, свободное отражение личностного «Я». Любое творчество для ребенка - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Поэтому в современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка, а именно в развитии творческой активности детей в ходе театрализованной деятельности.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид творческой деятельности. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому, что связана с игрой.
Игры-драматизации стимулируют развитие творческой поисковой активности, самостоятельности, доставляют людям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. А значит, все пережитые чувства, знания, полученные в играх, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне.
С помощью театральных игр и мини – спектаклей мы развиваем чувства, нравственные понятия, социальные качества детей.
Для достижения наибольшего результата в ознакомлении детей с театрализованной деятельностью и развитию творчества детей, педагог знакомит детей с разнообразными видами театра на занятиях по развитию речи, часто использовались сценки литературных произведение, которые обыгрывали дети, что позволяло провести занятие более продуктивно и в интересной форме для детей. Например, обыгрывая русские народные сказки: «Лиса со салочкой», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» и другие, позволило большему раскрытию потенциала детей, как маленьких артистов, героев сказки.
Именно в театрализованных играх ребенок получает определенные знания, перед ним ставится задача: подумай, сделай выбор, реши; ребенок переживает, разнообразные эмоциональные состояния и действует.
Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа (муку хранили в амбарах - «Колобок»; с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству - Машенька и кашу варила, и пироги пекла - «Маша и медведь», заготавливали рыбу на зиму - дед наловил рыбы целые сани - «Лисичка-сестричка и серый волк»). Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения («задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «жили-поживали» и т. д.)
Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность.
Театрализованная деятельность позволила педагогу формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Работа над театрализацией сказки по определенному плану дисциплинирует маленьких артистов, учит их придерживаться к требованиям в постановке спектакля.
Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей. Для них педагог проводил консультации, давал советы, рекомендации. Обновлял материал в уголке для родителей, старался подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Привлекал к изготовлению кукол и декораций к занятиям, утренникам и спектаклям. Так же организовывались выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Для родителей были организованы праздники как: «Золотая осень», «День матери», «Рождество», «Святки», «Масленица» и другие, в подготовке которых они приняли активное участие (изготовление костюмов, масок, декораций).
Таким образом, занятия театрализованной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. Театральная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Дети научились хорошо держаться на сцене, это помогает им принимать участие не только в мероприятиях детского сада, но и выступать на городских конкурсах, в театрализованных постановках, в исполнении танцевальных композиций, чтении стихов. А так же быть активными участниками студий детского творчества Дворца Культуры «Молодежный». Полученные знания на занятиях по театральной деятельности помогут детям быть активными и проявлять свои умения и навыки и в школьной жизни.
Можно сделать вывод, что организация правильной работы: развивающих игр, доступных и интересных методов и приемов, поставленных задач, привлечение родителей, непосредственное участие детей и взрослых в проведении спектаклей повлияло на эффективность работы по воспитанию у детей чувства прекрасного, уверенности в своих способностях, нравственных чувств. Кроме того, привлечение родителей к участию в жизни детей в детском саду способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию родителями единства позиций детского сада и семьи в понимании перспектив развития ребенка.