Екатерина Кутепова
Конспект урока для школьников «Торф»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
Тема: «Торф»
Тип урока : комбинированный
Цель: формирование представлений о торфе.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний о горючих полезных ископаемых;
- выявление свойств торфа;
- знакомство с процессом образования торфа, способами его добычи и использования;
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект урока для школьников „Торф“» размещена в разделах
- коррекция и развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности (операции анализа и синтеза, обобщения);
- коррекция и развитие речи (расширение словарного запаса);
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование, наглядность:
- образцы торфа для определения свойств, стаканчики с водой, тарелочки, стеклянные пластинки, ручная лупа, ромашка из бумаги с 5-ю лепестками.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку. Настрой на работу
- Добрый день, ребята!
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Вы друг другу улыбнитесь.
На места свои садитесь.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
II. Проверка домашнего задания
1. – Что такое полезные ископаемые? (Природные образования, которые люди добывают из глубины или с поверхности Земли и используют в различных целях).
– Какие полезные ископаемые используются в строительстве? (Глина, песок, известняки, гранит)
2. Дидактическая игра «Узнай по описанию и покажи»
– Узнайте полезное ископаемое по описанию свойств, назовите его и найдите на картинке.
1). Прочная, твёрдая порода. Состоит из полупрозрачных, серых, красных и чёрных крупинок, или зёрнышек. (Гранит)
2). Обычно белый, серый или желтоватый камень, внутри множество пор. (Известняк)
3). Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок)
4). Известняк белого цвета, легко ломается и крошится. (Мел)
5). Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина)
3. – На прошлом уроке мы узнали, что в природе имеются ещё и горючие полезные ископаемые. Почему их так называют? (Хорошо горят и выделяют при горении много тепла).
- Какие полезные ископаемые относятся к горючим? (Торф, каменный уголь, нефть, природный газ)
III. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из горючих полезных ископаемых: с торфом;
- выявим свойства торфа с помощью лабораторной работы,
- познакомимся с процессом образования торфа, способом его добычи и использования.
– Запишите тему урока в тетради.
IV. Изучение нового материала.
1. Образование торфа
– Рассмотрите кусочки торфа, лежащие у вас на столах, при помощи ручной лупы, не видны ли в них остатки полусгнивших растений. (Учащиеся сообщают результат наблюдения).
– Откуда же они в торфе?
Дело в том, что торф образовался на болотах в результате медленного разложения торфяного мха и других болотных растений в течение нескольких тысячелетий. В течение многих сотен лет растения на болотах отмирали, сгнивали и уплотнялись, превращаясь в плотную массу. Слой торфа постоянно растет. За год он увеличивается только на 1 мм. Толщина торфа на торфяных болотах – 1-2 метра, а в некоторых местах достигает 10-11 метров.
Таким образом, торф – горючее полезное ископаемое, образованное из полусгнивших остатков болотных растений. (Записать в тетради).
2. Свойства торфа.
- Ребята, я вам предлагает вместе выполнить лабораторную работу, цель которой – определить свойства торфа, результаты наблюдений и опытов нам необходимо записать в тетрадь.
(Учащиеся проводят эту работу по инструкции, записывают результаты наблюдений и опытов:
1). - Рассмотрите кусочек торфа. Какого он цвета? Запишите.
(Торф тёмно-бурого или коричневого цвета).
2). - Попробуйте разломить его. Легко ли он ломается? Результат запишите. (Торф ломкий)
3). - Определите, что твё рже: торф или стекло.
Для этого проведите кусочком торфа по стеклу. Если на стекле остались царапины, то торф твёрже стекла, если нет – мягче. Запишите.
(Торф мягче стекла)
4). Определите, что легче: торф или вода.
Для этого опустите кусок торфа в банку с водой. Если он утонет, то он тяжелее воды, если нет – легче. Сделайте вывод и запишите его.
(Торф легче воды).
5). Определите, впитывает ли торф влагу. Для этого капни водой на кусок торфа. Что произошло с водой? Почему? Запишите результат.
(Торф пористый, хорошо впитывает влагу). Такое свойство называется влагоёмкость.
6). – В начале урока мы с вами сказали, что торф относится к горючим полезным ископаемым, Почему, как вы думаете?
Учитель сам демонстрирует опыт горения торфа – кусок торфа поджигает в пламени. Ученики наблюдают, как загорается и горит торф, записывают вывод. (Торф медленно загорается, хорошо горит).
После выполнения лабораторной работы проводится проверка полученных результатов: учащиеся проводят самопроверку, ориентируясь на запись на доске, делают обобщения и выводы о свойствах торфа.
Физкультминутка.
Потрудились - отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
3. Добыча торфа.
– Как вы думаете, где добывают торф?
– Да, добывают его на высохших или высушенных человеком торфяных болотах - торфяниках.
- Так, что такое ТОРФЯНИК – это болото, в котором накоплены большие залежи торфа. (записать в тетрадь)
С помощью текста учебника мы узнаем о способе добычи этого полезного ископаемого (в учебнике на стр. 58 со слов «Как добывают торф…»).
- При неправильном осушении болот усиливается опасность пожаров. Торф не горит открытым огнём - он тлеет, выделяя большое количество дыма. Пожар в торфяной толще опасен тем, что распространяется под землёй и его очень трудно потушить.
4. Использование торфа
Рассказ учителя.
• Как топливо на тепловых электростанциях, в котельных промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства.
• В сельском хозяйстве в качестве удобрения, подстилочного сырья для животных, как укрывной материал.
• В виде субстрата для грунта в парниках и теплицах. Изготовление торфяных горшочков, таблеток для рассады.
В биологии субстрат — это поверхность, на которой живет организм (например, растение, гриб или животное).
• В строительстве (плиты для утепления стен).
• В медицине (лечебные, бактерицидные грязи и торфяные ванны).
• Получение светильного газа, метилового спирта, дегтя, воска, парафина.
V. Закрепление материала.
На доске прикреплена ромашка из бумаги с 5-ю лепестками, закрытыми с помощью магнитов к жёлтой «серединке». Лепестки раскроются, если цветок «удобрить» правильными ответами о торфе.
• В какую группу полезных ископаемых входит торф? (горючие полезные ископаемые)
• Из чего образуется торф? (из перегнивших болотных растений)
• Назовите свойства торфа.
• Где добывают торф? (на торфяниках)
• Где применяют?
Учитель: «Вы правильно ответили на все вопросы, поэтому ромашка раскрыла свои лепестки и дарит вам свою улыбку»
VI. Выставление отметок.
VII. Домашнее задание.
Стр. 57-59, читать, отвечать на вопросы
VIII. Рефлексия:
- что больше всего вам запомнилось на уроке?