МААМ-картинки

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы»

Хвалина Юлия
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель урока: дать понятие антонимов и их роли в речи.

Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать антонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов;

Публикация «Конспект урока русского языка в 5 классе по теме „Антонимы“» размещена в разделах

- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Структура и ход урока

1. Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя:

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

2. Актуализация знаний.

1. Орфографический диктант.

Легкий, низкий, узкий, близкий, дуб, дорожка.

-Ребята, слова с какой орфограммой мы написали?

(Правописание проверяемых согласных в корне слова)

Откройте форзац учебника и найдите это правило.

Как мы проверим эти слова?

Изменение слова и подбор однокоренных слов - два способа проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова.

3. Введение в тему.

-Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах.

Давайте вспомним правила.

В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.

Слова-неприятели спорят весь день. (Слайд 1)

Один скажет: «Солнце!»

Другой шепчет: «Тень!»

Один скажет: «Близко!»

Другой: «Далеко!»

Один скажет: «Низко!»

Другой: «Высоко!»

Найдите слова с противоположным значением.

4. Определение темы и целей урока.

Это антонимы (анти – против, онима – имя).

-Запишите тему сегодняшнего урока: «Антонимы».

Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя».

-Ребята, как вам кажется, а для чего, зачем нужны антонимы?

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.

5. Открытие новых знаний.

Объяснение новой темы.

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи.

Как и синоним, антоним не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться.

-Ребята, обратимся к учебнику.

1. Стр. 166. (рассматриваем рисунок, выписываем пары антонимов, определяем части речи).

2. Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т. д. (работа с карточками) (Слайд2)

Повторяем орфограмму №3 на форзаце учебника.

-Итак, что же такое антонимы?

Делается вывод.

6. Физкультминутка для глаз.

Выполнение упр. 372 на доске и в тетради.

-Ребята, какая тема урока? (Ответы учащихся)

1. Игра «Наоборот»

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

- Назовите пары антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).

2. К словам левой колонки подберите антонимы из правой. (Индивидуальные карточки для учащихся)

близкий злой

горячий холодный

редкий пассивный

узкий новый

говорить молчать

активный дальний

старый густой

добрый широкий

7. Итог урока, выставление оценок.

8. Рефлексия.

- Ребята, продолжите предложения:

1. Сегодня на уроке мы повторили…

2. Мы узнали…

3. Научились …

9. Домашнее задание.

§69 выучить правило, упр. 370.

Публикации по теме:

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения» Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и.

Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «синонимы и антонимы». Цель: закрепить знания обучающихся.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы»
Опубликовано: 8 июня 2023 в 11:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы»» (включая файлы) размещена пользователем Хвалина Юлия (УИ 3261052) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД