Папки-передвижки

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через уголок краеведения в ДОУ

Юлия Конюхова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через уголок краеведения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Конюхова Юлия Вячеславовна

Воспитатель МДОУ ЦРР д/с № 142

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через уголок краеведения в ДОУ

В словарях слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через уголок краеведения в ДОУ» размещена в разделах

Патриотизм - это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного

отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Следует отметить, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.

Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста включают :

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям

других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста раскрывается следующим образом:

-приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

-знакомство с семьёй, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями, с детским садом и его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

-проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

Одним из наглядных методом патриотического воспитания является оборудование уголков краеведения в группах ДОУ. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Образование, за последние несколько лет, сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Это может быть мини-музей, изостудия, центр краеведения. Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России. Центр краеведения позволяет дошкольникам ощутить себя более сопричастными с историей родного края, потрогать экспонаты руками, ведь наглядное всегда интереснее.

Центры могут создаваться не только в групповых ячейках но и на улице. Работая в центрах, дошкольники применяют на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий в лес, парк, на завод, по городу, в беседах с жителями их родного города.

Цель создания центров – всестороннее изучение родного города, края, России. А также культуры своего народа. Это и быт, и костюмы, и праздники, и орудия труда.

Задача создания центров - научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

-пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;

-воспитывать уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

-формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;

-пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

-развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музейных педагогов городов России позволил выявить методы и формы работы, наиболее точно отвечающие целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении :

-приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;

-создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;

-практические действия с предметами;

-использование ассоциативных связей;

-музыкально-театрализованная деятельность;

-самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

-проведение экскурсий самими детьми.

Центр краеведения в детском саду должен соответствовать определенным требованиям:

-хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

-целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;

-возможное объединение уголка изобразительной деятельности и центра краеведения.

Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному городу, краю, России (1).

Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).

Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.

Художественная литература: стихи о родном крае.

Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.

Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

Совместные работы из бросового и природного материала.

Куклы в русских костюмах.

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).

Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”

Папки - передвижки: «Праздники нашего района».

Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”

Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д.).

Аудио и видеокассеты о природе родного края.

Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старший возраст (6-7-й годы жизни).

Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город”, “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).

Художественная литература (стихи, рассказы).

Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.

Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Магнитогорске”, “Моя Родина - Россия”. Как уже было отмечено, взаимодействие с родителями -неотъемлемая часть нравственного воспитания детей. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах.

В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе свой город. Поэтому знакомство с ним целесообразнее начинать с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжается работа по данному направлению: прежде всего детей стоит знакомить с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети могут совершать небольшие целевые прогулки, обращать внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Теперь детей следует познакомить с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Развивать чувство гордости детей, которые живут на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду должно стать проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем должна продолжаться и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).

Также следует приобщать детей старшего дошкольного возраста к традиции возложения цветов к памятникам героев ВОВ, а также приглашать ветеранов на празднование Дня Победы. (2)

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Публикации по теме:

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Патриотизм, как мы знаем, это ничто другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится,.

Консультация Нравственно-патриотическое воспитание через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Нравственно-патриотическое воспитание через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».

Нравственно — патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку. «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «С чего начинается Родина» Актуальность проекта: Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольниковНравственно-патриотическое воспитание дошкольников В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности (из опыта работы) В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяем нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст.

Обобщение опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через чувственное отношение к Родине» Цель моего опыта работы: воспитание гуманной, духовно -нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом» (средняя группа) Постановка проблемы и ее актуальность Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольной образовательной.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание через нетрадиционные техники рисования» Патриотическое воспитание подрастающего поколения во все времена не теряло своей актуальности. Любому обществу нужны не просто грамотные,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через уголок краеведения в ДОУ
Опубликовано: 3 сентября 2019 в 20:15
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через уголок краеведения в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Конюхова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД