Хвалина Юлия
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока: дать понятие антонимов и их роли в речи.
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать антонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов;
Темочки:
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Структура и ход урока
1. Организационный момент.
Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Приветственное слово учителя:
- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).
2. Актуализация знаний.
1. Орфографический диктант.
Легкий, низкий, узкий, близкий, дуб, дорожка.
-Ребята, слова с какой орфограммой мы написали?
(Правописание проверяемых согласных в корне слова)
Откройте форзац учебника и найдите это правило.
Как мы проверим эти слова?
Изменение слова и подбор однокоренных слов - два способа проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова.
3. Введение в тему.
-Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах.
Давайте вспомним правила.
В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.
Слова-неприятели спорят весь день. (Слайд 1)
Один скажет: «Солнце!»
Другой шепчет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
Найдите слова с противоположным значением.
4. Определение темы и целей урока.
Это антонимы (анти – против, онима – имя).
-Запишите тему сегодняшнего урока: «Антонимы».
Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя».
-Ребята, как вам кажется, а для чего, зачем нужны антонимы?
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.
5. Открытие новых знаний.
Объяснение новой темы.
Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи.
Как и синоним, антоним не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться.
-Ребята, обратимся к учебнику.
1. Стр. 166. (рассматриваем рисунок, выписываем пары антонимов, определяем части речи).
2. Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т. д. (работа с карточками) (Слайд2)
Повторяем орфограмму №3 на форзаце учебника.
-Итак, что же такое антонимы?
Делается вывод.
6. Физкультминутка для глаз.
Выполнение упр. 372 на доске и в тетради.
-Ребята, какая тема урока? (Ответы учащихся)
1. Игра «Наоборот»
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «хорошо»,
А ты ответишь: «плохо».
Скажу я слово «великан»,
А ты ответишь: «кроха».
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь: «пол».
Скажу я слово «потерял».
И скажешь ты: «нашёл».
- Назовите пары антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).
2. К словам левой колонки подберите антонимы из правой. (Индивидуальные карточки для учащихся)
близкий злой
горячий холодный
редкий пассивный
узкий новый
говорить молчать
активный дальний
старый густой
добрый широкий
7. Итог урока, выставление оценок.
8. Рефлексия.
- Ребята, продолжите предложения:
1. Сегодня на уроке мы повторили…
2. Мы узнали…
3. Научились …
9. Домашнее задание.
§69 выучить правило, упр. 370.