Ирина Шовхалова
Конспект урока по истории «Внешняя политика Екатерины 2» в 8 классе
▼ Скачать
Урок истории в 8 – Б классе
Учитель: Шовхалова Ирина Васильевна
Тема: Внешняя политика Екатерины 2.
Тип: урок открытия новых знаний.
Разработка данного урока учитывает личностно-ориентированный подход к обучению. Этот тип урока предполагает вовлечение учащегося в активную познавательную деятельность, выполнение практических заданий, анализ и систематизацию информации.
Публикация «Конспект урока по истории „Внешняя политика Екатерины 2“ в 8 классе» размещена в разделах
- История. Уроки истории
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Проверка домашнего задания входит в структуру урока, она предполагает работу с историческими источниками изучаемой эпохи, последующий анализ источников и решение проблемных заданий. Решение данных заданий позволяет лучше усвоить новый материал, создать представление об эпохе в целом. Домашнее задание проверяется фронтально при участии всех учащихся.
2. Сообщение темы, цели, задач и мотивации учебной деятельности, проблемные и познавательные задания сообщаются в начале урока. Усвоение новых знаний находится в центре внимания учителя и ученика. Учебно-познавательная деятельность направлена на раскрытие причинно- следственных связей в изучаемом материале. На протяжении всего урока учащиеся работают с источниками и исторической картой, что обеспечивает доступность и наглядность материала, также в течение урока учащиеся фиксируют основные события изучаемой эпохи в рабочих листах, что помогает закрепить изучаемый материал.
3. Восприятие и первичное осознание материала достигается путем работы с картами, схемами, таблицами, иллюстрациями.
4. Обобщение и систематизация знаний проводится в форме тестов и схем.
5. Заключительное слово, выводы, оценивание работы учащихся.
6. Домашнее задание связано с анализом исторических источников, выполнением проблемных заданий.
Цель: изучить особенности внешней политики Екатерины 2.
Задачи:
Обучающая: дать представление о возможности для России обретения выхода к Черному морю; изучить причины и ход русско-турецких войн, рассказать о выдающихся русских победах и русских полководцах; осветить сложную дипломатическую борьбу.
Развивающая: развивать способности обучающихся осмысления изучаемых событий, закреплять теоретические знания (понятия, даты, термины); овладеть методами анализа обобщения и заключения; побудить к активной мыслительной деятельности; продолжить формирование умений и навыков работы с историческими источниками.
Воспитательная: способствовать формированию познавательного интереса к истории своей Родины; прививать чувство патриотизма и гордости к своему Отечеству.
Оборудование: презентация, иллюстрации, схемы, таблицы, учебник «История России», раздаточный материал с заданиями, рабочие листы.
Персоналии: Екатерина 2, П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков.
Даты:
7 июля 1770 г. – битва при Ларге
21 июля 1770 г. – битва при Кагуле
1774 г. – Кючук-Кайнарджирский мирный договор
1783 г. – присоединение Крыма
1787 г. – сражение у Кинбурна
1789 г. – сражение у Рымника и Фокшан
1788 г. – взятие Очакова
1790 г. – взятие Измаила
1791 г. – Ясский мирный договор
1788 – 1790 – русско-шведская война
1790 – Верельский мирный договор
1772 г., 1793г., 1795г. – разделы Речи Посполитой
Ход урока.
1. Организационный момент (объявление темы урока, цель, процесс работы с рабочими листами)
2. План урока :
1. Задачи внешней политики Екатерины II
2. Южное и северное направления:
2.1 русско-турецкая война 1768-1774 гг.
2.2 русско-грузинские отношения
2.3 русско-турецкая война 1787-1791 гг.
2.4 греческий проект
2.5 война со Швецией
3. Западное направление:
3.1 разделы Польши 1772, 1793, 1795 гг.
3.2 политика «вооружённого нейтралитета»
3.3 борьба с революционной Францией
4. Результаты внешней политики Екатерины II
3. Актуализация знаний.
Вопросы к классу :
1) Вспомните, как складывались взаимоотношения России с европейскими странами и Османской империей в середине XVIII века. (после смерти Петра I внешняя политика в целом сохранила свою направленность, Россия участвовала в войне за «польское наследство», русско-турецкой войне 1735-1739 гг. (крымские походы, русско-шведской войне 1741-1743 гг., в Семилетней войне 1756-1762 гг.)
2) Перечислите итоги Семилетней войны? (смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол Петра III свели успехи русских войск к безрезультатным итогам войны)
3) Какие задачи внешней политики России не были реализованы в эпоху дворцовых переворотов? (не добилась выхода к Чёрному морю, не решены «украинский» и «белорусский» вопросы)
4) В составе какого государства находились украинские и белорусские земли? (Речи Посполитой)
Проблемный вопрос
1. Какие задачи стояли перед государством во время правления Екатерины II?
Изучение нового материала.
2.1. Русско – турецкая война 1768 – 1774 гг.
Причины: Россия стремилась получить выход к Черному морю, Турция – расширить свои владения в Северном Причерноморье.
Ход боевых действий:
На начальном этапе войны бои шли с переменным успехом — сказывалась внезапность нападения и превосходство Турции в силе. Шансы на победу выросли после назначения главнокомандующим русской армией прославленного полководца, отличившегося ещё в годы Семилетней войны — П. А. Румянцева.
В сентябре 1769 г. возглавляемые им войска вошли в Яссы, а затем в Бухарест. Другая часть русской армии, действовавшая в низовьях Дона и в Приазовье, заняла Азов и Таганрог. Одновременно военный отряд был направлен на помощь грузинскому населению, поднявшему восстание против турок в Имеретии.
В июле 1770 г. турецкая армия была разгромлена войсками Румянцева у реки Ларги. Через несколько дней у реки Кагул 27-тысячная русская армия атаковала 150-тысячную армию турок и обратила неприятеля в бегство. 11-тысячный русский отряд в это же время удерживал от наступления 100-тысячную крымскую армию. Турки потеряли в этой битве до 20 тыс. человек, русская армия — 1,5 тыс.
Тем временем эскадра Балтийского флота под командованием А. Г. Орлова и Г. А. Спиридова обогнула Европу и 7 июля 1770 г. в Чесменской бухте полностью уничтожила турецкую эскадру. С русских кораблей были высажены десанты, которые вместе с греческими партизанами вели успешную борьбу против турок.
В 1772 г. в Дунайскую армию был переведён Александр Васильевич Суворов. Возглавляемые им войска в 1773 г. стремительным ударом заняли Туртукай и форсировали Дунай.
Итоги:
1774 г. – Кючук – Кайнарджирский мир:
• к России была присоединена территория между Южным Бугом и Днепром с крепостью Кинбурн, крепости Керчь и Еникале на Азовском море, Кабарда на Северном Кавказе.
• Турция была вынуждена также признать независимость Крымского ханства и право русского флота на беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземное море.
Выступление учащихся ( полководцы: П. А. Румянцев, Г. А. Спиридов, А. Г. Орлов)
2.2 Русско-грузинские отношения
В конце 1782 г. Картли-Кахетинский царь Ираклий II обратился к Екатерине II с просьбой принять Грузию под покровительство России.
В 1783 г. был заключён Георгиевский трактат между Россией и Картли-Кахетией (Восточная Грузия). По нему царь Ираклий II признавал покровительство России, частично отказывался от самостоятельной внешней политики и обязывался предоставлять войска в случае военной угрозы. Россия со своей стороны выступала гарантом независимости и целостности территорий Картли-Кахетии. Грузии предоставлялась полная внутренняя самостоятельность.
2.3 Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
Причины: в 1783 г. Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России.
Летом 1787 г. Екатерина предприняла демонстративное путешествие в Крым (Тавриду) в сопровождении австрийского императора.
Ход боевых действий:
Военное превосходство России стало очевидным сразу. Осенью 1787 г. турки высадили крупный десант на Кинбурнскую косу в устье Днепра. Оборонявшие Кинбурн войска под командованием Суворова разбили и уничтожили десант. В 1788 г. войска под командованием Г. А. Потёмкина овладели крепостью Очаков.
Летом 1789 г. произошли решающие сражения при Фокшанах и Рымнике, в ходе которых войска Суворова разгромили численно превосходивших их турок.
Главным событием заключительного этапа войны стала осада и взятие казавшейся неприступной крепости Измаил, оборону которой вели 35 тыс. человек. Комендант Измаила самоуверенно заявил, что «скорее небо упадёт на землю», чем противник сможет взять эту крепость.
После артиллерийской подготовки 11 декабря 1790 г. начался штурм крепости. Десять часов шёл бой, после чего неприступный Измаил пал. Турки потеряли 26 тыс. своих солдат. Потери со стороны штурмовавших русских составили 2 тыс. человек.
Летом 1791 г. русские войска окончательно разгромили турецкую армию на Балканах. Молодой русский Черноморский флот во главе с Фёдором Фёдоровичем Ушаковым разбил турецкую эскадру в Керченском проливе и у мыса Калиакрия.
Итоги:
1791 г. – Ясский мирный договор:
• границей между двумя странами стала река Днестр. Турция признала все завоевания России в Северном Причерноморье.
