Лейсан Сайфетдинова
Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание «ь» в конце шипящих»
▼ Скачать
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.
Цель урока : формировать у учащихся умение писать мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; совершенствовать умение объяснять написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.
Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Планируемые результаты:
Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Правописание „ь“ в конце шипящих“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предметные: Формировать умение грамотно писать имена существительные с шипящими на конце : с мягким знаком или без него (организовать наблюдение за правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
Личностные: Положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные:
Читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах; строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
Сотрудничать с соседом по парте; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методы обучения:
• по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
• по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
• по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Образовательные ресурсы:
Учебник С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. Русский язык. 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М. : Вентана – Граф. 2013 г. ; мультимедийный проектор; карточки для работы в парах; презентация;
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 2.
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать.
- А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите улыбку мне. Спасибо. Садитесь.
II. Актуализация опорных знаний
1. Повторение знаний об имени существительном.
- Ребята, посмотрите, какое замечательное солнышко. Давайте проанализируем слово солнышко. Что о нём можно сказать? (имя существительное)
- Вспомним, что такое имя существительное. Посмотрите на доску. Здесь даны утверждения. Выберите верные утверждения методом исключения. Слайд. 3.
Имя существительное - это часть слова.
Имя существительное - это часть речи.
Имя существительное обозначает признак предмета.
Имя существительное обозначает предмет.
Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?
Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
- Проверим, какие утверждения вы выбрали. (Ответы детей.)
- Сделаем вывод, что же такое имя существительное?
- Что ещё мы можем определить в слове солнышко? (в ед. числе)
- Докажите. (Солнышко, оно одно)
- Спасибо. Ещё? (Ср. рода)
- Докажите (Солнышко, оно моё)
- Какой шипящий звук есть в этом слове? (ш)
- Молодцы! Знаете ли вы другие существительные с шипящими звуками? Мы сейчас проверим. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать и записывать отгадки в тетрадь. Слайд 4-11.
- Для этого приготовим наши тетради.
2. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
(Учитель загадывает загадки. Отгадки: печь, ёж, мышь, плащ)
- По образцу за мной прописывайте в воздухе. (Прописывают слова вместе с учителем)
- Пишем с красной строки, с заглавной буквы, через запятую.
- Что общего у этих слов? (Это имена сущ., ед. ч., на конце шипящий звук)
- Подчеркнём все шипящие. (ч, ж, ш, щ)
- Посмотрите внимательно, в чём различие? (На конце некоторых слов есть ь, а на конце других – нет)
- Интересно, почему? Слайд 12.
III. Постановка учебной задачи
- Попробуем в этих словах сами поставить ь. (маркером на листочке)
мяч_
ключ_
лещ_ доч_
ноч_
вещ_
- Двое желающих идут к доске, а остальные возьмите сигнальные карточки и покажите мне, в каких словах вы поставите ь, а в каких нет?
- Вы согласны с мнением …. (имя ученика)
- Что скажете? Почему мнения разошлись? (Мы не знаем эту орфограмму)
- Какую цель мы поставим себе на наш урок? (Научиться правильно писать имена существительные с шипящим звуком на конце)
IV. Открытие нового знания
Работа в парах
- Ребята, вы хотели бы раскрыть секрет написания ь на конце имен существительных после шипящих?
- Вам предстоит побывать в роли исследователей и сделать великое открытие. У вас на партах есть карточки. Выполните задание, пожалуйста. Будьте внимательны! У вас все получится! Времени даю вам 1 минуту.
- Ребята, проверим ваши выводы. (Ответы детей) Можно ли проверить имена существительные с шипящим на конце? Что для этого надо сделать? Слайд 13.
На доске крепится алгоритм проверки.
1. Определить, что это слово имя сущ-е.
2. Определить род и число.
3. Если слово ж. р. в ед. ч – ь
Если слово м. р. в ед. ч - ь
- Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 170. Что скажете? (Наше мнение совпало с мнением автора учебника)
- Вы молодцы! У вас получилось самим сделать открытие!
- Сейчас вернёмся к нашим словам и запишем их правильно в тетрадь.
Мяч, ключ, лещ, дочь, ночь, вещь. Слайд 15.
- Вы хорошо потрудились. Сейчас можно и отдохнуть.
Физкультминутка.
V. Первичное закрепление
Самостоятельная работа
- Сейчас работаем самостоятельно. Выберите задания по уровням и выполните его. Работаем на карточках ручкой. У вас одна минута.
Самопроверка. Слайд 16.
- Проверьте свою работу. Над каждым правильным словом поставьте плюсик.
- Пожалуйста, оцените свою работу на пальчиках. Если ошибок нет- 5. Если 1 ошибка – 4. Если 2 и больше ошибки, значит, ничего не ставите.
- Спасибо. Молодцы!
- Те, кто допустил ошибки, какой вывод для себя можете сделать? (Нужно ещё потренироваться)
- Да, конечно, я уверенна, что у вас все еще получится. Это ещё только первый урок по данной теме.
VI. Рефлексия
- Ребята, какое открытие вы сегодня сделали? (У имён существительных с шипящими на конце ж. р. мягкий знак пишется, у м. р. – не пишется)
- Сейчас проверим, как вы поняли. Я называю слова, а вы отмечаете хлопком те из них, на конце которых мягкий знак пишется, если нет, то вы – не хлопаете.
- Ночь, ёж, малыш, дочь, карандаш, ключ, мышь, душ.
- Оцените свою работу на уроке с помощью положения большого пальца.
- Спасибо! Те, у кого пальчик не вверх, какой вывод для себя вы сделаете?
- Я уверенна, у вас все получится!
VII. Итог урока
- Важна ли для вас тема сегодняшнего урока? Почему вы так думаете?
- Ребята, запишите домашнее задание.
Домашнее задание: выучить правило; выполнить упр. 1 на стр. 170.
- Урок закончен. Ребята, спасибо за работу. (Дети встают)
- Всё, свободны.