Получи документы

Конспект урока «Понятие о местоимении» в 7 классе

Людмила Барсукова
Конспект урока «Понятие о местоимении» в 7 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Понятие о местоимении. Урок 103

Цели урока : изучение понятия местоимение, формирование умения находить местоимения в тексте.

Формируемые БУД:

Предметные: изучить понятие местоимение, формировать умение находить местоимения в тексте; обогащать словарный запас учащихся.

Регулятивные: принимать и сохранять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания.

Публикация «Конспект урока „Понятие о местоимении“ в 7 классе» размещена в разделах

Познавательные: ориентироваться в учебнике, находить информацию, отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, наблюдать и делать простые выводы.

Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; слушать собеседника.

Личностные: формировать мотивацию к учению, выполнять учебные требования.

Оборудование: учебник «Русский язык, 7 класс» (авторы Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова, тетради, картинный словарь, карточки для индивидуальной работы, презентация «Местоимение», таблица «Местоимение».

Тип урока : урок получения новых знаний и умений.

Ход урока:

1) Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые

базовые учебные действия

Мотивация к учебной деятельности Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе Личностные: мотивация к обучению

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Объёмно понятие «язык»… Как вы думаете, для чего он нужен людям?

Язык – это основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания, планируют свои действия, узнают новое.

По-настоящему культурные люди говорят правильно – по правилам.

В каждом языке есть свои правила-нормы: нормы произношения, грамматические нормы, нормы употребления слов.

Возьмите листы и прочитайте слова под №1.

- Чему мы будете учиться, выполняя это задание?

(Будем учиться произносить слова правильно).

Прочитайте данные слова «цепочкой» с правильной постановкой ударения.

Повторить, повторит, повторим, положить, положу, положит, понять, понял, поняла, поняли, принять, принял, приняла, приняли.

Запомните, как произносятся слова.

Правильно употребляйте их в речи. Зачем надо учиться говорить правильно?

(Чтобы люди понимали нас, чтобы мы были увереннее в себе, чтобы чувствовать себя комфортно среди других людей.)

Уверенность это мостик к успеху в учебе и жизни. Чтобы работать уверенно на уроке, обратимся к волшебникам, живущим в нас. Для начала разбудим их.

- Постучите в кулачки.

- Похлопайте в ладоши.

- Помассажируйте каждый пальчик.

- Постучите кулачком в грудь.

- Потрите мочки ушей.

А теперь прочитаем волшебные слова – обращения к помощникам «Я всё делаю очень хорошо и буду делать ещё лучше».

Успехов в работе на уроке вам и вашим помощникам.

2) Актуализация опорных знаний.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые

Базовые учебные действия

Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные, учебные навыки Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

1. Коррекционная минутка.

-Давайте откроем тетради и запишем число.

Учитель обращает внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.

-Запишите число. Классная работа. Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)

Наш сегодняшний урок начнём с коррекционной минутки. Обучающиеся работают с карточками. Развитие графических навыков и пространственной ориентировки.

2. Работа с карточкой на повторение.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые

универсальные учебные действия

Постановка учебной задачи Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы.

Прочитайте слова под №2.

-Что это за слова? (Это словарные слова).

Подумайте: какое задание можно выполнить с данными словами и есть ли необходимость в его выполнении.

- Поставьте ударение, вставьте пропущенные буквы в словарные слова. Это задание поможет научиться писать словарные слова правильно.

Задание будете выполнять самостоятельно, а затем проверим, как вы его выполнили.

Таблица словарных слов.

Проверьте, как вы выполнили задание.

Назовите слова, проговаривая, как они пишутся: с двойными согласными: килограмм, Россия, медленно. Слова с парными согласными: билет, медведь, портрет, одежда (одёжный).

Слова, с первым безударным слогом, в котором вы написали безударную гласную е (везде, прекрасный). Прочитайте оставшиеся слова, проговаривая их написание (инженер, трамвай).

Ребята, рассмотрите таблицу со словарными словами.

- Может ли таблица подсказать нам тему урока?