• Россия не только получила выход в Чёрное море, но и стала великой черноморской державой. Началось освоение плодородных причерноморских земель, строительство на них новых портов и городов.
Выступление учащихся ( полководцы: Г. А. Потемкин, А. В. Суворов)
Итак, ребята, мы рассмотрели две русско-турецких войны. Что должно быть записано у нас в рабочих листах? (годы, причины, сражения, военначальники, итоги).
2.4 Греческий проект Екатерины II
Сразу после окончания первой войны с Турцией воодушевлённая успехами Екатерина II и её фаворит Г. А. Потёмкин составили проект дальнейших действий против ослабленного неудачами противника. Из восточных дунайских княжеств императрица планировала создать буферное государство Дакию, а западные передать Австрии (вместе с которой она и собиралась вытеснять Турцию из Европы). Этот план вызвал сильный переполох в европейских столицах, так как его реализация (которая была вполне возможна) вызвала бы необычайное укрепление и без того сильных позиций России в Европе. Реализовать эти планы Екатерина не успела.
2.5. Война со Швецией (1788 – 1790)
В самый разгар Русско-турецкой войны 1787—1791 гг. шведский король предпринял последнюю попытку возвратить часть петровских завоеваний. Кроме намерения вернуть всё завоёванное Россией побережье Прибалтики, он потребовал от Екатерины возвратить Турции (с которой он выступал в союзе) все черноморские приобретения России. Военные действия начались в 1788 г. и шли с переменным успехом на территории Финляндии и на Балтийском море. Судьбу войны решило Выборгское морское сражение в июне 1790 г., завершившееся победой русского флота. В июле был заключён Верельский мирный договор. Война закончилась без изменения границ между двумя странами. Её главным итогом было заключение союзнических отношений между Россией и Швецией, что означало окончательное признание шведами итогов Северной войны.
В рабочие листы записываем (греческий проект, даты и итоги войны со Швецией)
Следующий этап нашего урока – это западное направление.
3.1. Разделы Речи Посполитой
Нерешённым оставался вопрос относительно территории Белоруссии и Правобережной Украины. Союзные с Россией Австрия и Пруссия неоднократно предлагали России предпринять раздел слабеющей Речи Посполитой.
Прочитайте в учебниках пункт 6 и покажите на карте какие территории Речи Посполитой отошли к каким государствам?
В 1772 г. Россия, Австрия и Пруссия разделили между собой часть территорий этого государства. Пруссия заняла Поморье, Австрия — Галицию, а Россия — восточную Белоруссию и часть Ливонии.
Второй раздел, в котором участвовали Пруссия и Россия, произошёл в 1793 г. К Пруссии отошло всё балтийское побережье Польши с Гданьском и Великая Польша с Познанью, а к России — Белоруссия с Минском и Правобережная Украина. Это означало, что многие старинные русские земли вошли в состав России.
Третий раздел Польши, произошедший в 1795 г. К Пруссии отошли земли центральной части Польши с Варшавой. Австрия получила Малую Польшу с Краковом. К России отошли основная часть Литвы, Западная Белоруссия и Западная Волынь, а также было подтверждено включение в состав России Курляндии.
3.2 Политика «вооружённого нейтралитета»
В 1775 г. началась война английских колоний в Северной Америке за независимость. Англия обратилась к России с просьбой о найме русских войск для участия их в борьбе с американскими повстанцами. В ответ Екатерина II не только отказала в этом, но и признала позднее независимость Соединённых Штатов Америки.
В 1780 г. Россия приняла декларацию о «вооружённом нейтралитете», согласно которой судно любого нейтрального государства находилось под защитой всех нейтральных государств. Такая позиция была на руку жителям американских колоний. Это сильно задевало интересы Англии и не могло не ухудшить российско-английских отношений. Но при этом была заложена основа для развития связей между Россией и Америкой.
3.3 Борьба с революционной Францией
Революционные события во Франции с самого начала встревожили Екатерину. Она враждебно восприняла и созыв Генеральных штатов 5 мая 1789 г., и особенно взятие Бастилии 14 июля.
По поручению Екатерины русский посол в Париже готовил побег Людовика XVI и его семьи. Однако этот побег не удался, а вскоре король и королева Франции были казнены. Императрица слегла, а двор облачился в траур. С этих пор Россия начала формировать антифранцузскую коалицию европейских государств и готовить вторжение в революционную Францию. Дипломатические и торговые связи между Россией и Францией были разорваны.
В 1795 г. было заключено первое соглашение между Англией и Россией об отправке войск во Францию. Россия должна была выставить 60-тысячную армию во главе с Суворовым, а Англия — обеспечить финансирование похода. Однако 6 ноября 1796 г. императрица Екатерина умерла, и поход не состоялся.
А теперь для закрепления изученного материала проверим наши рабочие листы.
Наш урок подходит к концу и давайте вернемся к нашему проблемному вопросу: Какие задачи стояли перед Российской империей в 18 веке?
Итак,
4. Результаты внешней политики Екатерины
Внешняя политика Екатерины Великой привела к значительному росту территории России.
• В её состав вошли Правобережная Украина и Белоруссия, Южная Прибалтика и Северное Причерноморье, множество новых территорий на Дальнем Востоке и в Северной Америке.
• Русской императрице присягали жители греческих островов и Северного Кавказа.
• Население России увеличилось с 22 до 36 млн человек.
• Другим важным итогом внешней политики Екатерины II было начало превращения России из великой европейской в великую мировую державу. «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела», — говорил екатерининский канцлер граф А. Безбородко.
• Русский флот бороздил теперь просторы не только прибрежных морей, но и Средиземного моря, Тихого и Атлантического океанов, поддерживая силой своих орудий внешнюю политику России в Европе, Азии и Америке.
Сейчас, мы в парах проведем оценку своей работы.
А теперь для закрепления изученного материала проверим наши рабочие листы.
Оценивание учащихся.
Домашнее задание: изучить параграф 22, самостоятельно разобрать параграф 23, заполнить вторую часть рабочего листа.
Рабочий лист "Внешняя политика Екатерины II"
Фамилия, имя ___
Какие задачи стояли перед государством во время правления Екатерины II?
основными направлениями внешней политики были :
1 . Южное: Борьба за выход.
2. Западное:
а- Укрепление позиций и влияния России в ___
б-Участие России в разделах.
в- Борьба с революционной ___
Каковы причины русско-турецких войн в царствование Екатерины II?
___
1 русско-турецкая война (годы) : ___
Военные начальники: ___
Основные сражения: ___
Мирный договор (название) : ___
Итоги: ___
___
2 русско-турецкая война (годы) : ___
Военные начальники: ___
Основные сражения: ___
Мирный договор (название) : ___
Итоги: ___
___
Что такое "греческий проект"?___
Русско-шведская война ___ Итог: 1790 г ___ мирный договор. Подтверждены условия ___
Разделы ___
даты
участники
результаты
1795 г. - союз ___ и ___ с целью совместной борьбы с Французской ___
Освоение Новороссии и Крыма.
Новороссией назывался обширный историко-культурный регион в Северном ___, После присоединения ___, Тамани и Кубани к России в 1783 году Новороссия стала занимать обширную территорию от Южного Буга до Северного Кавказа. Появилась задача освоения слабозаселённых причерноморских и приазовских степей, Южного Поволжья, Северного Кавказа и их эффективного использования.
В декабре 1762 года Екатерина II издала манифест, в котором призывала ___ переселяться в Россию.
Первыми колонистами стали ___, прибывшие в районы южного течения Днепра. Также в Новороссию переезжали из ___, ___,. Заселяло новые земли и православное население с Балканского полуострова. Благодаря грамотной политике властей через 50 лет в Новороссии проживало уже более 100 тысяч. Они вели активную деятельность и платили налоги в российскую казну.
После получения Россией выхода к южным морям появилась необходимость в опорных пунктах в Северном Причерноморье. Такими стали: основанный в 1778 году ___, где были построены верфи и первый черноморский литейный пушечный завод; города ___, который должен был стать «третьей столицей России» после Москвы и Санкт-Петербурга. Однако денег, выделенных на строительство города, хватило только на основные здания в центральной части города. В 1788 году по приказу Потёмкина был заложен город. Он стал ещё одним центром военного кораблестроения России на Чёрном море. В 1794 г. Екатерина II подписала указ об основании. Вскоре она стала крупнейшим российским портом на Чёрном море.
После присоединения к России Крыма в ___ году в составе Российской империи оказалось всё Северное Причерноморье.
II января 1787 года началась поездка Екатерины II по Новороссии и Крыму, которая длилась более полугода.
К царице присоединился австрийский император Иосиф II, который сопровождал её в Крым. Совместная поездка императоров преследовала несколько целей: показать австрийцам растущую мощь России и убедить турок в прочности австро-российского союза.
Находясь в Севастополе, Екатерина смотрела военно-морской парад ___, который произвёл на неё сильное впечатление.
Итоги освоение Новороссии и Крыма:
1) ___
___
2) ___
___
3). ___
___