Наталия Сыромятникова
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Разделительный твёрдый знак»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
русского языка во 2-ом классе
по теме: "Разделительный твёрдый знак"
Тема урока : Разделительный твёрдый знак.
Цель урока : Познакомить учащихся с условиями написания разделительного твёрдого знака; закреплять правило написания ъ.
Задачи:
Публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе „Разделительный твёрдый знак“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предметные: содействовать закреплению правил правописания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака в словах; развивать умения отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными ъ и ь знаками; соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я; закрепить правила красивого письма; способствовать активизации знаний учащихся о звуках и буквах, правилах оформления предложений на письме.
Метапредметные: содействовать формированию УУД:
Регулятивные УУД: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД: обеспечить развитие у учащихся умений группировать, анализировать, соотносить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков с написанием слов, находить в словах разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки.
Коммуникативные УУД: содействовать развитию у детей умения общаться, развитие монологической и диалогической речи, умения объяснять правила написания разделительного мягкого и разделительного твёрдого знаков, умение работать в группах.
Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, формировать внимательное отношение к слову, воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.
Тип урока : урок закрепления изученного материала
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока.
Формы работы на уроке : индивидуальная; групповая.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Слайд 1 - Ребята, вам сегодня предстоит сделать маленькое открытие. Связано оно с одной очень «трудолюбивой» буквой. Она не обозначает звука.
- Как вы думаете, о какой букве идёт речь? ( Возникла проблема: звука не обозначают буквы «ь» и «ъ».)
- Выбрать нужную букву поможет нам минутка чистописания.
II. Минутка чистописания.
- Первое задание, которое вам приготовил Незнайка:
слайд 2 Найдите лишнее: яблоко, груша, слива, въезд.
- Какое слово лишнее? Почему?
- Выпишите это слово. Составьте звуко-буквенную схему квадратиками, используя цвета.
( Ученики называют и складывают ниже сочетания: синий квадрат, красный, синий, синий.)
- А почему получилось звуков меньше, а букв у вас больше?
- О какой букве мы сегодня будем говорить на уроке?
Слайд 3
-Запишите строчку буквы Ъ.
Слайд 4
III. Постановка проблемы.
- Какую работу выполнила буква «ъ»? (Она обозначила твёрдость предыдущего согласного звука).
IV. Определение темы и цели урока.
- Какую ещё «работу» выполняет «ъ»?
- Что может разделять твёрдый знак? (дети высказывают предположения) Определите цель нашего урока. (закрепить знания о твёрдом знаке).
Ребята, Незнайка хочет у вас кое что спросить:
-Чему вы хотите научиться на уроке? Слайд 5
Слайд 6
- Твёрдый знак не обозначает звука. Обозначает твёрдость предыдущего согласного звука.
Какую ещё «работу» выполняет «ъ»? Что разделяет «ъ»? Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?
V. Усвоение знаний и способов действий.
1. Наблюдения над произнесением и написанием слов с разделительным твёрдым знаком.
Слайд 7
- Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака
Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? —
Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже.
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
- О каком виновнике говорит автор? Что происходит со словами? (твёрдый знак. Буква ъ меняет значение слова).
- Подберите синонимы к словам «съели» (скушали, проглотили, слопали,.)
Ответьте на вопрос Маршака.
- Какую картину вы представили, если бы не было «ъ»? (Ученики делятся впечатлениями.)
После учитель читает стихотворение:
Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите — не хотите,
Стоит он в алфавите!
Обойди хоть всю планету,
С твердым знаком зверя нету.
Может, где-то на Венере
С твердым знаком рыщут звери?
Твердый знак ужасно гордый :
«Я на свете самый твердый!
Даже самый мягкий знак
Не смягчит меня ни как!»
Физминутка. Слайд 9
Прыгай ножка по дорожке.
Прыгай и другая.
Все девчонки и мальчишки
в классе отдыхают.
Побежали все трусцой,
дружный бег на месте.
А теперь наклон большой,
поклонились вместе.
Руки вверх, глубокий вдох.
Руки опустили.
А теперь ещё разок
это повторили.
Отдохнули? Хорошо!
А теперь за дело.
Вот и день уже прошёл.
Время пролетело.
А теперь обратите внимание на запись:
-Как вы понимаете смысл пословиц:
Лето собирает, а зима съедает.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
В лес не съездишь, так и дома замерзнешь.
-Понятно ли вам пословицы?
Обсудите в парах.
Самостоятельная работа (с последующей взаимопроверкой).
- Выпишите из пословиц слова с твёрдым знаком. (слова съедает, съесть, съездишь)
- Взаимопроверка.
- Какую «работу» выполняет твёрдый знак в этих словах? («ъ» указывает на твёрдость предыдущего согласного звука)
- Произнесите ещё раз слово «съесть». Какую особенность при этом вы заметили? (ученики выделяют особенность в произношении слога «съе» и уточняют, что твёрдый знак разделил согласный и гласный звуки)
Слайд 8. Двигаемся дальше. Следующее задание от Незнайки: рассмотрите рисунок. Запишите слова с ъ. (Дети записывают слова).
Въезд, отъезд, листья, объём, перья, коньки, муравьи, съёмка, варенье тетрадь. (Самопроверка по слайду).
- Какой вывод можно сделать, какую «работу» выполняет твёрдый знак? (твёрдый знак разделяет согласные и гласные и показывает твёрдость согласного).
Двигаемся дальше: (слайд 10) - Прочитайте слова (подъёмный кран, подъезд, съехал, объявление, адъютант, инъекция).
- Перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак? (Ученики, наблюдая за произнесением и написанием слов определяют, что разделительный твёрдый знак пишется после согласных букв перед гласными: е, ё, ю, я, и).
- Мы уточнили, когда пишется в словах разделительный твёрдый знак.
1 группа:
Спишите слова. Подчеркните одной чертой разделительный твёрдый знак, двумя – буквы, перед которыми он пишется.
2 группа: подберите 3 слова с разделительным ъ и транскрипцию к ним. Взаимопроверка.
7. Составление кластера - Попробуем составить кластер о разделительном твёрдом знаке. 1 ученик у доски
Ъ
Буква, нет звука, пишется перед е, ё, ю, я после согласных, разделяет гласную от согласной, меняет значение слова.
VI. Рефлексия.
Итог урока.
- Что вы узнали о разделительном твёрдом знаке? (твёрдый знак не обозначает звука. Обозначает твёрдость предыдущего согласного звука. Какую ещё «работу выполняет «ъ». Что разделяет «ъ». Твёрдый знак разделил согласный и гласный звуки. Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак. Разделительный твёрдый знак пишется после согласных букв перед гласными: е, ё, ю, я, и. Изменяет лексическое значение слов)
Оценивание работы на уроке (учениками и учителем). - Оцени свою работу на уроке : что было трудным для тебя, что не вызвало затруднений? - Какая работа вызвала интерес? (Далее учитель оценивает работу учеников на уроке.)
Домашнее задание. - Тетрадь «Пишем грамотно»
Составьте 1-3 предложения c словами «ъ»
Вопросы
Уровень знания
Вопросы
Знание и понимание Какая буква спряталась в словах?
Что вы знаете о «ъ»?
Применение
Для чего нужен «Ъ»? Перед какими буквами он пишется?
Анализ
Зачем вы должны знать орфограмму о правописании «ъ»?
Синтез Что бы было, если бы исчез из алфавита «ъ»?
Какие можно сделать выводы?
Оценка Как вы считаете нужен ли нам «Ъ», если он не обозначает звука? Почему?