Сегодня на уроке мы начнё м изучение новой темы: «Местоимение».

Я предлагаю вам сегодня поработать исследователями.

Сначала составим план исследования местоимения.

- Подумайте, что вы хотите узнать о местоимении?

План

1. Что это такое?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как изменяется?

5. Роль в речи.

6. Каким членом предложения бывает?

Изучение нового материала.

Проанализируйте, как образовалось слово: местоимение.

( Оно образовалось из слияния двух слов: место и имени).

- Как вы это понимаете? (Заменяет имена).

4) Первичное закрепление знаний и умений учащихся.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые

универсальные учебные действия

Построение проекта выхода из затруднения Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т. д.) Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Прочитайте запись на доске:

Лиса.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

- Что записано на доске? (На доске записан текст, так как в нём предложения связаны между собой по смыслу).

-К какому типу текста он относится? (Текст - повествование).

- О ком этот текст? (О лисе).

- Всё ли вам понравилось в тексте?

- Как исправить текст? Надо заменить слово лиса.

Лиса это кто? (Лиса – это лесной зверь).

Замените слово лиса словом зверь. Прочитайте, полученный текст.

Лиса.

Про зверя дурная слава ходит, будто зверь кур таскает. Но на деле редко зверю это удаётся. Чаще всего зверь охотится за мышами. У зверя чуткий слух. Только пискнет мышонок, зверь уже тут как тут.

-Что вы можете сказать о получившемся тексте?

Как исправить текст, чтобы он получился интересным и правильным?

Замените слово лиса другими словами, используя подходящие слова для справок, ставя вопросы к ним. Прочитайте слова для справок.

Лиса.

Про лису дурная слава ходит, будто (___) ___ кур таскает. Но на деле редко (___) ___ это удаётся. Чаще всего (___) ___ охотится за мышами. (___) У ___ чуткий слух. Только пискнет мышонок, (___) ___уже тут как тут.

Слова для справок: она, у неё, они, она, у него, ей, она, они.

Кто? Кому? Кто? У кого? Кто?

Прочитаем получившийся текст, без вопросов.

Лиса.

Про лису дурная слава ходит, будто (кто) она кур таскает. Но на деле редко (кому) ей это удаётся. Чаще всего (кто) она охотится за мышами. (У кого) У неё чуткий слух. Только пискнет мышонок, (кто) она уже тут как тут.

-Что вы можете сказать о получившемся тексте?

После выполнения задания, у вас остались слова для справок.

--Объясните, почему вы их не использовали?

Назовите, какое слово в тексте вы заменили?

- Что вы можете о нём сказать? Это имя существительное, оно обозначает предмет и является частью речи.

Чем мы заменили имя существительное?

- Как иначе можно назвать эти слова? (Это части речи).

-Кто может сказать, на какой вопрос плана мы ответили? (1)

1.) - Значит, что такое местоимение? (М. – часть речи).

План Местоимение

1. Что это такое? Это часть речи.

2. Что обозначает? Указывает на предметы, не называя их.

3. На какие вопросы отвечает? Отвечает на такие же вопросы, что

и имя существительное.

4. Как изменяется? Изменяется по падежам.

5. Роль в речи. Делает речь многообразнее, помогает избежать повторов. 6. Каким членом предложения бывает? Главным и второстепенным.

Посмотрите на вопросы плана – исследования.

- Из вас уже сейчас может кто- то ответить на вопросы плана?

Предлагаю проверить, верны ли ваши предположения.

-Вспомните, какую часть речи мы заменяли местоимениями? (Имя существительное).

_ Что обозначает имя существительное?

- Что обозначает местоимение? (Оно указывает на предмет, но не называет его).

- Как вы понимаете это? (Т. е. употребляется вместо имени существительного).

Значит, наше предположение о функции местоимения в речи правильно.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Рассмотрим следующий пункт плана – исследования.

- На какие вопросы отвечают местоимения? Подумайте, какую работу надо выполнить, чтобы получить ответ на этот вопрос?

(Для этого рассмотрите вопросы, которые задавали к местоимениям в тексте).

- Что вы можете сказать об этих вопросах? (На данные вопросы отвечают имена существительные).

Сравните вопросы.

- Одинаковые ли они? Когда мы задаём к имени существительному данные вопросы?

(Данные вопросы мы задаём, когда изменяем имена существительные по падежам).

Значит, какой можно сделать вывод, о том, как изменяются местоимения?

Местоимения изменяются по падежам, т. е. склоняются так же, как и имена существительные. Изменяются по родам и числам.

Назовите следующий пункт плана.

- Какую роль в речи играют местоимения?

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Они создают нам речевое удобство, т. к. экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. Мы пользуемся местоимениями, чтобы избежать повторов в речи.

-Какие действия мы выполняли во время физкультминутки?

- Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета?

- Что обозначает имя прилагательное?

- Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что?

- Чем отличается местоимение от имени существительного?

Прочитайте слова, записанные на листах.

Подумайте, чему мы будем учиться, выполняя это задание?

Определите, к какой части речи они относятся. Среди предложенных слов найдите местоимения, выпишите их, записывая на листах.

Озеро, оно, тепло, цветами, вы, праздник, я, подружка, она, мечтательный, мы, он, прыгает, ты, сладенький, они.

Прочитайте, полученный ряд местоимений.

Оно, вы, я, она, мы, он, ты, они.

Поднимите руку те ребята, которые выполнили работу без ошибок.

Поднимите руку те ребята, которые выполнили работу с ошибкой. Как вы думаете, почему это произошло? (Только начинаем изучать местоимения и не всегда можем правильно задать к ним вопрос, и находить их.)

Спасибо за работу.

Данные местоимения имеют название. Об этом вы прочитаете в учебники с. 198. Запомните их название.

Объясните, когда каждое местоимение употребляется.

Составьте предложение с одним из этих местоимений.

Запишите своё или понравившееся предложение на листах.

Определите, каким членом предложения оно является.

Употребляйте правильно местоимения. Помните, что местоимения помогают избежать повторов.

Подведение итогов урока.

- С какой частью речи мы познакомились?

Рассмотрите план исследования. Все ли вопросы мы изучили? Какой вопрос остался не рассмотренным? Ответ на него мы получим на следующих уроках.

-Что вы узнали о местоимении?

Возьмите листы, задание №4. Выберите из указанных признаков и обведите тот, который относится к местоимению.

а). Указывает количество предметов.

б). Называет предмет.

в). Указывает признак предмета.

г). Служит для связи слов в предложении.

* д). Указывает на предмет, не называя его.

Физкультминутка «Зарядка»

Только в лес мы вошли, появились комары.

Руки - вверх, хлопок над головой, руки – вниз, хлопок – другой.

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.

Руки на голову кладём и вразвалочку идём.

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле, очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке, непоседы – шалунишки.

Но закончилась игра, и учиться нам пора.

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые

универсальные учебные действия

Обобщение новых знаний Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Выполняют задания с объяснением Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

1. Работа в парах. Советуются друг с другом. Работа с упражнением 255 стр. 197 нахождение местоимений в тексте.

6) Индивидуальная (дифференцированная) работа

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые

универсальные учебные действия

Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

1. Работа обучающихся с упражнением № 256 стр. 198. Самостоятельная работа по составлени предложений.

2. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Стр. 199 упр. 257 по заданию, правило учить в тетради.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые

универсальные учебные действия

Рефлексия деятельности Организует рефлексию Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

- Что нового узнали? Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

- Какие задания вам понравились? Почему?

Закончи фразу «На уроке мне было интересно…»

- Кто испытывал трудности? Закончи фразу «Мне было трудно…

Публикации по теме:

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Конспект урока математики в 1 классе «Число и цифра 0» Урок математики в 1 классе по теме «Число и цифра 0» Тема: Число и цифра 0. Цель: Сформировать представление о числе 0, научить распознавать.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Понятие о местоимении» в 7 классе
Опубликовано: 13 ноября 2022 в 08:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока «Понятие о местоимении» в 7 классе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Барсукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД